КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
Перспективы современного менеджмента 65 Развитие управления в России 53 Развитие менеджмента 32 Национально-исторических факторов на Разнообразие моделей менеджмента. Влияние Этапы и школы в истории менеджмента 19 Менеджмента 11 Условия и факторы возникновения и развития Развития 3 Природа управления и исторические тенденции его Кострома ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Субачев А.А. «История менеджмента» СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Управление в той или иной мере интересовало передовые умы человечества с древних времен. «Искусство управлять людьми — самое трудное и высокое из всех искусств» (Перикл, 490-429г. дон. э.). Во все исторические эпохи, в каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, культурная и пр.) деятельность общества, человеческих коллективов сознательно управлялась. Управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности. Возникновение управления как особой деятельности в обществе обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, специализировавшего труд производителей и коллективов. С самого зарождения человеческого общества в нем присутствовали основные элементы, субъекты и объекты управленческой деятельности: ♦ ресурсы; ♦ люди; ♦ условия внешней среды; ♦ цели и задачи поддержания жизнедеятельности сообщества;
♦ определенные правила взаимодействия и совместной деятельности членов сообщества; ♦ коммуникации и адекватные им информационные потоки прямых и обратных связей, побуждавших к тем или иным действиям; ♦ определенные технологии деятельности, которые необходимо было создавать, развивать и передавать/распространять между членами сообщества; ♦ требования разделения труда. Все это обусловило необходимость появления управления как специфического вида деятельности, которое возникло с разделением труда и выделением групп людей и отдельных лиц, занимающих разное положение в трудовых процессах, в том числе в процессах производства и обмена. Управление включает в себя все аспекты жизнедеятельности общества, общественных отношений, в т.ч. экономические, правовые, культурные, поведенческие, производственные — все, что определяет целесообразное функционирование и развитие человеческих сообществ. Принято считать, что базисом человеческого развития, общественных отношений является экономика, экономические/производственные отношения. Главными признаками управления в человеческом обществе являются: ♦ сохранение целостности человеческого сообщества или его определенной части (страны, коллективы, организации и пр.); ♦ обеспечение функционирования и развития человеческого сообщества (или его определенной части); ♦ осуществление управления в виде управляющих воздействий и реакций на них. В человеческом сообществе термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
Управление — понятие широкое. Известно управление машинами, химическими или другими процессами. Оно основано на знании законов механики, физики, химии. Но в обществе происходит управление не только вещами, но и людьми, коллективами людей в процессе производства ими материальных благ. И это — наиболее сложная деятельность. О ней и пойдет дальше речь. Существует множество разнообразных подходов к определению значения слово «управления». В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции (смотрите Приложение 1). Управление определяют как науку, искусство, процесс, аппарат, функцию[1], систему, осознанные действия, вид деятельности. Управление всегда направлено на определенный материальный предмет, человека, группу людей. Оно является непрерывным[2] и всегда направлено на достижение определенного результата. При этом используются все имеющиеся возможности (разнообразные ресурсы), с условием их наиболее эффективного использования - т.е. достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Базируясь на данных характеристиках можно дать следующую формулировку термина управление: Управление - совокупность осознанных действий чего-нибудь (кого-нибудь), направленных на (кого-то/что-то) определенный объект или субъекта, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем использования имеющихся возможностей для получения определенногорезультата при наименьших затратах. Следует отметить, что понятие «управление» относится им только к человеческим сообществам и трактуется гораздо шире., В самом широком смысле понятие «управление» неразрывно связано с понятием «система», которое в кибернетическом смысле означает множество элементов, находящихся и отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство. Система понимается также, как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, которому присущи: определенная целостность, единство, функционирования и развитие (целесообразно осознанное и ни неосознанное).
В указанном контексте «управление» понимается как функция биологических, социальных, технических, организационных и прочих систем, которая обеспечивает им целостность, сохранение их структуры и определенного режим деятельности. Управление само является системой и предполагает выработку и осуществление управляющих воздействий и, соответственно, в системе управления выделяется: ♦ управляемая система, являющаяся объектом управления. В самом широком смысле состояние объекта управления (управляемой системы) определяется в каждый момент его предшествующими состояниями, управляющими воздействиями управляющей системы и воздействиями среды (внутренней и внешней); ♦ управляющая система, субъект управления, часть системы управления, осуществляющая управляющие воздействия для поддержания и развития объекта управления в индии ном системой целей направлении. Суть управления сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Таким образом, существуют по крайней мере три класса систем управления:
История управления, управленческих взглядов уходит в далекое прошлое. В сущности, можно сказать, что именно управление создало человеческое общество и способствовало его развитию. Менеджмент появился позже — когда появилась производственная/предпринимательская деятельность, оформленная в тех или иных организованных формах (прообразах современных организаций). Под историей управления следует понимать возникновение, развитие и смену систем управления в конкретных исторических условиях в прошлом, а также совокупность знаний (в т. ч. и научных результатов) об этих процессах. Источником и базисом становления управления явилось формирование первых общественных отношений, реализуемых через инстинкты и обусловленных зарождением механизмов власти, в том числе таких рычагов, как повиновение, понукание, исполнение, послушание, подчинение, уважение к старшему, более опытному, опасение наказания, инстинктивное стремление к коллективизму и пр.
В настоящее время история управления является развивающейся областью знаний. Отечественной литературы, посвященной этому вопросу, относительно мало. Есть ряд изданий по истории менеджмента, однако, как правило, эти работы содержат изложение позиций научных школ менеджмента лишь XX века. Возникновение менеджмента, являющегося управлением на уровне предпринимательских организаций, уходит в глубину веков не так далеко, как история собственно управления. История развития человеческого общества — это процесс организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности в разделении общественного труда, сопровождающегося ростом его производительной силы. С этим процессом связана и история развития управленческой мысли. История возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно 4-5 тысячелетий. Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций, цивилизаций. Можно спорить о периодизации в менеджменте/управлении, но невозможно опровергнуть связь прогресса общественного разделения труда с ростом его производительности. Рассмотрим основные подходы к классификации истории управления. В принципе классификация исторических аспектов присутствует во многих дисциплинах — истории управления, истории экономики, истории экономических учений, истории предпринимательства, история права, культуры, истории как таковой и т.п. В каждой из этих дисциплин есть свои специфические подходы, однако можно выделить общие принципы. Изучение истории управления требует определенной классификации исторических периодов, цивилизаций, методов управления и пр. По сути, история управления — это история общества в аспектах общественных отношений в рамках разделения труда. Поэтому наиболее близкой классификацией следует считать систему классификации в экономической истории, наиболее тесно связанной с историей управления. Периодизация истории управления (по аналогии с подобными классификациями в истории экономики) может производиться по следующим классификационным подходам: ♦ хронологический (рассмотрен в п.1.2.2); ♦ цивилизационный (рассмотрен в п. 1.2.2); ♦ по способам производства; ♦ по этапам развития производственных отношений; ♦ по способам распределения продукта; ♦ формационный; ♦ страновой; ♦ технологический. Можно выделить семь принципиальных этапов (нередко их называют управленческими революциями) развития менеджмента. Указанные этапы соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий и знаменуют собой поворотные моменты в теории и практике управления. Многие исследователи предлагают указанные исторические периоды подразделять на этапы меньшей длительности. Естественно, это относится, в основном, к трем последним по времени этапам, когда заметно усилилось влияние управления на общественную жизнь и были сформированы соответствующие концепции. Первый этап управленческого развития (4-5 тыс. лет назад) жпрпктеризуется как «религиозно-коммерческий». Он произошел в период формирования рабовладельческих государств ни Древнем Востоке и привел к возникновению власти жрецов и ««рождению письменности. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. Появился особый слой жрецов — религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. В результате появился новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Благодаря пополнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли потоками средств. В результате первого этапа менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие. Второй этап управленческого развития наступил приблизительно через тысячу лет после первого и связан с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который вывел управление из бытового на уровень государственного масштаба, ввел элементы нормотворчества. Второй этап дал образцы сугубо светского, аристократического стиля управления. В процессе второго этапа управленческого развития произошло выделение группы людей, профессионально занимавшихся управлением государством, а также отделение функций управления государством от церковной власти. Суть второй революции в развитии управленческой мысли заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной организации и регулирования отношений людей, и наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть и методов мотивации. Данный этап характеризуют как «светско-административный». Третий этап управленческого развития получил название «производственно-строительный» и начался примерно через тысячу лет после смерти Хаммурапи. Основным итогом третьего этапа в управлении, относимым по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью. В эпоху правления царя Навуходоносора II (005-562гг. до н. э.) происходило строительство Вавилонской лишни и висячих садов, а также развивалась система производственного контроля на текстильных мануфактурах и в зерно хранилищах. Подобный метод контроля позволял точно установить, сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что это применяется в своей основе и современной текстильной промышленности. Например, Навуходоносор ввел в практику применение цветных ярлыков. С их помощью определялось качество пряжи, поступавшей в производство еженедельно.Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции'— все это характеризует третий этап управленческого развития. В период третьего этапа управленческого развития произошло выделение группы людей, профессионально занимающихся управлением в сфере производства и строительства. Четвертый этап управленческого развития происходил в средние века в т.н. прединдустриальный период и первоначально характеризовался доминированием профессиональных гильдий и сотрудничеством («сообщество главнее личности»). Несколько позднее (в т.н. эпоху Просвещения, Ренессанса) усилился мотив прибыли и стремления торговых классов к власти. В более поздний период Реформации возникла новая религиозная доктрина, объединившая указанные тенденции — прибыль стала своего рода показателем шансов того или иного человека к обретению добродетели. Акцент в сфере производственных отношений резко сместился к конфликту. Принятие решений стало индивидуальным делом. Пятый этап управленческого развития практически совпадает во времени с великой индустриальной революцией XVIII-XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Индустриальная революция дока-лала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Индустриальная революция оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем предшествующие катаклизмы. По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), начинала созревать современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Важнейшей характеристикой этого этапа в области управления является то, что произошло отделение управления от собственности, а также от капитала и от сферы непосредственного производства, и зарождение профессионального управления. Новая система собственности ускорила развитие промышленности. На этом этапе уже сознательно и регулярно развивались теория и практика менеджмента, для чего появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция и связанные с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествовавшие революции. Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности. Новая система собственности обусловила отдаление управления от производства и капитала и в конце концов привела к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление. Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. В фабричную эпоху деятельность менеджера ограничивалась процессом производства, в то время весьма далекого от организации труда на научной основе. Функции менеджмента, однако, постоянно расширялись. В его рамки постепенно входят планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенствование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась система формирования и исполнения бюджета предприятия — бюджетирование. Как уже отмечалось, менеджмент ориентирован на предпринимательский, частный сектор, а не на государственный. Более того, он оформился как научный и социальный инструмент не в средних и мелких фирмах, хотя там свободное предпринимательство и так было развито, а в крупных корпорациях. Здесь потери от несовершенного управления могли быть колоссальными. Поэтому благосостояние государства, получающего налоги от частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления. Следовательно, истоком пятого этапа развития управления выступила буржуазная революция. Она обозначила выход на историческую арену совершенно новой фигуры — предпринимателя. Острейшая потребность в качественном профессиональном управлении привела к формированию нового типа «управленца» — наемного управляющего — менеджера. Однако промышленная революция и классический капитализм в то время остались временем буржуа. Менеджер как особая фигура не стал еще профессионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма возникли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров произошел новый радикальный переворот в обществе, который и стал пятой революцией в управлении.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |