Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Атомистические материалистические концепции души в античной философии




Ионическая (милетская) философская школа — основная тема: поиск и обоснование четырех перво­элементов мира. Основатель Фалес Милетской (624-546 гг. до н. э.), по словам Аристотеля, — «отец науки» и первый, кто предпринял попытку устано­вить «физическое начало» без мистических пред­положений, полагая, что все виды материи проис­ходят из воды. Анаксимен (570-500 гг. до н. э.) считал основной субстанцией Вселенной воздух. Гераклит Эфесский (536-470 гг. до н. э.) утверж­дал, что первоэлементом мира является огонь. Ав­тор фундаментальной концепции ритмичности (жизнь и смерть, здоровье и болезнь, сон и бодр­ствование) полагал, что субстанция огня симво­лически отражает эту фундаментальную динами­ку жизни.

Элейская школа — основная идея: основу мира составляют четыре первоэлемента (земля, огонь, воздух, вода) и их сочетания.

Алкмеон (500-е гг. до н. э.) вывел первую наив­но-рационалистическую концепцию мышления (мозг, подобно железе внутренней секреции, выде­ляет мысль, слуховые и зрительные восприятия могут быть ошибочными из-за того, что каналы, по которым они достигают мозга, засоряются). Алк­меон первым начал производить опыты над мозгом животных.

Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.) первым сформу­лировал эволюционную идею выживания за счет приспособления, полагая, что мир одушевлен и в нем действуют два полярных энергетических ис­точника — любовь и ненависть.

Демокрит (460-395 гг. до п. э.) — основополож­ник атомистической материалистической филосо­фии — имел следующие представления: атомы -мельчайшие субстанции, недоступные чувствам, ко­торые различаются по форме, величине и подвиж­ности.

Душой обладают все предметы живой и нежи­вой природы. Подобный взгляд на природу мира получил название панпсихизма.

Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких, не­обыкновенно подвижных. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое, именно потому, «проникая в тяжелое», при­водят тело в движение.

Тело и душа — две взаимосвязанные субстанции, обе они сродни окружающему миру и являются производными единой материальной атомарной

праматерии. Душа, однако, обладает большей энергетикой движения, поэтому действует на тело по принципу толчка. Атомы души подобны ато­мам огня. Они рассеяны в пространстве, когда сложные тела распадаются, атомы души покида­ют их.

Процесс дыхания — это процесс обмена атомами души с окружающим пространством и телами в нем; таким образом, с каждым актом дыхания душа об­новляется. В связи с этим нельзя не вспомнить о современных психотерапевтических практиках, сфокусированных на процессе дыхания, а также о том, что слова воздух, дыхание и душа — одноко-ренные. Болезнь — результат изменения пропорции атомов, а старость — это состояние, при котором число подвижных атомов в организме уменьшает­ся. Душа есть и у мертвого тела, но в очень малых количествах.

Представления о процессе познания. Позна­ние описывается как двухуровневый процесс — вос­приятие (чувства) и мышление. Восприятие (нача­ло и источник познания) — процесс физический по своей природе, механизм восприятия описан через так называемую теорию истечения. Соотношение двух уровней познания: согласно Демокриту, вос­приятие — самое верное знание, но оно ограничено в своих возможностях, так как дает единичное пред­ставление. Мышление («светлый род знания») дает возможность охватить сумму частных явле ний и «постичь сокровенное», но оно чревато ошибками.

Выделение мира субъективной психической реаль­ности и понимание его отличия от мира объектив­ной внешней реальности. В учении Демокрита на­чинают различаться качества, которые существуют «поистине» (объективно), и качества, которые су­ществуют в «общем мнении» (в восприятии и мыш­лении). Реальность физического мира стали отде­лять от реальности психического мира, и между ними нашли первые различия.

«Мнимы чувства: боль, горький вкус, жара, хо­лод, цвет; истинны лишь атомы и пустота».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.