КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Атомистические материалистические концепции души в античной философии
Ионическая (милетская) философская школа — основная тема: поиск и обоснование четырех первоэлементов мира. Основатель Фалес Милетской (624-546 гг. до н. э.), по словам Аристотеля, — «отец науки» и первый, кто предпринял попытку установить «физическое начало» без мистических предположений, полагая, что все виды материи происходят из воды. Анаксимен (570-500 гг. до н. э.) считал основной субстанцией Вселенной воздух. Гераклит Эфесский (536-470 гг. до н. э.) утверждал, что первоэлементом мира является огонь. Автор фундаментальной концепции ритмичности (жизнь и смерть, здоровье и болезнь, сон и бодрствование) полагал, что субстанция огня символически отражает эту фундаментальную динамику жизни. Элейская школа — основная идея: основу мира составляют четыре первоэлемента (земля, огонь, воздух, вода) и их сочетания. Алкмеон (500-е гг. до н. э.) вывел первую наивно-рационалистическую концепцию мышления (мозг, подобно железе внутренней секреции, выделяет мысль, слуховые и зрительные восприятия могут быть ошибочными из-за того, что каналы, по которым они достигают мозга, засоряются). Алкмеон первым начал производить опыты над мозгом животных. Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.) первым сформулировал эволюционную идею выживания за счет приспособления, полагая, что мир одушевлен и в нем действуют два полярных энергетических источника — любовь и ненависть. Демокрит (460-395 гг. до п. э.) — основоположник атомистической материалистической философии — имел следующие представления: атомы -мельчайшие субстанции, недоступные чувствам, которые различаются по форме, величине и подвижности. Душой обладают все предметы живой и неживой природы. Подобный взгляд на природу мира получил название панпсихизма.
Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких, необыкновенно подвижных. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое, именно потому, «проникая в тяжелое», приводят тело в движение. Тело и душа — две взаимосвязанные субстанции, обе они сродни окружающему миру и являются производными единой материальной атомарной праматерии. Душа, однако, обладает большей энергетикой движения, поэтому действует на тело по принципу толчка. Атомы души подобны атомам огня. Они рассеяны в пространстве, когда сложные тела распадаются, атомы души покидают их. Процесс дыхания — это процесс обмена атомами души с окружающим пространством и телами в нем; таким образом, с каждым актом дыхания душа обновляется. В связи с этим нельзя не вспомнить о современных психотерапевтических практиках, сфокусированных на процессе дыхания, а также о том, что слова воздух, дыхание и душа — одноко-ренные. Болезнь — результат изменения пропорции атомов, а старость — это состояние, при котором число подвижных атомов в организме уменьшается. Душа есть и у мертвого тела, но в очень малых количествах. Представления о процессе познания. Познание описывается как двухуровневый процесс — восприятие (чувства) и мышление. Восприятие (начало и источник познания) — процесс физический по своей природе, механизм восприятия описан через так называемую теорию истечения. Соотношение двух уровней познания: согласно Демокриту, восприятие — самое верное знание, но оно ограничено в своих возможностях, так как дает единичное представление. Мышление («светлый род знания») дает возможность охватить сумму частных явле ний и «постичь сокровенное», но оно чревато ошибками. Выделение мира субъективной психической реальности и понимание его отличия от мира объективной внешней реальности. В учении Демокрита начинают различаться качества, которые существуют «поистине» (объективно), и качества, которые существуют в «общем мнении» (в восприятии и мышлении). Реальность физического мира стали отделять от реальности психического мира, и между ними нашли первые различия.
«Мнимы чувства: боль, горький вкус, жара, холод, цвет; истинны лишь атомы и пустота».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |