Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Психологические идеи поздней античности

Во II в. до н. э. после распада Греции политиче­ским и экономическим центром стал Рим, однако культуры завоеванных стран, и особенно Греции, продолжали сильно влиять на Римскую империю. В I в. н. э. христианство признается государствен­ной религией Римской империи, а в IV в. Выходит за пределы Рима. Психологические идеи этого пе­риода сильно окрашены религиозным, духовным содержанием.

Неоплатонизм Плотина (205-270 гг.) и концеп­ция эманации души. Плотин — один из крупней­ших философов раннего христианства. Религиоз­ные ценности отрешенности, смирения, уединения и погруженности в себя получили теологическое обоснование в философии Плотина. Концепция мироздания и человека в нем, названная эманаци­ей души (от лат. emanatio — истечение), выглядит следующим образом. Первая ипостась — Абсолют (или Единое) — самопродуцирующая активность, благо, которое творит само себя, причина себя, то, что существует в себе и для себя, — «causa sui» (при­чина самого себя). Все сущее изливается из Едино­го иррадиирующими лучами, волнами тепла. Вто­рая — Нус (или Дух) — интеллектуальное начало. Третья — Душа разумная проистекает из Духа, ее предназначение — управлять чувственным миром и упорядочивать его. Индивидуальная душа соедине­на с физическим телом. Последний и самый низший уровень воплощения — материя. Душа разумная мо­жет быть обращена вверх, к чистой мировой Душе — Духу или вниз, к грешной материи, но жизненное предназначение человека — соединиться с мировой Душой, утратив собственную индивидуальность.

Христианская философия Августина Блажен­ного (354-430 гг.). Августин Блаженный (Аврелий Августин, Святой Августин) — сложная, противоречивая фигура рубежа поздней античности и раннего средневековья. Значение его как ученого определяется тем, что он открыл новую форму фи­лософских размышлений — философствование в вере, полагая, что вера и разум взаимно дополня­ют друг друга, а понимание — это вознаграждение веры («Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы ра­зуметь»), Августин признавал ложным античный путь познания через свободный индивидуальный поиск, основанный на рациональном, утверждая, что только христианский путь, основанный пре­имущественно на вере, ведет к истине. С филосо­фии Августина начинаются перелом и разделение теологической и философской традиций. Всю фи­лософию Августина можно охарактеризовать как теоцентрическию (от греч. теос — бог), так как понимание бога является в ней центральным.

В начале своей жизни Августин был ритором, т. е. учителем в светской школе; после прочтения трактатов Цицерона обратился к философии и пре­имущественно к работам Плотина, который по духу был ему ближе всех. В возрасте 33 лет принял кре­щение, умер в сане епископа в североафриканском г. Гиппоне. Наиболее известной его работой, ше­девром поздней античности считается «Исповедь», написанная в 397 г., явившаяся новым философ-ско-психологическим жанром исповедальной авто­биографии.

Представления о душе. Душа — самобытная субстанция — не содержит в себе ничего матери ального, создана богом и бессмертна. Она имеет функции мышления, памяти и воли, отличается от тела совершенством. Душа познает бога, а тело пре­пятствует этому познанию, поэтому, подавляя чув­ственные наслаждения, человек помогает душе со­вершать свой путь познания. Основу духовной жизни составляет воля, из чего следует, что челове­ческую сущность определяет не разум, а его дея­тельное начало — активная воля.

Представления о познании также носят выра­женный религиозный характер. Бог — это объект познания, причина познания и инструмент позна­ния. В познании открываются сущностные вещи, оно метафизично.

Этика Святого Августина. Цель человеческой жизни — счастье, состоящее из познания бога и ис­пытания души. Познание бога возможно только с помощью глубокого погружения в себя, узнавания себя («Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа»; «Лучшее, конечно, то, что внутри меня»). В этике нет жесткого противопоставления добра и зла: доб­ро абсолютно, а зло — это отсутствие добра или не­кая начальная ступень добра, на которой его еще нет. Зло возникает там, где ничего не делается хо­рошо в силу гордыни либо вожделенности. Соглас­но этой логике и тому, что наблюдаемо, мир состоит из двух миров: «Града Божьего», где правят любовь к богу и презренье к себе, и «Града Земного» — мира государственности, или социальной жизни чело­века, основанной на любви к себе и презрении к богу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские представления Сократа. Сократ | Тема 7. Научные и философские идеи периода Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.