Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Балетный театр Соединённых Штатов Америки


В XVII веке в Америке театра ещё не было. Балет Соединённых Штатов Америки начал свою жизнь сравнительно недавно. По мере того как росли города, в Америку стали приезжать на гастроли театральные, в том числе и балетные, труппы из других стран. Они давали представления в Нью-Йорке, Филадельфии, Александрии, Бостоне. В 1839 году в Америке гастролировал брат Марии Тальони Поль с женой, затем Жан Петипа с сыном Мариусом. Большую любовь американского зрителя к балетам пробудила своими танцами Фанни Эльслер. Она танцевала в балетах «Тщетная предосторожность» и «Швейцарская молочница». После успехов Эльслер гастроли европейских артистов стали постоянными. В начале XX века особый успех выпал на долю знаменитой русской балерины Анны Павловой. Труппа Сергея Дягилева, студии и школы М. Мордкина и М. Фокина ближе познакомили американцев с классическим балетом. Таким образом, балетные театры США своим появлением обязаны русским педагогам и балетмейстерам М. Мордкину, А. Соколовой, М. Фокину, Дж. Баланчину; и формирование эстетического идеала хореографического искусства в начале XX века в Америке проходило под непосредственным влиянием русского классического балета.

С середины XIX века в Америке становятся популярными музыкальные комедийные представления с танцами, предшественники современных мюзиклов. Параллельно с этим шло развитие танца модерн. Первыми хореографами, для которых главным стал танец модерн, были известные американские танцоры Руфи Сен – Денис и Тед Шоун. Они стремились в танце передать чувства и мысли современного человека, используя для этого пластику танцев Индии, Египта, Японии. Руфи Сен – Денис и Тед Шоун основали в Лос – Анжелесе школу, которая называлась «Денишоун». В отличие от Айседоры Дункан они не отвергали классический танец, а использовали его выразительные возмо-жности. В свою систему они включили и отдельные находки и приёмы Дельсарта, Жака – Далькроза, Айседоры Дункан. Поставленные ими танцы сопровождала серьёзная музыка.

Продолжателями идей школы «Денишоун» стали выдающиеся американские балетмейстера Марта Грэхэм и Дорис Хемфри.



Марта Грэхэм - ученица школы «Денишоун», танцовщица и балетмейстер, сторонни- ца танца модерн. Её исполнительская и балетмейстерская манера отличалась ярким рисунком и в оформление спектакля – движущиеся декорации, символическую бутафорию, разговорный диалог и многое другое. Она создавала свои композиции на музыку известных композиторов – Скрябина, Дебюсси, Равеля, Онеггера, Франка, или на музыку, специально написанную для неё современными американскими композиторами. Темы её постановок – библейские легенды или античные мифы и сказания, древнегреческие трагедии, которым придавалось современное звучание. Символические образы древних сказаний помогали воплощать сложные жизненные и философские проблемы. Марта Грэхэм создала свою систему преподавания, свою систему

 

-32-

педагогических приёмов и организовала школу современного танца. Лучший её балет – «Весна в Аппалачских горах» на музыку А. Копленда.

Дорис Хэмфри, продолжая линию своих учителей из школы «Денишоун», разработала технику лёгких быстрых движений, навыки контроля за движением. Многие танцы

Хэмфри были в ложногреческом стиле, танцевала она под самую разнообразную музыку: классическую, современную. Использовала шумы и выразительные звуки, крики, гудение. Дорис Хэмфри тоже организовала свою школу. Как педагог она отличалась умением открыть в ученике индивидуальность. Её лучшие ученики – Хосе Лимон и Сибилла Ширер.

Балетмейстер Агнес Де Миль особенно популярна в Америке. Свои постановки она строила на американском танцевальном фольклоре. Её балет «Родео» и мюзикл «Оклахома!» имели в этом плане историческое значение, поскольку народному американскому танцу были приданы в них театральные формы. Танец в интерпретации Агнес Де Миль из развлекательного превратился в сценическое действие, стал раскрывать характеры героев, создавать настроение спектакля, развивать линию действия. В её репертуаре социальная драма «Четыре Марии», трагедия «Легенда Фолл – Ривер», комедия «Три девы и дьявол», танцевальный спектакль «Репетиция». На творчество Агнес Де Миль оказал большое влияние автор психологических балетов Антони Тюдор. Это особенно сказалось в балете «Легенда Фолл – Ривер».

Одно из значительных мест в истории американской современной хореографии занимает Джон Батлер. Он добился больших творческих удач в различных жанрах: в классическом балете, в танце модерн, в опере, оперетте, в музыкальных спектаклях. Стиль работы Джона Батлера включает в себя и технику классического танца, и технику танца модерн. Своё начальное хореографическое образование он получил в штате Миссисипи, затем в училище в Нью – Йорке, брал уроки у Марты Грехем, танцевал в балетах Агнес Де Миль. В 1955 году он организовал свой танцевальный коллектив. Джон Батлер использует в своей работе и фольклор. Примером могут служить такие постановки, как «Кармина Бурана», «Времена года в аду».

Балетмейстер Джером Роббинс тоже ставит и классические балеты, и танец модерн. Использует он и джаз – танец. Его постановки отличаются глубиной эмоциональных переживаний, социальной направленностью, а также оригинальностью танцевальных форм, умением использовать в танце естественные движения человека. Не случайно Джером Робинс считается блестящим стилистом современного американского балета. Среди его постановок «Вестсайдская история», «Матросы на берегу» на музыку Л. Бернстайна, «Фанфары» на музыку Б. Бриттена, «свадебка» И. Стравинского, балет «Движения», идущий без музыкального сопровождения, « Танцы на вечеринке».

Роберт Джофри – хореограф и педагог, в прошлом блестящий солист. Он много экспериментирует. Так, в балете «Астарта» он использует киноэкран, электронную музыку. Мигающие огни, действие переносит в зрительный зал или за кулисы. Очень интересно им поставлен балет « Гамелан».

 

 

-33-

Алвин Николаис тяготеет к мистическим балетам . В его балете «Тотем» показывается цепь магических заклинаний и зарождение колдовства. Работы Николаиса наполнены поэтической таинственностью, мрачной грустью. Он остро чувствует время и



пространство, широко использует техническое и актёрское мастерство танцоров,

флюоресцентное освещение, световые эффекты. Но Николаис не ограничивается только постановкой балетов, он пишет статьи, преподаёт в университетах, сочиняет музыку.

К третьему поколению американских хореографов относятся балетмейстеры Хосе Лимон и Алвин Эйли.

Хосе Лимон был известный американский танцовщик и хореограф. Он родился в Мексике, но с 7 лет жил в США. Увлёкшись танцами, Хосе Лимон поступил в школу Дорис Хемфри и Чарлза Вейдмана. Протанцевав в их труппе почти 10 лет, он пробует ставить собственные хореографические номера. Вернувшись из армии в 1945 году, Хосе Лимон организовал свою танцевальную труппу. Его эстетическое кредо заключается в таких его словах: «В форме, близкой к ритуалу, танец может показать и великие трагедии всего человечества, и огромные порывы одного человека. Никогда искусство не

Было так необходимо людям, как в наши дни. Подобно искусству таких великих мастеров, как Джотто, танец должен воздействовать на людей, чтобы они становились лучше». Сначала Хосе Лимон работал с Дорис Хэмфри, а с 1958 года возглавил свой коллектив. Наиболее популярные его постановки: «Павана мавра», «Плач по Иньясио Санчесу Мехиас» на стихотворение Ф. Гарсиа Лорки и музыку Нормана Ллойда и «Император Джонс» по сюжету Ю. О’Нила на музыку бразильского композитора

Э. Вила Лобоса. В них с большим мастерством хореограф раскрывает хореограф раскрывает психологическое состояние героев. Особый интерес в творчестве Хосе Лимана представляет мужской танец. Это сближает его с Тедом Шоуном. Их обоих волновала проблема мужского танца. Отвергая всякую манерность и изнеженность, Лимон создаёт мужественный, атлетический стиль. Здесь следует назвать его композицию о легендарных вождях индейцев «Не воспетые».

В труппе Хосе Лимона было всего 16 человек. Среди его артистов знаменитые американские танцовщики и танцовщицы: Паулина Конер, Карла Максуэлл, Клей Тальяферро, Гари Мастерс, Эдуард Десото и другие.

Для женской группы Хосе Лимон поставил «Танцы для Айседоры», «Орфей», «Карлотта»ю бессюжетный танцевальный номер «Хореографическое подношение» на музыку И. С. Баха он поставил в честь Дорис Хэмфри.

Большим успехом пользуется работа и современного американского хореографа Алвина Эйли. В его «Американском театре танца» всего 15 танцовщиков. Они бережно сохраняют музыкально – танцевальное наследие американских негров. Репертуар театра составляют постановки, кроме Алвина Эйли, также Т. Битти, Д. Холдера, Л. Хортона и других хореографов, которые хорошо знают негритянский фольклор.

Алвин Эйли родился в штате Техас. В детские годы он часто слушал странствующих негритянских певцов – исполнителей блюзов и спиричуэлс. Естественно, на всём творчестве Алвина Эйли ощущается влияние негритянского вокального, музыкального и танцевального фольклора. Учился Алвин Эйли в Лос – Анджелесе в студии Лестера

-34-

Хортона. Здесь он продолжал свои занятия и тогда, когда поступил в Калифорнийский университет на факультет иностранных языков. Алвин Эйли сначала танцевал и ассистировал Хортону. Но после внезапной смерти Хортона в 1953 году, он стал балетмейстером и художественным руководителем коллектива. В творчестве Эйли воплотились основные идеи Лестера Хортона. Это – ясность хореографического рисунка, доступность содержания и формы постановок, глубокое уважение к национальным традициям всех народов, составляющих население США. Его первые работы «Оплакивание утра» и «По заветам святого Франциска» сразу принесли популярность молодому балетмейстеру. В то же время он берёт уроки у Марты Грэхэм, Дорис Хэмфри, Чарлза Вейдмана, Анны Соколовой. Расставшись с ансамблем Хортона, Алвин Эйли уезжает в Нью – Йорк. Здесь он организует «Американский театр танца». Несмотря на то что в своей работе Эйли использует классический танец, приёмы драматического театра, он остаётся ярким представителем американского танца модерн. Репертуар постановок театра Алвина Эйли очень разнообразен по стилю, по форме, настроению, музыке, хореографии. Это балеты «Икар» и «Сотворение мира». Танцевальные композиции «Псалмы», «Безмолвие», «Путешествие» и другие.

Среди американских балетмейстеров особое место занимает Джордж Баланчин. Начиная с 1925 года, он поставил свыше 100 балетов. Классический танец Джордж Баланчин (Баланчивадзе) изучал в Петербургском театральном училище, занимаясь в классе А. Андрианова. Баланчин создал неоклассический стиль в балете. Он признаёт в балете сюжет и драматургию. Хотя среди его балетов библейская легенда «Блудный сын» и романтическая «Сомнамбула», однако он считает, что танец не должен быть связан с сюжетом или сложной структурой тематического спектакля. Любую самую нетанцевальную музыку, утверждает он, можно воплотить в танце. Баланчин поражает зрителя интересными рисунками, линиями танцев, движениями танцующих, масштабностью всего происходящего, его постановки: «Серенада» на музыку П. И. Чайковского, «Шотландская симфония» на музыку Ф. Мендельсона, «Тема с вариациями», «Хрустальный дворец», «Орфей», «Пульчинелла», «Свадебка», «Поцелуй феи» и другие - тому доказательство.

Труппа Джорджа Баланчина воспитана на единых художественных принципах. Артисты обладают свободой и гибкостью в технике классического танца, ориентируются в танцевальной музыке, ощущая ритм, дух и мелодическую основу каждого движения, умеют пластически воплощать все оттенки сложнейших музыкальных партитур балетов Баланчина. Поэтому так разнообразен почерк этого балетмейстера. В его хореографической палитре сложные образы, наполненные глубокой человеческой мыслью и удивительной поэзией, неистощимой фантазией и изобретательностью. Его творчество повлияло на рождение крупных артистических индивидуальностей, таких как Аллегра Кент, Виолет Верди, Жак д’Амбуаз, Артур Митчелл, умеющих передавать в пластике и сложные философские образы, и романтическую одухотворённость хореографа, и причудливость его разнообразных танцевальных рисунков, композиций, отдельных движений.

 

-35-

Репертуар балетных трупп США многообразен. В него входят классические спектакли, ультрасовременные балеты мюзиклы, сюжетные и бессюжетные концертные номера. Большой популярностью пользуется и танец модерн. Но если в 30 – е годы XX века он занимал главное место в хореографии Америки, то после второй мировой войны танец модерн утратил эту свою позицию. В него активно входит фольклор. Танец модерн

используют как выразительное средство и в классических балетах , и в мюзиклах, и в кино.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список балетов Большого театра | Английский балетный театр

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2220; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.