Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правительственный курс 80 -90 годов. Александр 3

Власть принял Александра 3 (1881 – 1894), который, пользуясь возмущением населения, начинает политические репрессии. Его не готовили специально к царствованию, он стал наследником в 20 лет. Идеалом Александра 3 было неограниченное самодержавие, строгая опека над обществом, укрепление сословных рамок, усиление русских начал на окраинах империи (русификация) самобытное развитие без излишних европейских заимствований. Исключительно сильный физически (завязывал узлом кочергу), уступавший в образовании отцу и Александру 1, Александр 3 был волевым и патриотически настроенным человеком, что сделало его политику в конкретный период времени 80 – 90 годов весьма успешной. Отметим также, что Александр 3 вошел в историю как царь – «Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.

Ближайшими помощниками и советниками Александра 3 становятся реакционные политические и общественные деятели, среди которых выделялись журналист М.Н.Катков и обер–прокурор Синода К.П.Победоносцев. Последнему принадлежит колоритная фраза, что «самая большая ложь нашего времени – демократия»; или: «Человеку нельзя давать свободу, так как он ущербен и несовершенен». Если М. Катков в борьбе с нововведениями призывал опираться на политико – административные меры, то К.Победоносцев считал необходимым активнее использовать церковь и религию в воздействии на сознание людей. При Александре 3 широко отмечалось такие даты, как: 900 – летие крещения Руси, 400 – летие смерти Сергия Радонежского, 500 – летие Куликовской битвы.

Политика Александра 3 получила в исторической литературе название «политики контрреформ». Можно назвать три основные направления александровских контреформ:

- борьба с революционерами и ужесточение контроля за разными категориями населения;

-усиление позиций дворянства в органах власти;

-ограничение возможностей получения образования для детей из низших сословий.

Политика контреформ в основном свелась к следующим основным мероприятиям:

1) В апреле 1881 года был обнародован манифест «О незыблемости

самодержавия».

2) В соответствии с «Положением о мерах к охранению государственной

безопасности и общественного спокойствия» (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда и следствия ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

3) Был введен институт земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян – помещиков и осуществляли административный контроль над крестьянами;

4) Проведена земская контрреформа, которая увеличивала имущественный ценз для городских жителей и давала возможность укреплять позиции дворянства в осуществлении самоуправления;

5) Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости – буржуазии и дворянству;

6) Изменения внесены и в судебную систему. Так повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство;

7) Ужесточился контроль за высшими учебными заведениями.

Университетский устав 1884 года фактически упразднял автономию университетов; ректор и профессора назначались правительством. Для студентов вводилась форменная одежда, возросла почти в 2 раза стоимость обучения. Все студенческие организации запрещались. Представителям низших сословий затруднялась возможность получения образования. «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) (министр Делянов) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей, а именно «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей»

8) Крестьянский вопрос. В 1881 году отменялось временнообязанное состояние крестьянства. В качестве общих черт положения крестьянства до и после 1881г. отметим: 1) крестьяне должны были платить выкуп за землю; 2) сохранялось малоземелье крестьянства; 3) крестьянам не вернули отрезки; 4) запрещен выход из общины с землей; 5) крестьянство оставалось неполноправным сословием. Разница в положении крестьянства была в том, что 1) Положение 1881г. отменяло временнообязанное положение крестьян; 2) крестьяне должны были выплачивать государству долг за невыплаченные помещикам выкупные платежи; 3) снижены выкупные платежи.

9) Правительство регламентировало отношения с рабочими. В 1882 году был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 года запрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 года продолжительность рабочего дня для взрослых мужчин ограничивалась 11,5 часами. Эти законы носили характер уступок нарождающемуся рабочему движению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отмена крепостного права | Внешняя политика России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.