Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допускается применение принципа взаимности




Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица.

Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой согласованный между заинтересованными государствами на основе норм международного права акт правовой помощи, заключающийся в передаче физического лица, совершившего преступление международного характера, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

Приведенное определение свидетельствует о том, что все вопросы, касающиеся выдачи преступников, относятся исключительно к внутренней компетенции государства, на территории которого находится преступник. Только государства заключают международные договоры о выдаче, принимают по этим вопросам внутригосударственные акты, осуществляют межгосударственную практику по вопросам экстрадиции.

В настоящее время является общепризнанным положение о том, что выдача преступников — это право государства, а не его обязанность. Только оно в силу своего территориального верховенства вправе решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, находящихся на его территории, с учетом национального законодательства. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора, и то с определенными условностями, рассматриваемыми ниже. Выдача предполагает последующее привлечение к уголовной ответственности выдаваемого лица, и она возможна только после совершения преступления. Это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и осуждено лишь за то преступление, которое явилось правовым основанием для его выдачи.

Следовательно, государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена. Государство, осуществляющее выдачу, может оговорить, что оно соглашается выдать преступника лишь за определенный круг преступных деяний.

Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом. Конечно, сам факт выдачи является не наказанием, а только мерой, способствующей его применению.

В практике государств более распространены случаи, когда требуют и передают не осужденное лицо, а лишь обвиняемое в совершении преступления, поэтому необходимо доказать виновность выданного подозреваемого лица. В этой связи возникает один из достаточно сложных процессуальных вопросов института экстрадиции, а именно о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.

Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера (например. Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества 1968 г.; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и др.), региональные и двухсторонние соглашения о правовой помощи (например, Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.; Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. и др.), национальные законодательства.

Суть вопроса заключается в том, что для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование. При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение о том, чтобы, прежде чем суд приступит к установлению наличия состава преступления, был получен ответ на предварительный вопрос: предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношениях государства, к которому предъявлено данное требование.

Обязанность соблюдения условий взаимности провозглашена в действующем законодательстве Испании (закон о выдаче преступников 1958 г., ст. 2), Люксембурга (закон 1870 г., ст. 1), Израиля (закон 1954 г., ст. 2) и в законодательстве некоторых других государств. Таким образом, ряд стран требуют для осуществления выдачи преступников непременного соблюдения принципа (условия) взаимности. Основным доводом в пользу этого обстоятельства указывается необходимость уважать равенство всех государств, соблюдать их суверенные права. В то же время у государства нет препятствий для того, чтобы добровольно ограничить свой суверенитет и осуществлять выдачу преступника при отсутствии других исключающих этот акт обстоятельств. В ином случае государство, основываясь на определенной трактовке своего суверенитета, рискует стать своеобразным убежищем для уголовных преступников. Поэтому в правовой доктрине большинства цивилизованных государств обозначилась ярко выраженная тенденция в пользу исключения из национального законодательства требования взаимности как неприемлемого условия выдачи преступников.

В указанных выше и аналогичных международно-правовых документах делается отсылка к принципу «двойного вменения», в соответствии с которым лицо подлежит выдаче в случае, когда совершенное им деяние квалифицируется как преступление по национальному законодательству запрашивающего и запрашиваемого государства. При этом, как уже отмечалось выше, в уголовном законодательстве обоих государств (или многостороннем договоре) за преступление, влекущее выдачу преступника, должна быть предусмотрена санкция в виде лишения свободы с указанием определенного срока.

При рассмотрении принципа «двойного вменения» нельзя не учитывать и имеющееся во многих странах разделение на преступления и проступки, хотя такое разделение приводило к определенным практическим трудностям главным образом в силу несовпадения разграничения указанных понятий в различных национальных законодательных системах.

Идентификация состава преступления в соответствии с уголовно-правовыми нормами обоих заинтересованных государств еще не означает, что соблюдены все требования для преследования преступника в соответствии с национальным законодательством. Несмотря на установленный факт наличия состава преступления, истечение срока давности или акт амнистии могут сделать невозможным привлечение преступника к уголовной ответственности. Эти обстоятельства, разумеется, не могут не приниматься во внимание при решении вопроса о выдаче. В то же время в целом общая тенденция с теми или иными оговорками развивается в направлении того, чтобы в подобных случаях предпочтение отдавалось национальному законодательству государства, требующего выдачи.

Субъектом выдачи является физическое лицо, совершившее преступление и осужденное за него или подозреваемое в таковом и находящееся вне пределов территории государства, требующего выдачи.

Решение вопроса о выдаче находится в весьма определенной и тесной связи с гражданством лица, в отношении которого поступило такое требование. В большинстве государств выдача собственных граждан запрещена. Этот запрет содержится в конституциях или законах о гражданстве. Однако еще на III Международной конференции по унификации международного права была достигнута договоренность о том, что принцип невыдачи собственных граждан не применим к лицам, совершившим международные преступления. Международная договорная практика идет по другому пути. Так, принцип невыдачи собственных граждан нашел свое определенное закрепление в Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года (п. 1 «а» ст. 6). Гражданство определяется на момент принятия решения в отношении выдачи. Если запрашиваемая сторона не выдаст своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны представляет дело на рассмотрение своих компетентных органов с последующей информацией запрашивающей стороны (п. 2 ст. 1).

Вместе с тем ряд стран — Австрия, Великобритания, Израиль, Индия, Канада и США — допускают возможность выдачи собственных граждан на взаимной основе.

Лица без гражданства могут быть выданы по усмотрению государства, на территории которого они постоянно проживают. Лица с двойным гражданством подлежат защите на территории всех государств, гражданами которых они являются.

Несколько по-иному обстоит дело с выдачей граждан третьих стран, так как нормы международного права в таких случаях не обязывают производить выдачу. При этом каждое государство руководствуется национальным законодательством.

В практике международных отношений утвердилось понятие «предпочтительная юрисдикция». Речь идет о том, что в некоторых случаях выдачи одновременно требует не одно, а несколько государств (например, когда преступление совершено на территории нескольких государств). В таких случаях государство, к которому направлены требования о выдаче, может принять различные решения. Вместе с тем в практике международных отношений в подобных случаях предпочтение отдается или государству, на территории которого совершены наиболее тяжкие преступления, или государству, которое первым направило просьбу о выдаче.

Как уже отмечалось, выдача может иметь место после факта совершения преступления. Между тем, как известно, далеко не каждое преступление является основанием для экстрадиции.

Прежде всего, наряду с принципом невыдачи своих граждан утвердился принцип невыдачи политических преступников, который закреплен в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и в национальном законодательстве. Однако, несмотря на единство взглядов на признание самого принципа, в зарубежной правовой доктрине и международной практике нет единства в подходе к толкованию вопроса об установлении политического характера преступления. Установление политического характера совершенного преступления, как правило, производится в судебном порядке. Существует деление политических преступлений на «абсолютные» и «относительные». К первым относятся деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям).

К «относительным» политическим преступлениям причисляются деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии или оппозиционного движения; поджог склада с оружием вблизи городской черты, населенного пункта с целью вызвать восстание или гражданскую войну и т.д.). Эти так называемые «относительные» политические преступления вызывают основные трудности и споры при их квалификации, что ведет к исключению этих деяний из разряда политических.

Практике института экстрадиции известны неединичные случаи, когда лица, опасающиеся уголовной ответственности в своем государстве за совершенные ими общеуголовные преступления, скрывались за границей и просили там политического убежища.

Определение характера преступления относится к внутренней политике государства, на территории которого находится беглец.

Государства для определения экстрадиционных преступлений придерживаются нескольких систем:

1) в международно-правовом документе дается исчерпывающий перечень таких преступлений;

2) государства вообще не дают перечня экстрадиционных преступлений, а применяют критерий тяжести совершенного преступления и наказания.

В Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года установлено, что если правонарушение, в связи с которым запрашивается выдача, наказывается смертной казнью в запрашивающем государстве-участнике и если в отношении данного правонарушения такое наказание не предусматривается законодательством запрашиваемого государства-участника, то экстрадиция может быть разрешена только на основании заверения запрашивающего государства-участника в том, что смертная казнь применена не будет (ст. 11). Аналогичные правовые нормы содержатся во многих международно-правовых документах о выдаче;

3) применяется смешанная система, при которой в международных договорах и национальном законодательстве одновременно дается перечень экстрадиционных преступлений и указываются в качестве критерия сроки уголовного наказания. Иными словами, выдача возможна на условиях принципа «двойного вменения» с учетом критерия тяжести совершенного преступления и наказания за него.

Государство, ставящее вопрос о выдаче, должно направить запрашиваемому государству надлежащим образом оформленное соответствующее требование. При этом сложился порядок, что направление требования об экстрадиции, равно как и любых других документов, связанных с этим актом, осуществляется, как правило, дипломатическим путем.

В Конвенции Совета Европы 1957 года прямо подчеркивается, что требование о выдаче должно иметь письменную форму и его следует направлять по дипломатическим каналам (ст. 12). К требованиям о выдаче обычно прилагаются документы, доказывающие обоснованность самого требования.

В тех случаях, когда требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, запрашиваемое государство-участник может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающего государства-участника (п. 1 ст. 59). В то же время, когда запрашивающее государство-участник не представит в установленный срок истребуемых дополнительных сведений, запрашиваемое государство-участник должно освободить лицо, взятое под стражу (п. 2 ст. 59).

Право требования дополнительной информации компетентным Органом стороны, которой предъявлено требование о выдаче, считается общепризнанным и в договорной практике западных государств. Закреплено такое право и в Конвенции Совета Европы 1957 года (ст. 13).

Следует отметить, что в истории экстрадиции и в настоящее время имели место случай, когда возможность истребования дополнительной информации использовалась в качестве способа, чтобы в одностороннем порядке избежать взятых на себя обязательств. Неудивительно, что в таких случаях процедура выдачи иногда растягивается не только на многие месяцы, но и на годы. Это происходит, в частности, в тех случаях, когда государство, которому предъявляется требование, по тем или иным причинам не желает его удовлетворить, но не считает нужным или возможным заявить об отказе в экстрадиции.

Взятие под стражу возможно и до получения требования о выдаче, в порядке так называемого предварительного ареста, при наличии ходатайства заинтересованного государства, гарантирующего последующее представление требования о выдаче. О взятии под стражу до получения требования о выдаче уведомляется государство, от которого поступило ходатайство или на территории которого, как считают компетентные органы страны, арестовавшей преступника, было совершено преступление.

Лицо, взятое под стражу на основании ходатайства о предварительном аресте, может быть освобождено, если в течение установленного договорного срока со дня отправки уведомления об аресте не поступит требования о выдаче.

В теории и практике экстрадиции считается общепризнанным, что процедура рассмотрения требования о выдачи преступника регламентируется исключительно национальным законодательством государства, которому предъявлено такое требование. В некоторых случаях это специально оговаривается, как, например, в ст. 22 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года. Когда такой оговорки нет, она подразумевается как сама собой разумеющаяся.

Государство, удовлетворившее требование о выдаче, извещает по дипломатическим каналам государство, направившее это требование, и определяет место и время передачи преступника. Вместе с ним передаются вещи, добытые преступным путем, а также предметы, которые могут иметь доказательство по уголовному делу. Такой порядок является общепринятым и подтверждается практически во всех международно-правовых документах по экстрадиции.

 

 

3. Международные организации в борьбе с преступностью

В условиях постоянного роста преступности международное сообщество вынуждено координировать вопросы борьбы с преступностью в рамках межправительственных и неправительственных организаций. На универсальном уровне этими вопросами призвана заниматься ООН. Ст. 3 Устава ООН закрепляет необходимость международного сотрудничества в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе и борьбу с преступностью. В эту работу включены ее главные, вспомогательные органы и ряд специализированных учреждений.

Ведущую роль при этом играет Генеральная Ассамблея ООН. На ее сессиях рассматривались проблемы предупреждения преступности до конца 20 века, смертной казни, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимались конвенции по борьбе с международным терроризмом, незаконным распространением наркотиков и другими международными уголовными преступлениями, а также создавались специальные комитеты и органы по борьбе с ними.

Совет Безопасности ООН рассматривает названные вопросы в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии.

В Секретариате ООН имеется специальное подразделение «Сектор ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию», который в пределах своей компетенции занимается профилактической работой и готовит рекомендации Генеральному Секретарю ООН и секретариату. Генеральный Секретарь выступает с докладами на сессиях Генеральной Ассамблеей ООН.

Особо следует отметить деятельность Комиссии международного права ООН, которая призвана содействовать прогрессивному развитию международного права и его кодификации. В ее состав входят 34 члена, избираемые на 5 лет Генеральной Ассамблеей ООН.

Международный Суд ООН рассматривает конкретные дела.

Работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на ЭКОСОС. В его системе функционирует ряд специальных вспомогательных органов. К ним относятся Комиссия по правам человека. Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по международному терроризму, Подкомиссия по незаконной торговле наркотиками, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Решением Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1991 г. Комитет прекратил свое существование и вместо него была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС.

Свой вклад в борьбу с международной преступностью вносят региональные исследовательские институты и центры ООН, дислоцирующиеся в Риме, Хельсинки, Каире, Токио, Коста-Рика.

Ряд специализированных учреждений ООН в пределах своих функций ведет борьбу с преступностью. Среди них ИКАО, ИМО, МОТ, ВОЗ. ЮНЕСКО, МАГАТЭ. Под их эгидой разработаны и приняты международные конвенции по борьбе с конкретными преступлениями международного характера и разработаны рекомендации по борьбе с ними.

Вопросами борьбы с международными уголовными преступлениями занимаются и неправительственные международные организации. В их числе - Международная ассоциация уголовного права (МАУП), которая основана в 1924 г. на базе Международного союза специалистов по уголовному праву. Она имеет консультативный статус в ЭКОСОС ООН и осуществляет свою деятельность с помощью национальных групп отдельных стран. В ее компетенцию входит подготовка и проведение международных конгрессов (один раз в 5 лет), предоставление консультаций ООН и ее органам и организациям

Международное криминалистические общество (МКО) также вносит свой вклад в борьбу с международной преступностью. Оно основано в 1934 г.

 

Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

Единственной международной организацией, принимающей непосредственное участие в борьбе с международными преступлениями уголовного характера, является Международная организация уголовной полиции или Интерпол

В 1923 году в Вене был созван Международный полицейский конгресс, в работе которого приняли участие 138 представителей из 20 стран, в основном европейских, а также Японии, Китая и США. Конгресс, принял решение об учреждении Международной комиссии уголовной полиции, а также ее устав. Штаб-квартира организации разместилась в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией. В современном виде воссоздана в 1946 г.

Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. Осенью 1989 г. штаб-квартира Интерпола была переведена в г.Лион на юго-востоке Франции. Ее членами являются более 160 государств. СССР вступила в нее в 1990 г. С 1982 г. Интерпол получил в ООН статус международной межправительственной организации.

Согласно ст. 1 устава, основные цели Комиссии заключались в том, чтобы способствовать формированию практики оказания взаимной служебной помощи между органами безопасности в рамках действующих в отдельных странах законов и заботиться о создании и успешной деятельности всех учреждений, призванных вести борьбу с уголовными преступлениями.

Высшим органом Комиссии был съезд представителей стран. Деятельностью Комиссии руководили президент, избираемый сроком на пять лет, а также четыре вице-президента. Комиссия не имела межгосударственного статуса. В 1949 году ЭКОСОС ООН установил с Комиссией консультативные связи как с неправительственной организацией. Статус международной неправительственной организации в 1982 году был изменен на статус международной межправительственной организации.

Период с 1923 по 1941 год — это период организационно-правового становления Комиссии. Была создана система учета «особо опасных лиц», а также картотека «международных преступников», которая в 30-е годы насчитывала свыше 100 тыс. человек. Сотрудничество стран ограничивалось только обменом информацией.

Вторая мировая война приостановила деятельность Комиссии. Однако после окончания войны руководители полицейских служб выступили с инициативой о возрождении деятельности Международной комиссии уголовной полиции. В 1946 году в Брюсселе состоялся Конгресс, который вместо устава 1923 года утвердил временные положения о целях, задачах и принципах своей деятельности. В частности, в них был включен пункт о недопустимости участия организации в военных действиях.

Однако ни устав 1923 года, ни временные правила не отвечали требованиям и реалиям современной жизни. Поэтому в 1954 году участники сессии Комиссии приняли решение о разработке и принятии нового устава организации. Новый устав был принят в 1956 году в Вене. Он закрепил новое название организации — Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Местом ее пребывания является Лион (Франция).

Основные цели, которые ставит перед собой Интерпол, — это обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции, развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней. Основные направления деятельности:

регистрация и хранение сведений о «международных преступниках» (к примеру, Интерпол имеет картотеку на более чем 600 террористических организаций) и преступлениях международного характера;

международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести, а также похищенного имущества и др.

В соответствии со ст. 4 любое государство может уполномочить свой официальный орган полиции выступать в качестве члена Организации. Просьба о приеме в члены направляется генеральному секретарю. Решение о принятии в члены принимается Генеральной ассамблеей большинством в 2/3 голосов.

Структура Интерпола включает в себя: Генеральную ассамблею, Исполнительный комитет. Генеральный секретариат. Национальные центральные бюро. Институт советников.

Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, в состав которой входят представители государств-участников. Каждая страна направляет для участия в сессии делегацию, которая состоит из чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, чья работа» связана с деятельностью Организации, а также из специалистов по конкретным проблемам.

Каждая делегация при голосовании имеет один голос. Все решения принимаются простым большинством голосов, за исключением вопросов, для решения которых требуется 2/3 голосов (внесение изменений и дополнений в устав, прием новых членов, избрание президента Организации и т.д.).

Генеральная ассамблея проводит ежегодные- сессии обычно осенью.

В ст. 2 Устава Интерпола указаны цели деятельности организации:

а) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в рамках действующего в их странах законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общеуголовной преступностью.

Устав запрещает любое вмешательство Организации уголовной полиции или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3 Устава).

Срочный розыск отличается от обычного тем, что в экстренных случаях, минуя Генеральный секретариат, НЦБ сами посылают по телексу или по факсу просьбу о розыске бежавшего лица в НЦБ страны его временного нахождения.

В срочный розыск бывает вовлечено ограниченное число стран, так как он объявляется тогда, когда ориентировочно известны страны или регион нахождения лица. Инициатор розыска обязан известить Генеральный секретариат о его объявлении и попутно проверить, нет ли там информации о разыскиваемом.

Срочный розыск, не принесший успеха в течение трех месяцев со дня объявления, заменяется обычным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.