КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История возникновения и развития высших учебных заведений в миреЛекция 4 Система образования, ее характеристика. 1. Непрерывность образования (сущность, функции, принципы и пути реализации) 2. Вариативные типы и виды образовательных учреждений в современной системе образования. 3. Дополнительное образование (типы, виды образовательных учреждений) Литература: 1. Беспалько, В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. – Рига, 1992. 2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999. 3. Кузьмина, Н.В. Основы вузовской педагогики. – Л.. 1972. 4. Основы педагогики и психологии высшей школы /под ред. Петровского А.В. 5. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2003. В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. 1. В 4 веке до н.э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название «Академия». 2. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение – Ликей 3. В эллинскую эпоху Птолемеем был основан Мусееум (от лат. Museum – место, посвященное музам) 4. В Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа – Аудиториум (от лат. Audire – слушать), которое с 9 века стали именовать «Магнавра» («Золотая палата») 5 Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания – богословия, праву, математике, астрономии, истории, географии, грамматике, риторике, медицине, философии. Образовательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.
В конце 11-начале 12 веков отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. (Н-р, именно так возник Парижский университет (1200), который вырос из объединения школы Сорбонны с медицинской и юридической школами.) позднее Оксфорд (1206), Кембридж (1231), Лиссабон (1290) Основные черты первых университетов:
Парадигмы и модели университетского образования На протяжении длительного процесса развития университетского образования можно выделить исторически изменчивые типы парадигм:
Под влиянием доминирующей образовательной парадигмы и спектра различных факторов сформировались модели университетского образования
Первые высшие учебные заведения в России. В России, в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725 г. — как самостоятельный Петербургский университет был заново учрежден в 1819 г., Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыграла Академия наук, созданная в Петербурге по указанию Петра. Ее первое заседание прошло в самом конце 1825 г. уже после смерти Петра. По инициативе и проекту М. В. Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет, что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования — «гимназия — университет — академия». В Указе от 12 января 1755 г. одновременно с учреждением университета впервые был сформулирован ряд важных положений политики в области образования, в частности, отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей «национальными людьми», чтения лекций на русском языке и обеспечения тесной связи теории с практикой в обучении. Позже этот принцип стал методологическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе. В том же 1755 г. был принят первый университетский Устав, которым определялся статус университета и регламентировалась его внутренняя жизнь, Новые варианты Устава, вышедшие в 1804,1835 и 1884 гг., отразили изменения политики самодержавия в области высшего образования. Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Отмена крепостного права (1861), последовавшие за ней реформы 1861 —1870 гг., промышленный переворот в России и распространение либерально-демократических настроений сыграли важную роль в возникновении в стране движения в пользу женского образования. Одним из его наиболее известных сторонников был выдающийся русский педагог Н. А. Вышнеградский. Во второй половине XIX в. открываются первые «всесословные женские училища» как важное звено системы среднего образования. Тем не менее в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Поводом для этого послужил отказ Московского и Дерптского университетов в приеме женщин на обучение. Именно поэтому многие русские девушки из состоятельных семей вынуждены были учиться в зарубежных университетах, в частности в Швейцарии. Со временем под влиянием просвещенных слоев населения в России стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые «Бестужевские высшие женские курсы» в Петербурге, которые с 1878 г. возглавлял К. И. Бестужев-Рюмин. Курсы эти готовили учителей, врачей, общественных деятелей. В 1886 г. все женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце 19-нач 20 вв. Существовали они на благотворительные пожертвования и плату за обучение, не присваивали никаких знаний, но готовили специалистов достаточно высокого уровня и были весьма популярны. Лекция 5. Дидактика, понятие, сущность и содержание План: 1. Общее понятие о дидактике. 2. Функции дидактики. 3. Основные категории дидактики. 4. Основные дидактические концепции. Литература: 1. Андреев В.И. Педагогика – Казань, 2003. 2. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2003. 3. Педагогика: Учебное пособие /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. 4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. уч. заведений: в 2 кн. – М., 2004. 5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2000. 6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие /под ред. В.А.Сластенина. – М., 2004.
1. Общее понятие о дидактике.
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения; теория обучения. Д. – педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Д. исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования. Слово «дидактика» происходит от греческого «didaktikos», что означает «обучающий». Считается, что этот термин ввел немецкий педагог Вольфган Ратке (1571-1635). Под Д.он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский. В 1632 г. он написал на чешском языке «Великую дидактику». Под Д. Я.А.Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». (Большой вклад в разработку Д. внесли такие такие известные педагоги, как И.Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидактами Ю.К.Бабанским, М.А.Даниловым, Л.В.Занковым, М.Н.Скаткиным и др.)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |