Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития высших учебных заведений в мире




Лекция 4 Система образования, ее характеристика.

1. Непрерывность образования (сущность, функции, принципы и пути реализации)

2. Вариативные типы и виды образовательных учреждений в современной системе

образования.

3. Дополнительное образование (типы, виды образовательных учреждений)

Литература:

1. Беспалько, В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. – Рига, 1992.

2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.

3. Кузьмина, Н.В. Основы вузовской педагогики. – Л.. 1972.

4. Основы педагогики и психологии высшей школы /под ред. Петровского А.В.

5. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2003.

В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения.

1. В 4 веке до н.э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название «Академия».

2. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение – Ликей

3. В эллинскую эпоху Птолемеем был основан Мусееум (от лат. Museum – место, посвященное музам)

4. В Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа – Аудиториум (от лат. Audire – слушать), которое с 9 века стали именовать «Магнавра» («Золотая палата»)

5 Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания – богословия, праву, математике, астрономии, истории, географии, грамматике, риторике, медицине, философии.

Образовательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.

  1. В Европе на протяжении 12-15 веков начинаются появляться первые университеты.

В конце 11-начале 12 веков отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. (Н-р, именно так возник Парижский университет (1200), который вырос из объединения школы Сорбонны с медицинской и юридической школами.) позднее Оксфорд (1206), Кембридж (1231), Лиссабон (1290)

Основные черты первых университетов:

  • Главным предметом было богословие.
  • Важной чертой университетов я/я наднациональный, демократический характер.
  • Мобильность, легко могли переезжать с одного места на другое, н-р, из-за чумы или войн.
  • Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Позже землячеств поя/сь факультеты/ колледжи
  • Представители наций и факультетов(деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора, который обладал временным, обычно на год, полномочиями.
  • Большинство университетов имели несколько факультетов
  • Содержание образования определялось программой семи свободных искусств (низшая – тривиум, высшая – квадриум)
  • От студента требовалось посещение занятий: обязательных дневных (ординарных) и повторительных вечерних

 

Парадигмы и модели университетского образования

На протяжении длительного процесса развития университетского образования можно выделить исторически изменчивые типы парадигм:

  1. Культурно-ценностная
  2. Академическая
  3. профессиональная
  4. технократическая
  5. гуманистическая

 

 

Под влиянием доминирующей образовательной парадигмы и спектра различных факторов сформировались

модели университетского образования

По признаку целевой направленности и специфики доминирующего содержания университетского образования По признаку включенности в социальные структуры и способу управления
традиционная (классическая) рационалистическая университет как государственно-ведомственная организация университет как автономное высшее учебное заведение
Система академического образования как процесс передачи мол. Поколению универсальных элементов культуры, знания, достижения науки Ориентирована на успешную адаптацию к современному обществу и цивилизации, высокое качество университетской подготовки, глубокую специализацию в сфере будущей профессии Организуется с централизованным определением целей, содержания образования, через ГОСт, номенклатуру специальностей, учебных планов и дисциплин. Предполагает организацию образования в рамках собственной структуры через разностороннюю кооперацию деятельности университетских подсистем разного типа, уровня, ранга

 

Первые высшие учебные заведения в России.

В России, в границах ее современной территории, первыми наи­более известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и нави­гационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725 г. — как самостоятельный Петербургский университет был заново учрежден в 1819 г., Горное училище (1733), Морской кадет­ский корпус (1750).

Важную роль в становлении высшего образова­ния в России сыграла Академия наук, созданная в Петербурге по ука­занию Петра. Ее первое заседание прошло в са­мом конце 1825 г. уже после смерти Петра.

По инициативе и проекту М. В. Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет, что позволило завершить трехступенча­тую модель единой системы образования — «гимназия — универси­тет — академия». В Указе от 12 января 1755 г. одновременно с учреждением университета впервые был сформу­лирован ряд важных положений политики в области образования, в частности, отмечалась необходимость замены иностранных препо­давателей «национальными людьми», чтения лекций на русском языке и обеспечения тесной связи теории с практикой в обучении. Позже этот принцип стал методологическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе. В том же 1755 г. был принят первый университетский Устав, которым определялся статус университета и регламентировалась его внутренняя жизнь, Новые варианты Устава, вышедшие в 1804,1835 и 1884 гг., отразили изменения политики самодержавия в области высшего образования.

Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Отмена крепостного права (1861), последо­вавшие за ней реформы 1861 —1870 гг., промышленный переворот в России и распространение либерально-демократических настроений сыграли важную роль в возникновении в стране движения в пользу женского образования. Одним из его наиболее известных сторонни­ков был выдающийся русский педагог Н. А. Вышнеградский. Во второй половине XIX в. открываются пер­вые «всесословные женские училища» как важное звено системы среднего образования.

Тем не менее в 1863 г. выпускницам женских гимназий был за­крыт доступ к высшему образованию. Поводом для этого послужил отказ Московского и Дерптского университетов в приеме женщин на обучение. Именно поэтому многие русские девушки из состоя­тельных семей вынуждены были учиться в зарубежных университе­тах, в частности в Швейцарии. Со временем под влиянием просве­щенных слоев населения в России стали создаваться высшие жен­ские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянско­го происхождения. Среди них наиболее известными были так назы­ваемые «Бестужевские высшие женские курсы» в Петербурге, кото­рые с 1878 г. возглавлял К. И. Бестужев-Рюмин. Курсы эти готовили учителей, врачей, общественных деятелей. В 1886 г. все женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце 19-нач 20 вв. Существовали они на благотворительные пожертвования и плату за обучение, не присваивали никаких знаний, но готовили специалистов достаточно высокого уровня и были весьма популярны.

Лекция 5. Дидактика, понятие, сущность и содержание

План:

1. Общее понятие о дидактике.

2. Функции дидактики.

3. Основные категории дидактики.

4. Основные дидактические концепции.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика – Казань, 2003.

2. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2003.

3. Педагогика: Учебное пособие /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. уч. заведений: в 2 кн. – М., 2004.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2000.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие /под ред. В.А.Сластенина. – М., 2004.

 

1. Общее понятие о дидактике.

 

Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения; теория обучения.

Д. – педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Д. исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.

Слово «дидактика» происходит от греческого «didaktikos», что означает «обучающий».

Считается, что этот термин ввел немецкий педагог Вольфган Ратке (1571-1635). Под Д.он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических методических основ обучения.

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский. В 1632 г. он написал на чешском языке «Великую дидактику». Под Д. Я.А.Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». (Большой вклад в разработку Д. внесли такие такие известные педагоги, как И.Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидактами Ю.К.Бабанским, М.А.Даниловым, Л.В.Занковым, М.Н.Скаткиным и др.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.