Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие социальной педагогики за рубежом




Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно. Однако и сама педагогика оформилась в самостоятельную научную область только в XVII в. Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) и его гениальным произведением «Великая дидактика», в котором был определен предмет исследования этой науки.

В истории развития социальной педагогики можно выделить ряд периодов.

Первый — начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.

Второй период - ХУП-Х1Х вв., - характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.

XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как периоды буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами, реальной свободой.

На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др.

С начала XX в. начинается третий период - период развития социальной педагогики как самостоятельной науки, который отнюдь нельзя назвать «безоблачным». Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп (1854-1924) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Рассматривая основные функции человеческого существования, П.
Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая -связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая - с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развираются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья - разум - раскрывается в общности. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей.

Вместе с развитием социальной педагогики как науки в Германии активно развивается сфера профессиональной деятельности специалиста в области социальной педагогики. С 1908 г. начата подготовка социальных педагогов; в начале 70-х годов в университетах Германии начата подготовка социальных педагогов с высшим образованием. Следует отметить, что в Германии, наряду с социальной педагогикой, на протяжении XX века активно развивается как самостоятельная область знания

 

 

Особенности развития социальной педагогики в России

 

Временной интервал наука практика
Первая половина XVIII в. отсутствуют   Экспериментальные социально-педагогические учреждения И.И. Бецкого  
Вторая половина XIX в отсутствуют - Яснополянская школа Л.Н. Толстого; - Массовая благотворительность  
Начало XX. – 1917 г. Труды П.Ф.Лесгафта Труды В.П.Вахтерова Труды П.Ф.Каптерева Экспериментальные социально- педагогические учреждения К.Н.Вентцеля, Е.Н. Орловой, С.Т. Шацкого; Первые общественные объединения.  
20 годы XX в - социально-педагогическая концепция С.Т. Шацкого; -коммунистическая концепция воспитания В.И. Ленина и Н.К. Крупской; - педагогика среды М.В. Крупениной   - Инновационные социально- педагогические учреждения (коммуны, детские площадки, пионерские лагеря, опытные станции, дома пионеров); - Педагоги новаторы: - А.С. Макаренко и В.Н. Сорока-Россинский; Новые коммунистические детские и молодежные организации.
30 гг. XX в. – 1985 г. - «Школоцентризм»; - теории коммунистического воспитания; - объявление социальной педагогики буржуазной наукой; - Идеологические и воспитательные программы пионерских и комсомольских организаций; - группы продленного дня
1985-1989 гг. Коммунарская методика: педагогика сотрудничества - Педагоги-новаторы: Шаталов, Лысенкова, Иванов; - Демократические педагогические движения; -Инновационные виды образовательных учреждений; - Авторские школы
1989-1991 гг. ВНИК «Школа-микрорайон» Широкомасштабный социально-педагогический эксперимент – введение новой должности «социальный педагог» в систему образования
1992-1999 гг. - создание центра социальной педагогики РАО; - открытие кафедр социальной педагогики в вузах; - активная разработка теории и методики программ социальной педагогики Введение должности «социальный педагог» в ОУ разного типа и вида; Появление и развитие социально-педагогических служб; Инновационные социальные учреждения в системе образования и новые детские молодежные общественные учреждения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.