КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический аспект социализации человека
Основные этапы, стадии социализации.
Этапы соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Периодизация А.В.Мудрик весьма условна, но удобна с социально-педагогической т.зр.: Младенчество – от рождения до 1 года Раннее детство – 1-3 года Дошкольное детство – 3-6 лет Младший школьный возраст – 6-10 лет Младший подростковый возраст – 10-12 лет Старший подростковый возраст – 12-14 лет Ранний юношеский возраст – 15-17 лет Юношеский – 18-23 года Молодость – 23-30 лет Ранняя зрелость – 30-40 лет Поздняя зрелость – 40-55 лет Пожилой возраст – 55-65 лет Старость – 65-75 лет Долгожительство – свыше 75 лет. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодёжи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами, к которым можно отнести: · Мегафакторы – космос, планета, мир; · Макрофакторы – страна, этнос, государство; · Мезофакторы – регион, тип поселения, СМК, субкультура; · Микрофакторы – семья, группы сверстников. Воспитательные организации, конфессии; · Микросоциум.
Человек становится полноценным челеном общества, будучи не только объектом, но и, важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие) Условно можно выделить педагогические задачи социализации на разных возрастных этапах: 1. Естественно-культурные 2. Социально-культурные 3. Социально-психологические
Естественно-культурные задачи — достижение определенного уровня физического и сексуального развития. Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые — специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в Социально-психологические задачи — это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает удовлетворяющую человека реализацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |