Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический аспект социализации человека




Основные этапы, стадии социализации.

 

Этапы соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Периодизация А.В.Мудрик весьма условна, но удобна с социально-педагогической т.зр.:

Младенчество – от рождения до 1 года

Раннее детство – 1-3 года

Дошкольное детство – 3-6 лет

Младший школьный возраст – 6-10 лет

Младший подростковый возраст – 10-12 лет

Старший подростковый возраст – 12-14 лет

Ранний юношеский возраст – 15-17 лет

Юношеский – 18-23 года

Молодость – 23-30 лет

Ранняя зрелость – 30-40 лет

Поздняя зрелость – 40-55 лет

Пожилой возраст – 55-65 лет

Старость – 65-75 лет

Долгожительство – свыше 75 лет.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодёжи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами, к которым можно отнести:

· Мегафакторы – космос, планета, мир;

· Макрофакторы – страна, этнос, государство;

· Мезофакторы – регион, тип поселения, СМК, субкультура;

· Микрофакторы – семья, группы сверстников. Воспитательные организации, конфессии;

· Микросоциум.

 

 

Человек становится полноценным челеном общества, будучи не только объектом, но и, важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь.

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие)

Условно можно выделить педагогические задачи социализации на разных возрастных этапах:

1. Естественно-культурные

2. Социально-культурные

3. Социально-психологические

 

Естественно-культурные задачи — достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые — специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в

Социально-психологические задачи — это становление самосоз­нания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каж­дом возрастном этапе имеют специфические содержание и спосо­бы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня са­моуважения и меры самопринятия.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею опре­деленной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятель­ности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.

Самореализация предполагает удовлетворяющую человека реа­лизацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельно­сти и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы ус­пешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциаль­ными.

Самоутверждение - достижение человеком субъективной удов­летворенности результатом и (или) процессом самореализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.