Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Особенности проведения избирательной кампании по выборам депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва

Вопросы для повторения

1. В чем состоит административный порядок разрешения избирательных споров?

2. Назовите основные оспариваемые обстоятельства, связанные с назначением и проведением выборов в Российской Федерации.

3. Какие виды ответственности предусмотрены в Уголовном законе и Административном законе за нарушение избирательных прав граждан?

  1. В чем состоит судебный порядок рассмотрения избирательных споров? Его достоинства и недостатки.

Цели и задачи изучения темы: при изучении данной темы студенту необходимо уяснить, какие выборы проводятся на территории Российской Федерации, и на основании каких федеральных законов, а также особенности их проведения в Белгородской области в 2005 году, в связи с учетом последних изменений избирательного законодательства и законодательства о мастном самоуправлении. Особенности порядка формирования Белгородской областной Думы. Порядок формирования представительных и исполнительных органов муниципальных образований Белгородской области.

При изучении темы необходимо: воспользоваться богатым практическим и нормативным правовым материалом избирательной комиссии Белгородской области.

16 октября 2005 года состоялись выборы депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва, ставшие важным государственным и политическим событием для Белгородской области, а также заметным мероприятием в масштабе всей России.

Официальное начало избирательной кампании было положено 16 июля 2005 года после опубликования в областной общественно-политической газете «Белгородские известия» постановления Белгородской областной Думы от 14 июля 2005 года № 43-33–III «О назначении выборов депутатов в Белгородскую областную Думу четвертого созыва».

Главная особенность избирательной кампании состояла в том, что впервые в истории Белгородской области выборы депутатов Белгородской областной Думы проводились по смешанной мажоритарной и пропорциональной системе. В соответствии с Уставом Белгородской области Белгородская областная Дума состоит из 35 депутатов, при этом Избирательным кодексом Белгородской области определено, что 17 из них избираются на основе мажоритарной системы по соответствующим одномандатным избирательным округам и 18 депутатов избираются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу.

Сложность, а подчас напряженность избирательной кампании состояла в том, что с основными выборами были совмещены выборы 3196 депутатов земских (городских, поселковых) собраний первого созыва в 315 вновь образованных муниципальных образованиях Белгородской области, назначенных постановлением Белгородской областной Думы от 28 июля 2005 года № 44-51-III и избираемых по мажоритарной избирательной системе в одномандатных и многомандатных избирательных округах. Именно эта особенность наложила отпечаток на всю многомесячную кропотливую подготовительную работу избирательных комиссий всех уровней, органов государственной власти и местного самоуправления области.

Подготовка к предстоящим выборам депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва и органов местного самоуправления избирательная комиссия области начала задолго до официального назначения выборов. Постановлением избирательной комиссии области еще 26 ноября 2004 года № 43/249 был утвержден перечень из 51 нормативного акта, методических материалов, форм документов, разрабатываемых в 2004-2005 годах для подготовки и проведения выборов депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва и органов местного самоуправления сельских (городских) поселений Белгородской области.

В первом полугодии 2005 года избирательная комиссия области подготовила и рассмотрела на своих заседаниях около 40 нормативных правовых, методических материалов, все необходимые формы документов (протоколов, удостоверений, списков и других) по подготовке и проведению выборов. Все эти документы были направлены всем участникам избирательного процесса, заранее проработаны на совещаниях-семинарах с территориальными избирательными комиссиями, региональными отделениями политических партий, руководителями и специалистами органов местного самоуправления.

Избирательной комиссией области к концу 2004 года был подготовлен и внесен в областную Думу в порядке законодательной инициативы комиссии законопроект - Избирательный кодекс Белгородской области в новой редакции. Рабочий проект Кодекса предварительно обсуждался и дорабатывался с участием прокуратуры области, правовых управлений аппарата Белгородской областной Думы и аппарата губернатора Белгородской области, территориальных избирательных комиссий, органов государственной власти области и органов местного самоуправления, прошел все чтения в комитетах Думы, на сессиях Думы, юридико-техническую и правовую экспертизы и был принят областной Думой 24 марта 2005 года, 1 апреля 2005 года подписан губернатором области и по истечении 10 дней после опубликования вступил в законную силу.

Избирательный кодекс Белгородской области, изданный брошюрой тиражом в 6500 экземпляров, был направлен в органы государственной власти, местного самоуправления, избирательным комиссиям всех уровней, СМИ, во все формы и структуры избирательного просвещения.

Все это позволило всем организаторам предстоящих выборов квалифицированно подготовиться к предстоящей избирательной кампании и провести ее в строгом соответствии с действующим законодательством, на высоком организационном уровне, с активным участием в выборах избирателей.

Аппаратом избирательной комиссии области были подготовлены и проведены научно-практическая конференция с участием члена ЦИК России, доктором юридических наук В.И. Лысенко (22 декабря 2004 года), семинары-совещания, семинар-практикум и другие мероприятия, позволившие избирательной комиссии области, председателям территориальных, окружных избирательных комиссий, руководителям региональных отделений политических партий уяснить и конкретизировать вопросы, связанные с изменениями избирательного законодательства, подготовкой и проведением выборов в 2005 году.

Избирательной комиссией области с участием территориальных избирательных комиссий после принятия Белгородской областной Думой 20 декабря 2004 года закона Белгородской области № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района», который был подготовлен с участием избирательной комиссии области и территориальных избирательных комиссий, произведены расчеты о количестве формируемых избирательных комиссий и числе замещаемых депутатских мандатов на выборах в органы местного самоуправления сельских, городских поселений. В качестве предложений о численности представительных органов вновь образованных сельских, городских поселений они направлены в Белгородскую областную Думу и аппарат губернатора области для подготовки соответствующего законопроекта «Об определении даты выборов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований сельских и городских поселений, определении их численности, сроках их полномочий, а так же об определении даты выборов глав местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований сельских и городских поселений и сроках их полномочий».

Значительной особенностью подготовки к двухуровневой избирательной кампании было то, что в выборах предполагалось задействовать свыше 15 тысяч членов избирательных комиссий. Избирательной комиссией области, территориальными избирательными комиссиями по согласованию с региональными отделениями политических партий и общественными объединениями, был сформирован резерв членов избирательных комиссий, разработаны учебные программы, в соответствии с которыми с ноября 2004 года по май 2005 года проведено обучение различных категорий резерва.

Одной из особенностей подготовки к выборам областного парламента явилось то, что все окружные и участковые избирательные комиссии были сформированы максимально из представителей разных политических партий,

избирательных блоков, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Более чем на половину (52,8 процента) участковые избирательные комиссии были сформированы на основе предложений политических партий. Более 90 процентов членов окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов и территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса представляли разные политические партии и, прежде всего, «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина», «Яблоко», «Аграрная партия России», «Партия социальной справедливости» и другие.

Более 85 процентов членов участковых и окружных избирательных комиссий были назначены из резерва кадров членов избирательных комиссий, сформированного по согласованию с региональными и местными отделениями политических партий и обученного избирательному законодательству в первом полугодии 2005 года.

Это способствовало тому, что все избирательные комиссии к проведению выборов были профессионально и квалифицированно подготовлены к работе строго в соответствии с законодательством

Избирательной комиссии области удалось реализовать рекомендации ЦИК России при формировании избирательных комиссий, возложив полномочия десяти окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва (кроме ОИК городов Белгорода и Старого Оскола), на соответствующие территориальные избирательные комиссии, располагающими комплексами средств автоматизации ГАС «Выборы», а полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных и одномандатных избирательных округов (кроме г. Губкина) по выборам депутатов представительных органов сельских (городских) поселений на избирательные комиссии муниципальных образований там, где это было возможно и целесообразно, а также отработать порядок установления итогов голосования, приема передачи выборной документации.

К началу избирательной кампании надлежащим образом были подготовлены все комплексы систем автоматизации ГАС «Выборы». С их помощью было обеспечено оперативное, в установленные сроки изготовление списков избирателей по каждому из 1198 избирательных участков, обработка данных обо всех заверенных и зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, четкое выполнение всех функциональных комплексов задач «Акты», «Финансы и контроль», «Клиент-Сбербанк» и другие.

Впервые на выборах депутатов Белгородской областной Думы на практике использовался инструмент финансового контроля - программные средства ГАС «Выборы» по контролю избирательных фондов, за движением денежных средств на специальных избирательных счетах кандидатов, избирательных объединений на основе тесного взаимодействия и сотрудничества избирательной комиссии области с Белгородским Головным отделением Сберегательного банка России № 8592, окружных избирательных комиссий с филиалами банка.

Ежедневно оперативные данные обо всех финансовых операциях по каналам ГАС «Выборы» и автоматизированной системе Сбербанка России поступали в облизбирком и окружные избирательные комиссии. Это позволяло оперативно их анализировать, принимать в необходимых случаях меры, в установленные законом сроки опубликовывать сведения о формировании и расходовании средств избирательных фондов.

В соответствии с Избирательным кодексом Белгородской области выдвигать общеобластные списки кандидатов имели право региональные отделения политических партий прошедшие государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», а также избирательные блоки. Этим правом обладали 26 Белгородских региональных отделений политических партий.

В соответствии с федеральными законами выдвигать общеобластные списки кандидатов имели право 26 региональных отделений политических партий, прошедшие государственную регистрацию. Этим правом воспользовались только 12 региональных отделений. Самостоятельно пошли на выборы и выдвинули на своих конференциях списки кандидатов по общеобластному избирательному округу региональные отделения политических партий «Единая Россия», «Аграрная партия России», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Российская партия ЖИЗНИ», «Либерально-демократическая партия России», «Российская партия пенсионеров», «Концептуальная партия «Единение», «РОДИНА», «Республиканская партия России» и в составе избирательного блока «Патриоты Белгородчины – Патриоты России» региональные отделения политических партий «Патриоты России», «Партия Возрождения России», «Народная партия Российской Федерации».

Для регистрации своих общеобластных списков избирательным объединениям требовалось собрать и представить в избирательную комиссию Белгородской области не менее 11802 подписей избирателей в их поддержку либо внести избирательный залог в размере 375 тыс. рублей. Впервые регистрация кандидатов, общеобластных списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями «БРО ПП «Единая Россия», «БРО ПП КПРФ», «БРО ПП ЛДПР» осуществлялась без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога, так как федеральные списки кандидатов на прошедшей в 2003 году избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва были допущены к распределению депутатских мандатов.

В соответствии с федеральными законами выдвигать общеобластные списки кандидатов имели право 26 региональных отделений политических партий. Этим правом воспользовались только 12 региональных отделений. Самостоятельно пошли на выборы и выдвинули на своих конференциях списки кандидатов по общеобластному избирательному округу региональные отделения политических партий «Единая Россия», «Аграрная партия России», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Российская партия ЖИЗНИ», «Либерально-демократическая партия России», «Российская партия пенсионеров», «Концептуальная партия «Единение», «РОДИНА», «Республиканская партия России» и в составе избирательного блока «Патриоты Белгородчины – Патриоты России» региональные отделения политических партий «Патриоты России», «Партия Возрождения России», «Народная партия Российской Федерации».

Из 9 политических партий и одного избирательного блока, выдвинувших общеобластные списки кандидатов в составе 118 кандидатов, списки кандидатов были зарегистрированы от 6 партий и избирательного блока. Региональное отделение Концептуальной партии «Единение» документы на регистрацию списка кандидатов не представило, региональным отделениям Российской партии пенсионеров и Республиканской партии в регистрации общеобластных списков кандидатов в депутаты было отказано в виду допущенных ими нарушений законодательства и внутрипартийных норм. Отказано было также и в регистрации списка кандидатов по общеобластному избирательному округу региональному отделению ЛДПР. Однако, на основании определения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, отменившего решение Белгородского областного суда и постановление избирательной комиссии области по этому вопросу, список кандидатов от избирательного объединения ЛДПР был зарегистрирован и принял участие в выборах.

Таким образом из 7 избирательных объединений и избирательного блока три «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР были зарегистрированы без подписей избирателей и без внесения избирательного залога, «Российская партия ЖИЗНИ» и «Аграрная партия России» - по подписям избирателей, партия «Родина» и избирательный блок «Патриоты Белгородчины – Патриоты России» - по избирательному залогу.В избирательный бюллетень по выборам депутатов областной Думы по общеобластному избирательному округу было внесено 7 списков кандидатов, в которые включены 103 кандидата.

По одномандатным избирательным округам из 61 зарегистрированного кандидата, включенного в избирательные бюллетени, 10 зарегистрированы на основании подписей избирателей, 22 – на основании залога, 29 – на так называемых «льготных» условиях, установленных законом.

В 315 представительных органов земских, городских, поселковых собраний на 3196 депутатский мандат было выдвинуто 4645 кандидатов в депутаты, в том числе от одна треть от избирательных объединений Единая Россия, КПРФ и ЛДПР. Их регистрацию осуществляли сформированные представительными органами муниципальных районов избирательные комиссии муниципальных образований сельских, городских поселений, на которые были возложены полномочия окружных избирательных комиссий.

К началу избирательной кампании была проведена модернизация ГАС «Выборы». Именно работа ГАС «Выборы», переведенная на современный, качественно новый программный уровень, позволила обеспечить информационную прозрачность всех этапов подготовки и проведения выборов в областную Думу, и одновременно повысить требования к качеству работы избирательных комиссий, в том числе участковых. Избиратели, СМИ и другие участники избирательного процесса смогли в режиме реального времени получать информацию о ходе голосования, данные об итогах голосования, по мере ввода протоколов участковых избирательных комиссий благодаря системе ГАС «Выборы» в сети Интернет и таким образом, граждане смогли ознакомиться не только с итогами выборов, но и оценить работу всех избирательных комиссий.

Максимально полно, оперативно и качественно сработали все комплексы систем автоматизации ГАС «Выборы» по сбору, обработке, представлению и обнародованию данных о ходе голосования и предварительных итогах голосования всех 1198 избирательных участков.

Начиная с 22.00 часов 16 октября 2005 года в режиме электронного счетчика на демонстрационном табло информационного центра избирательной комиссии, расположенного в зале пресс-центра, отражались итоги голосования и предварительные результаты выборов с нарастающим итогом по Белгородской области и по каждому одномандатному избирательному округу.

Уже в 7.00 часов утра 17 октября 2005 года предварительные данные об итогах голосования и результатах выборов, полученные по каналам ГАС «Выборы», были обнародованы в СМИ, представлены общественности, наблюдателям. При этом в последующем предварительные итоги голосования и результаты выборов, полученные по каналам ГАС «Выборы», полностью совпали с официальными данными протоколов участковых и окружных (ТИК) избирательных комиссий.

Такая прозрачность и оперативность подведения итогов голосования и результатов выборов с одновременным их обнародованием в СМИ, включая ИКС общего пользования «Интернет», способствовала широкому доверию к полученным результатам выборов.

В день голосования за ходом голосования, подсчетом бюллетеней, составлением протоколов об итогах голосования наблюдали 5717 наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса от кандидатов, политических партий и общественных объединений, по 4-8 в среднем на каждом избирательном участке.

Прошедшие выборы определили не только избрание в полном составе областной Думы из 35 депутатов и 315 представительных органов земских, городских, поселковых собраний из 3196 депутатов, но они еще больше упрочили доверие и веру избирателей в институт выборов, доверие избирательным комиссиям, объективному и точному подсчету голосов, установлению итогов голосования и результатов выборов на основе волеизъявления избирателей.

18-19 октября 2005 года на основании протоколов участковых, окружных и территориальных избирательных комиссий избирательная комиссия области своими постановлениями признала выборы состоявшимися и действительными.

Из 1180393 избирателей, внесенных в списки избирателей на 1198 избирательных участках, в выборах приняли участие 682882 избирателя, что составляет 57,85 процента, что превысило более чем на 15 процентов этот показатель на аналогичных предыдущих выборах депутатов областной Думы третьего созыва 14 октября 2001 года. Такой показатель активности избирателей в выборах является довольно высоким на прошедших аналогичных выборах в субъектах Российской Федерации и самым высоким среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа.

По общеобластному избирательному округу по итогам голосования пятипроцентный барьер преодолели четыре участника предвыборной борьбы: БРО ПП «Единая Россия» (52,78% голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании), БРО ПП КПРФ(18,44%), БРО ПП ЛДПР (6,75%), РО ПП «Родина» в Белгородской области (6,42%).

В совокупности списки кандидатов от названных избирательных объединений получили на выборах поддержку 576 091 избирателя, что составляет 84,44 процента голосов избирателей от их числа, принявших участие в голосовании.

На прошедших выборах меньше оказалось «протестное» голосование. Против всех общеобластных списков кандидатов в депутаты от избирательных объединений голосовало 7,11 процента, на предыдущих выборах этот показатель составлял 10,3 процента.

Избирательные комиссии во взаимодействии с государственными, правоохранительными органами, органами местного самоуправления провели избирательную кампанию в соответствии с федеральными законами о выборах и Избирательным кодексом Белгородской области.

Этому способствовала отработанная система профессиональной подготовки организаторов выборов, членов избирательных комиссий всех уровней, обеспечение их, кандидатов в депутаты, региональных отделений политических партий, наблюдателей, работников средств массовой информации всеми законодательными, нормативными правовыми материалами, методическими рекомендациями, разъяснениями по применению избирательного законодательства.

Достаточно отметить в подтверждение этому, что в день голосования и в последующий период подсчета голосов, установления итогов голосования, на действия (бездействие) избирательных комиссий обоснованных заявлений, жалоб и актов, способных существенным образом повлиять на итоги голосования и результаты выборов не поступило.

Из рассмотренных судами заявлений на действия (бездействие) избирательных комиссий, только в двух случаях суды отменили постановление окружной избирательной комиссии Белгородского городского одномандатного избирательного округа № 3 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Захарову А.Н. и постановление избирательной комиссии области об отказе в регистрации общеобластного списка кандидатов в депутаты от избирательного объединения ЛДПР.

Прошедшие выборы депутатов Белгородской областной Думы четвертого созыва подтвердили правильность выбранных направлений по повышению профессионализма членов избирательных комиссий Белгородской области всех уровней, гарантирующих безусловное обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации на территории области, совершенствовании избирательного законодательства и избирательной системы в целом, обнажили и слабые места в практике формирования и организации работы избирательных комиссий, выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, информационном обеспечении выборов, в противодействии незаконным избирательным технологиям, которые в обход закона становятся все более изощренными и хорошо продуманными, и с которыми все труднее приходится работать избирательным комиссиям и правоохранительным органам.

Внесенные в федеральные законы о выборах и референдумах и другие законодательные акты Российской Федерации федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ изменения и дополнения, которые не действовали в период подготовки и проведения прошедших выборов, в дальнейшем окажут положительное влияние на обеспечение исполнения законодательства о выборах, предупреждение и пресечение незаконных «грязных» избирательных технологий, реализации избирательных прав граждан.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уголовная и административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах | Вопросы для обсуждения на форуме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.