Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Тема: Общество и его развитие


Лекция №5

На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то есть общественного развития. Люди в течение всей жизни изменяются физически и духовно, рождаются, умирают – может быть, в этом заключается изменение и развитие общества? Но ведь даже при смене нескольких поколений общество может остаться неизменным, а может сильно измениться за жизнь одного поколения. Итак, общество – это не просто совокупность людей.

Когда говорят, что "общество изменилось", то подразумевают не изменение "личного состава", а изменение отношений между людьми. Таким образом, общество – это не сумма людей, а совокупность общественных отношений, то есть некоторая структура, существующая независимо от воли, желания отдельных лиц, находящихся в ней. Но почему сама эта структура исторически изменяется? Если не ссылаться на волю свыше, то можно предположить, что причина изменений – человеческая деятельность.

Совокупность общественных отношений не зависит от отдельных людей, но она определяется их коллективной, совместной деятельностью. Итак, общественные отношения – это, по сути, исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей. Человеческая деятельность протекает в этих формах, она же изменяет их, уничтожая старые и создавая новые. Общество – исторически сложившаяся система форм совместной деятельности людей.

Можно также сказать, что общество – это та система связей и отношений, в которой человек проявляет и реализует свою сущность. Выступая в качестве интегрированной формы взаимоотношений между индивидами, общество приобретает по отношению к ним относительную самостоятельность. Предложенное определение позволяет отвлечься от случайностей, конкретики и выявить необходимость, общее в чистом виде; обнаружить присущие реальному обществу скрытые законы развития.

Теоретический анализ общества – это рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только взаимовлияют друг на друга, но и находятся во взаимоподчинении, то есть определяют друг друга или являются определяемыми. На каждом конкретном этапе истории общество принимает конкретные, исторически обусловленные формы, наполняется конкретным содержанием, характеризуется присущей ему социальной структурой, особенностями духовной жизни, спецификой взаимоотношений с природой.



В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных сил природы подчинено объективным законам. А можно ли говорить об объективных законах развития общества?

Представляется, что исторические процессы, в отличие от природных, протекают в соответствии с сознательно намеченными планами и целями людей. Многие делают вывод, что в истории не может быть никаких объективных законов, в истории все определяется субъективными желаниями и намерениями людей, и прежде всего – власть имущих, "властителей дум", вождей и героев.

Из сознательности и целенаправленности логически не следует, что результаты действий будут соответствовать планам и намерениям людей. В сложной сети общественных отношений все время возникают такие последствия человеческой совместной деятельности, которые люди не могут полностью осознать и предвидеть. Осознают их уже после появления. Накапливаясь, эти незапланированные, неожиданные, побочные результаты могут в корне изменить весь ход событий, вывести его из-под контроля людей. И действительно, такие "незапланированные" явления, как стихийные колебания рыночной конъюнктуры, экономические кризисы, экологические последствия технического прогресса являются итогом совместной деятельности людей. Люди не осознают всех последствий своих действий и поэтому в истории общества неизбежно происходят процессы, ход которых неподвластен воле и сознанию людей.

Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные общественные условия, которые сложились независимо от него. Новое поколение может своей деятельностью изменить эти условия, но оно внесет лишь те изменения, которые этими же условиями допускаются и вытекают из этих условий. Поколение может осуществить только то, что возможно при данных условиях. Например, невозможно при современном состоянии российской экономики обеспечить всем россиянам европейский уровень благосостояния. А уровень науки и техники XIX в. не позволял решить задачу освоения космоса.

Итак, в каждую историческую эпоху существующее состояние общества определяет, каковы возможности его изменения и каковы должны быть основные черты его будущего состояния. Таком образом, существует определенная историческая последовательность состояний общества, определенная логика общественного развития, с которой каждый последующий этап вытекает из предыдущего.

Исторический процесс совершается закономерно, и сознательная деятельность людей сама выступает необходимым элементом этого закономерного процесса. Законы истории также объективны и неотвратимы, как и законы природы. Отличаются же они тем, что проявляются через сознательную деятельность людей.

Это не означает признание неизбежного, предопределенного свыше хода истории – фатализма (лат. fatum – "рок, судьба"). Однозначной предопределенности без всяких случайностей нет даже в природе. В обществе в каждый исторический момент имеется ограниченный набор возможностей дальнейшего развития событий. Реализоваться может любая альтернатива. В границах области осуществимого человек обладает свободой выбора целей и действий. То, что произойдет, зависит от его активности.

На ход событий оказывают влияние как определенные общественные отношения, так и отдельные исторические личности, хотя само появление великой личности обусловлено исторической необходимостью. По замечанию Ф.Энгельса, то, что именно такой великий человек появляется в определенное время в данной стране, – чистая случайность. Но если его устранить, то появляется спрос на его замену и такая замена, более или менее удачная, со временем находится. Что Наполеон, этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике – это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, его роль выполнил бы другой.



В чем же проявляется роль личности в истории?

1. Выдающаяся личность накладывает неизгладимый отпечаток на ход исторического процесса, хотя не может полностью изменять весь ход истории.

2. Деятельность великой личности имеет тем большее историческое значение, чем больше опирается на прогрессивные силы общества.

Волюнтаризм (лат. volus – "воля"), отрицая объективность законов истории, утверждает, что развитие общества зависит только от воли героев, ведущих за собою толпу. Попытки поставить отдельную личность над массами всегда приводили к культу личности. А отрицание любых авторитетов, любой формы власти приводят к анархии.

Любое общество нуждается в управлении. Управлять должны специалисты, поэтому, как считают некоторые социологи (В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс), функцию управления должна взять на себя правящая элита, обладающая особенными качествами и привилегиями. Сторонники другой концепции, плюрализма элит (Р.Арон, Д. Рисмен) – считают, что должно быть несколько независимых элит: экономическая, политическая, военная, творческая, религиозная и т.д. Эти элиты будут уравновешивать друг друга, не давая возвышаться ни одной из них.

Однако подлинный творец истории – народ, во все эпохи он был и остается главной производительной силой, создающей материальные и духовные блага, необходимые для существования и развития общества. История человеческого общества – это результат деятельности народных масс. К.Маркс: "История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека". Потребности и интересы людей, стремление их удовлетворить и обуславливают различные виды общественной деятельности.

Потребности – порождаемые объективной необходимостью стремления людей обеспечить и улучшить существенные для их жизни условия. Среди них выделяют:

1) базовые потребности (жажда, голод, самосохранение, продолжение рода и т.п.);

2) социальные потребности (в признании, в любви, в общении, потребность быть среди людей);

3) духовные потребности (в бескорыстном познании мира, самопознании и саморазвитии).

Они взаимопредполагают друг друга и взаимопроникают друг в друга. Движущей силой развития общества можно считать закон возвышения потребностей: удовлетворенные потребности рождают новые, влекущие за собой средства их удовлетворения и дальнейшее развитие общества.

Интерес – объективно значимая реальная причина и стимул деятельности человека. Интерес – это конкретное выражение потребностей. Осознанные интересы становятся идеальными побудительными силами целенаправленной деятельности людей.

Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует вне человеческого сознания и не может быть изменена посредством одних лишь духовных усилий. Вступая в жизнь, каждое новое поколение людей не может произвольно выбирать, создавать свое общественное бытие, оно застает его уже сложившимся, относительно устойчивым. Общественное бытие – это вся совокупность объективных условий, процессов, предметов и продуктов практической деятельности людей. Оно включает в себя:

– существование и воспроизводство человеческого рода;

– природные объекты, с которыми люди взаимодействуют в ходе своей совместной практической деятельности;

– искусственную среду (вторую природу), созданную людьми;

– процессы воспроизводства и распределения материальных благ;

– обусловленные этими процессами отношения людей к природе и друг другу;

– материальные условия быта (отношения, связанные с потреблением материальных благ, жилищные условия, бытовое обслуживание и т.п.);

– исторические сложившиеся формы практической деятельности людей и объективные законы их взаимосвязи и изменения;

– учреждения и организации, обеспечивающие воспроизводство, сохранение и развитие общественных отношений и культуры (государственные, правовые, воспитательные, образовательные учреждения, НИИ, политические партии и организации и т.п.).

Если понятие общественное бытие касается материальной жизни людей, условий производства материальных благ, то под общественным сознанием понимается духовная сторона жизни общества, связанная с субъективными представлениями людей об их общественном бытии.

Общественное сознание – это осознание обществом самого себя, то есть своего общественного бытия. Общественное сознание – это совокупность продуктов духовной деятельности людей: идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающая общественное бытие, материальные условия их жизни.

Духовный мир, психика, сознание одного человека отличаются от духовного мира любого другого человека. Но в сознании людей наряду с индивидуальными имеются общие черты, отражающие общественно важные обстоятельства. У людей, живущих в сходных условиях, возникают и сходные представления о жизни. Кроме того, в ходе совместной деятельности они вступают в духовное общение, обмениваются своими мыслями и вырабатывают какие-то общие мнения и суждения. Таким образом, складывается духовное единство людей, общность имеющихся у них знаний, взглядов, настроений.

Общественное сознание определяется общественным бытием и отражает его. Это проявляется в трех аспектах:

1. Бытие служит исходным основанием и материалом для всех человеческих идей и представлений, поэтому в общественном сознании не наблюдается ничего, что так или иначе не было бы навеяно общественным бытием, не было бы прямо или косвенно связано с ним.

2. Необходимое условие формирования и развития общественного сознания – наличие материальных средств, создаваемых в практической деятельности (средства коммуникаций, информационная техника, библиотеки, музеи и т.д.).

3. Именно в бытии, в социальной практике рождаются самые насущные, жизненно важные проблемы, решение которых становится абсолютной необходимостью для дальнейшего существования и развития общества. Такие проблемы в наибольшей степени будоражат общественное настроение и выступают важнейшим фактором стимулирования прогресса человеческой мысли.

Однако не все процессы общественного сознания целиком и полостью обусловлены бытием; общественное сознание не просто пассивно отражает бытие без всякой самостоятельности. Сама зависимость общественного сознания от общественного бытия имеет спорный, опосредованный характер:

1. Общественное сознание не сразу изменяется вслед за изменениями общественного бытия. Общественное сознание инертно.

2. В развитии человеческих знаний, представлений есть своя внутренняя логика: новые идеи вырастают из старых идей, а не создаются каждый раз заново в жестком соответствии с изменениями в общественном бытии.

3. Само общественное сознание неоднородно: в нем борются разные традиции, взгляды и идеи, отражающие бытие различных социальных групп, и поэтому происходящие в общественном сознании сдвиги зависят не только от изменения общественного бытия, но и от субъективных факторов (например, от таланта политиков и идеологов, которые являются лидерами социальных групп).

Общественному сознанию свойственна относительная самостоятельность развития. Общественное сознание – активная сила, влияющая на ход развития общества. Формирующиеся в общественном сознании идеи, планы действий, проекты переустройства общества могут быть использованы людьми и воплощены в жизнь их совместной практической деятельностью. В этом смысле общественное сознание способно оказывать обратное воздействие на бытие, ведь содействуя его преобразованию, оно тем самым тоже как-то определяет бытие. Зависимость общественного сознания от общественного бытия односторонняя, но определяющая. М.Вебер (1864-1920) считал, что протестантская этика сформировала дух конформизма, то есть рациональный стиль жизни, бережливость, накопительство, трудолюбие, предпринимательскую инициативность, жажду наживы в рамках занятости и религиозной морали. Таким образом, одна идеология рождает другую, хотя сама эта новая идеология порождена потребностью изменения экономических отношений.

Общество – материально-идеальная реальность. Совокупность общественных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, то есть всего, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, духовную жизнь общества. Общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и имеет активно-творческую способность. Таким образом, общественное сознание – единство двух нераздельных сторон одного и того же процесс: отражение и активно-творческое преобразование.

Влияние общественного сознания на общественное бытие:

– познает его, давая духовную оценку;

– прогнозирует общественное бытие;

– через практическую деятельность людей преобразовывает общественное бытие.

Функции общественного сознания:

1. Познавательная – познание, накопление информации о мире, обществе, человеке.

2. Целеполагающая – выдвижение целей, создание проектов будущего, идеалов, определяющих направление человеческой деятельности.

3. Ценностно-ориентационная – оценка явлений действительности, в которой выражается значение их для человека, его отношение к ним и в соответствии с которой люди ориентируются в жизни, строят свое поведение.

4. Коммуникативная – обеспечение общения людей, их взаимопонимания, согласованности их действий.

Выполняя эти функции, общественное сознание выступает важнейшим фактором развития общества, оказывая воздействие на деятельность людей и тем самым на изменение их бытия.

Задача философии – дать методологический ключ к познанию очень сложного образования, которым является сознание общества. Поэтому представим общественное сознание в виде некой идеальной модели, имеющей собственную структуру, то есть типы, уровни и формы.

Где пребывает общественное сознание? В системе "Человек – Деятельность – Общение – История – Язык – Культура". Вся эта система находится в постоянном динамичном развитии, в процессе непрерывного приобщения вновь рождающихся индивидов к духовной жизни. Мозг индивида не может думать по-человечески вне человечества, вне всемирной истории, то есть вне общества. Индивид конечен и ограничен. Его сознание живет и умирает вместе с ним, обретая бессмертие в системе общества. Генерируемое мозгом человека, включенного в контекст социального бытия, общественное сознание оказывает могучее влияние на каждого индивида. Общественное сознание надличностно, но не внеличностно. Общественное сознание – не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое преобразование, духовная реальность, с которой мы вступаем в диалог. Каждое индивидуальное сознание имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность по-своему уникальна.

Итак, общественное сознание – не просто сумма индивидуальных сознаний, а то общее, что содержится в них. Общественное сознание объединяет продукты духовной деятельности отдельных членов общества и образует своего рода духовную атмосферу, в которой формируется и развивается их сознание. Общественное сознание составляет общее достояние всех или части общества. Общественное сознание во всей своей сложности и многообразии может проявляться в сознании отдельных людей, в индивидуальном сознании и индивидуальное сознание, как бы оно ни было ограничено у конкретного отдельного человека, содержит элементы общего, элементы общественного сознания.

Таким образом, общее в сознании отдельных людей выступает в индивидуальной окраске, преломляясь через индивидуальное сознание. Общее в сознании – абстрагированное, то есть отвлеченное от всего индивидуального, случайного, конкретного. Все проявления индивидуального сознания, как бы случайны и своеобразны они ни были, содержат в себе элементы общественного сознания, и в то же время индивидуальное сознание никогда не входит полностью в общественное сознание. Общественное сознание определяет индивидуальное сознание, но не заменяет его. Реальное положение каждого конкретного индивида в обществе, как правило, определяется не его желаниями и целями, а прежде всего тем, к какой социальной группе он принадлежит и каково общественное сознание этой группы. Индивидуальное сознание каждого члена группы отражает общественное бытие через призму общественного сознания этой группы.

Кардинальные перемены сознания, взглядов, ценностных ориентаций, установок людей зависят прежде всего от реального изменения, совершенствования их бытия. Неразличение индивидуального и общественного сознания чревато догматизмом, то есть обожествлением некоторой системы идей или волюнтаризмом, то есть игнорированием объективных требований общепризнанного. Итак, сознание не может быть сведено лишь к индивидуальному. Носителями, субъектами сознания могут быть не только индивиды, но и социальные группы, общество в целом. В зависимости от того, кто является носителем общественного сознания, различают три его типа:

1. Групповое сознание – классовое, профессиональное, национальное, возрастное и т.д. Складывается на уровне обыденного и специализированного сознания. Специальное сознание включает в себя системы специальных знаний (в профессиональных группах) и идеологию социальной группы. Групповое сознание неоднородно: любая социальная группа состоит из подгруппы, любая группа входит полностью или частично в состав других социальных групп. Поэтому в сознании группы всегда имеются элементы разных групповых сознаний.

2. Массовое сознание. Субъект – масса, то есть неустойчивая, аморфная, внутренне неупорядоченная совокупность людей. Поэтому и сознание масс разнообразно, оно имеет фрагментарный и достаточно противоречивый характер. В нем содержатся и какие-то традиционные, прочно укоренившиеся, окостеневшие социальные стереотипы, и некоторые быстро меняющиеся взгляды и настроения.

На содержание массового сознания влияют два основных фактора:

– условия жизни масс (бытия);

– деятельность государственных, общественных и других организаций, занимающихся идеологической работой, пропагандой, контролем за поведением людей, воспитанием и образованием.

Важнейшую роль играет в массовом сознании информирование масс, включая объем информации и характер ее подачи.

Состояние массового сознания выражается в общественном мнении. Общественное мнение – это не просто сумма мнений отдельных людей, а результат их общения, обмена мыслями. Где нет общения – нет общественного мнения. Нет его и в том случае, если в обществе господствует насильно устанавливаемое единодушие, а личность, пытающаяся мыслить самостоятельно, находится под угрозой репрессий (например: инквизиция, тоталитарные режимы). Как правило, общественное мнение неоднозначно, плюралистично. Мнение большинства не всегда является общественным мнением. Содержащиеся в нем различные точки зрения, количественное соотношение между их сторонниками устанавливаются с помощью специальных социологических исследований.

3. Общечеловеческое сознание имеет своим субъектом человечество в целом. В него входят: духовные ценности, истины и идеалы, имеющие мировое значение и непреходящий характер. Общечеловеческое сознание формируется на основе исторической практики всего человечества. Важную роль в его развитии играют достижения науки и философии, великие произведения искусства, моральные нормы и заповеди, не знающие ни национальных, ни социальных границ. Всемирное единство человечества как субъекта истории и единство его сознания еще не достигнуто, оно только начинает вырисовываться.

В структуре общественного сознания "по вертикали" выделяют уровни, "по горизонтали" – формы. Разделение на обыденно-житейский, повседневный и специализированный, теоретический уровни основано на противопоставлении:

1) жизненно-практического, несистематизированного, но целостного жизнепонимания и

2) идей, которые подверглись теоретической обработке и рациональной систематизации.

Обыденное сознание формируется на основе житейского опыта и повседневного общения людей. К нему относится и то, что называется здравым смыслом, житейской мудростью. (Такое сознание весьма жизнестойко, если оно целостно и гармонично.) Содержание обыденного сознания включает в себя народные обычаи, фольклор, имеющие хождение в обществе нравственные, эстетические, религиозные представления, народную медицину, разнообразные сведения и приметы о природе, обществе, человеке, трудовой деятельности, необходимые для будничной практики. Из опыта обыденного сознания черпают свое содержание частные науки, философия, искусство.

Обыденное сознание исторически изменчиво в своих качествах, например, повседневное сознание средневековья было далеко от научных представлений, а современное обыденно-практическое сознание общества уже не наивное религиозно-мифологическое отражение мира, напротив, оно пропитано научными знаниями. Обыденное сознание ближе, чем теоретическое к непосредственным реальностям жизни, поэтому полнее отражает специфику ситуации со всеми ее конкретными деталями и смысловыми нюансами.

Характерными элементами обыденного сознания являются социальные стереотипы – упрощенные и стандартизированные представления об общественных явлениях, предопределяющие их восприятие и оценку.

Социальные стереотипы – это определенного рода шаблоны, под которые люди подгоняют свое видение действительности. Они позволяют быстро ориентироваться в явлениях общественной жизни, в людях, однако они же и обманывают, заставляя повиноваться ходячим предубеждениям и "не верить глазам своим". Слова "бюрократ", "теща", "японская радиотехника", "отдых в Сочи" вызывают у нас соответствующие комплексы образов и ожиданий, которые могут и не соответствовать реальности, но влиять на наше отношение к обозначенным этими словами реальным объектам. Существенную роль в общественных отношениях играют национальные стереотипы. Предопределяя восприятие и оценку представителей других народов, они выступают как один из наиболее распространенных источников негативного отношения к ним и являются почвой для различного рода национальных предрассудков.

Как особое социально-психологическое образование стереотип включает в себя три момента:

1) предрасположенность упрощенно оценивать явления;

2) склонность испытывать по отношению к нему более или менее постоянные чувства (симпатии – антипатии, согласие – несогласие);

3) предрасположенность к определенным действиям по отношению к явлению.

Таким образом, стереотип – утратившая свою эластичность, окостеневшая социальная установка, то есть психологическая предрасположенность определенным образом оценивать событие, переживать его, испытывая по отношению к нему соответствующие чувства. Действуя под влиянием определенной установки, человек обычно не задумывается, верна она или нет, не относится к ней критически, поэтому установка может направить человека и на совершение героического поступка, и толкнуть к слепому фанатизму. Однако специальные установки, в отличие от стереотипов, имеют еще некоторую эластичность, то есть способность под влиянием изменившихся условий сменяться новыми, более соответствующими новому ходу общественной жизни.

Человек не может для каждого события, факта, явления каждый раз вырабатывать совершенно новую установку, новый стереотип. Каждый в своем сознании как бы группирует близкие по содержанию установки и стереотипы, относящиеся к какой-либо одной сфере жизни. Такие совокупности близких по содержанию установок, стереотипов создают ценностные ориентации.

Все названные элементы (установки, стереотипы, ценностные ориентации) входят в систему общественной психологии, то есть уровню общественного сознания, где главным является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, ощущение и оценка действительности. Общественная психология включает в себя эмоциональные отношения людей к явлениям общественной жизни, их чувства и настроения. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне общественного сознания, взаимодействуя друг с другом.

Второй уровень общественного сознания составляет специализированное, теоретическое сознание, которое, в отличие от обыденного, вырабатывается целенаправленно специалистами (экономистами, политиками, юристами). Оно выражается в виде логически упорядоченных систем знаний – научных теорий, политических программ, юридических кодексов. Специализированное теоретическое знание от узкой группы профессионалов через систему образования, литературу, средства массовой информации распространяется в других широких кругах общества.

Важное место в специальном сознании занимает идеология – систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей. Идеологические учения создаются специалистами-идеологами и специальными организациями (партиями, институтами), после чего внедряются в общественное сознание с помощью пропаганды, оказывая огромное влияние на обыденное сознание. Многие социальные стереотипы рождаются идеологией, которая через пропаганду и рекламу внушает их людям и получает возможность манипулировать их сознанием ("исламская угроза", "рука Москвы", "русские медведи", "капиталистическое изобилие" и т.п.).

Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но активно взаимодействуют. Особенности этих уровней общественного сознания отражены на схеме:

Основания различия Обыденное сознание (общественная психология) Теоретическое сознание (ИДЕОЛОГИЯ)
Субъекты Массовое сознание Специальные группы профессионалов (идеологи)
Характер Стихийный Целенаправленный
Форма Эмоциональная: слухи, настроения Рациональная, систематизированная
Качество отражения На уровне явлений Сущностное
Функции Ориентация в быту Основа социального поведения

Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания.

Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическое, экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное.

1. Экономическое (греч. ойкономия –"управление хозяйством") – представления:

– о хозяйственной жизни общества(и социальной группы, в том числе семьи);

– о производстве и распределении материальных благ;

– о собственности и управления ее видами;

– о торговле и финансах, доходах и расходах.

2. Экологическое (греч. ойкос –"дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.

Философско-методологические концепции экологического сознания:

1) природа несовершенна, поэтому необходимо ее улучшать и совершенствовать с точки зрения обитания человека для полного поглощения естественной природы искусственной.

Возражения:

а) нет бесспорных доказательств несоответствия естественной среды оптимальным условиям жизнедеятельности человека;

б) активное экологическое производство может нарушить хрупкое равновесие в природе и сделает экологическую катастрофу неотвратимой;

в) велика опасность, что бактерии, вирусы, паразиты человека, быстро приспосабливающиеся к искусственным условиям, создадут угрозу существованию людей как биологического вида;

д) пока не существует способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий экологического производства, так как биосоциальные экосистемы настолько сложны, что не поддаются моделированию даже с помощью суперЭВМ.

Поэтому более реалистичной представляется другая концепция:

2) следует сохранять и поддерживать существующую естественную среду обитания; признавая неизбежность НТП, надо осуществлять развитие ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально охраняющих природу. На смену цели, поставленной еще Ф.Бэконом для человека: господство над природой, приходит новая – гармония, взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды. Совместный процесс эволюции природы и общества называется коэволюцией.

Огромные проблемы порождают биотехнология и информационная технология. Генная инженерия позволяет создать принципиально новые живые существа. Информационная технология уже создает системы искусственного интеллекта. Возможно, что коэволюция с участием новых биологических и социальных систем позволит не только максимально экономно расходовать природные ресурсы, но и восстановить части потерянного. Итак, экологическое сознание, выделяя целый комплекс проблем, порождаемых развитием НТП, биосоциальным развитием человека и взаимодействием естественных и искусственных сред обитания, делает эти проблемы достоянием массового сознания. Оно приводит к возникновению природоохранных движений во многих странах (например, "зеленых").

В других формах общественного сознания выделяются особые экологические системы знаний:

– в сфере морального сознания возникает особая экологическая мораль;

– в сфере правового вырабатываются правовые нормы и законодательство по охране природы.

Экологические проблемы активно проникли и в сферу внутренней и внешней политики.

3. Политическое сознание возникает с разделением общества на классы при зарождении государства и политики. Политика (греч. "искусство управления государством") охватывает область отношений социальных групп и слоев к государству и правительству, взаимоотношений между этими группами и классами, между нациями и государствами.

Отсюда и главные проблемы политического сознания:

– государственной власти;

– общественного устройства;

– классовой и социальной борьбы;

– взаимоотношений между государствами, вопросы войны и мира.

Политическое сознание включает в себя политическую психологию и идеологию различных классов и социальных групп, взаимопроникающих и влияющих друг на друга. Политизированное сознание охватывает в различное время большие группы населения. Оно неоднородно и противоречиво: либеральное, консервативное, лево(право)радикальное, коммунистическое, демократическое, националистическое, социал-христианское и т.п.

4. Правовое сознание – совокупность правовых взглядов, теорий и чувств, опирающихся на знание юридических нормативов общества и их оценку. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей всех участников общественных отношений. Правовое сознание нормативно, так как возникает для регламентации общественных отношений и служит средством обеспечения правовых норм.

В отличие от права, имеющего общеобязательный характер, обеспеченность принудительной силой государственных органов, правосознание разнородно и более подвижно, эластично. Именно в правосознании зарождаются основные идеи, то есть источники изменения и возникновения юридических законов. С изменением экономических отношений изменяется и правосознание, хотя на него активно влияют и другие формы общественного сознания. Правосознание – не только знание правовых явлений, но и отношение к ним, их оценка, влияющая на убеждения людей в справедливости или несправедливости того или иного закона или правопорядка в целом.

5. Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных нормах поведения людей, которые в отличие от юридических законов, поддерживаются не силой государства, а авторитетом общественного мнения и внутренними убеждениями людей. Происходит на основе обычаев, закрепивших такие поступки, которые оказались полезными для сохранения и развития человека и общества, отвечая их потребностям и интересам. Проявляются в социальных запретах (табу), призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общих интересов действия. Огромную роль в нравственном сознании играет и понятие должного. Сила нравственных норм – в их юридической незакрепленности.

Чувство собственного достоинства – осознание своего значения и права на уважение.

Совесть – моральное самосознание человека, оценивающее его поступки изнутри. Будь хозяином своей воли и рабом своей совести.

Виды совести:

– действующая (недремлющая);

– догоняющая (кающаяся);

– невостребованная (Гитлер: "Совесть – химера человеческого сознания"; Наполеон – епископу: "Совесть – дура. На этом свете нужно держаться одного – приобретать возможно больше денег и власти: все остальное химера").

Может быть разрыв между реальными нравами и теорией морали.

Мораль (лат. mores – "нравы") – идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Этика – философская дисциплина, изучающая специфику, структуру и исторические нормы морали.

Нормы, принципы, категории морали конкретно историчны, изменчивы, особенно нравственно-этикетное поведение (честь, добродетель, невинность, любовь, дружба), однако простые нормы нравственности и справедливости составляют общечеловеческое и непреходящее в нравственном сознании. И.Кант: " Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого только как к цели и никогда как к средству".

6. Эстетическое сознание (греч. estetikos –"чувствующий, чувственный") – особая форма общественного сознания, выражающаяся в произведениях человечества, в художественной деятельности людей, в специфических чувствах, переживаниях, эмоциях, которые возникают в процессе восприятия прекрасного, возвышенного, трагического. Эстетическое сознание вообще присуще каждому акту человеческой деятельности, когда человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлекается в сферу его опыта и переживает эти явления с точки зрения непосредственной жизненной ценности.

Искусство – высшая форма эстетического сознания, где последнее становится основной целью. Искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир художественных образов.

Его специфика:

1) особый язык образов, а не понятий – категорий;

2) общее рассматривает через индивидуально-частное;

3) использует художественный вымысел;

4) особое значение формы выражения;

5) особый личностный способ выражения.

7. Религиозное сознание (лат. religio – "благочестие, святыня") наряду с религиозными обрядами (культом) и религиозными учреждениями составляет сходное общественное явление – религию. Как и в других формах общественного сознания, в религиозном различают два уровня:

1) религиозную психологию, то есть взгляды, представления, чувства массы верующих и

2) религиозную идеологию, то есть систематизированное изложение религиозных догм и заветов профессиональными служителями культа и богословами.

Религия – не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, социально-психологически обусловленная форма осознания людьми мира и себя в нем. Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и до тех пор, пока эти потребности не удовлетворятся другими формами общественного сознания, будет оставаться источником этических и эстетических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией будущей справедливости.

Сущность религиозного сознания – иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным миром второго, потустороннего, в котором найдут идеальное разрешение все трагические противоречия земного бытия. Логических доказательств осуществления этого мира не существует, поэтому специально культивируется нравственно-эмоциональный акт веры.

Вера – общее свойство человеческого сознания, но в религиозном она абсолютизируется, считаясь реальным духовным опытом: человек реально ощущает и чувствует свою причастность к божественному.

Бог для религиозного сознания – это, вопреки всему несовершенству земной жизни, гарант непременного торжества добра, справедливости, нравственности. Безверие, с точки зрения верующего, равносильно утрате всех нравственных начал.

Религиозное сознание формировалось не столько как учение о мире, как учение о праведной жизни, то есть в виде социально-этического учения. Поэтому религиозные нравственные ценности сохраняют свою притягательность за счет их ценностного характера и глубоко психологического подтекста. К.Маркс:"Религия – сердце бессердечного мира". Ценности религии продолжают привлекать некоторую часть (до 10%) населения, хотя это уже не внерефлексивная религиозность прошлых веков, живущая за счет старых традиций, а утонченные философские идеи религиозного сознания, учитывающие достижения научной философии и некоторые разновидности восточной мысли. Умело используются и социально-психологические механизмы подражания и внушения, например, длительные повторения мантр, медитаций, ритмичные телодвижения и т.п., доводящие человеческую психику до измененных состояний сознания, "озарений".

Все эти и другие формы общественного сознания существуют не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и взаимовлиянии как на уровне общественной психологии, так и на уровне идеологии. При этом к взаимодействию этих форм надо подходить исторически, например, в средневековье доминирующей формой общественного сознания было религиозное. Наука была еще слаба, а другие формы – мораль, искусство, философия – фактически были подчинены религии. В индустриальном обществе на первый план выступают политическое, правовое, научное сознание. В наше время усиливается роль экологического сознания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Сознание, его структура и функции. Познание, его уровни | Как называется рассудочный мир, который постигается только разумом?

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.032 сек.