Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допустим, что государство при равновесном состоянии рынка




(1 – ситуация), вводит налог, уплачиваемый продавцом, в размере 1,5 руб. за штуку., (2 – ситуация) и одновременно фиксирует цену на уровне 5 руб. за штуку. Оцените самостоятельно, какая ситуация сложиться на рынке в случаях 1 - 3. Найдите цены равновесия.

3.Основы теории потребительского поведения.

Закон спроса и предложения показывает, как изменение цен влияет на величину спроса и предложения данного товара, если все прочие условия рынка постоянны или как изменения спроса и предложения на конкурентном рынке влияют на состояние равновесных цен.

Однако этот закон не может объяснить, почему при неизменных ценах один покупатель тратит на покупку товара А больше денег, чем на покупку товара В. В то время, как другой покупатель поступает наоборот. Анализ соотношения потребностей и спроса осуществила австрийская школа предельной полезности, которая называется маржинализмом. Главной целью маржинализма было исследование принципов рационального поведения человека в рыночной экономике или принципов оптимального потребительского поведения. Оптимизация как критерий рациональности трактуется, как субъективная оценка человеком выгодности своих действий. Только каждый человек в отдельности может оценить степень рациональности своего поведения на рынке, поэтому маржинализм называют субъективным течением в экономической науке.

Важное место в теории маржинализма занимает принцип редкости, исходя из которого они выработали понятие общей и предельной полезности продукта для человека, лежащие в основе цены спроса.

Полезность – это то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товара или услуги.

Общая полезность – это та польза, которую можно получить от всех единиц купленных товаров данного вида. По мере увеличения количества потребляемых товаров общая полезность растет.

Предельная полезность – это добавочная полезность от потребления каждой дополнительной единицы товара. По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность уменьшается. Действует закон убывающей предельной полезности.

Цена товара для покупателя определяется не общей, а предельной полезностью.

Так как полезность есть абстракция, означающая субъективное удовольствие от потребления продукта, то она не имеет объективной меры. Каждый человек выстраивает свою шкалу оценки полезности.

Используя такую оценку полезности, можно объяснить лишь мотив или схему, по которым потребитель рационально распределяет свой ограниченный доход между полезными для него товарами. Для измерения полезности применяются отношения больше или меньше (количественная теория маржинализма, разработанная кардиналистами). Или лучше, хуже (порядковая теория, разработанная ординалистами).

Иллюстрации измерения и закона убывающей предельной полезности.

Количество потребляемых товаров Q (шт) Общая полезность U (баллы) Предельная полезность МUР (баллы)
     
     
     
     
     
     
    -1

 

 

Графики общей и предельной полезности.

 
 

 

 


Если в качестве меры предельной полезности взять деньги, то масштаб или измеритель предельной полезности при изменении качества товаров будет совпадать с масштабом изменения цены, а кривые (линии) полезности и спроса станут тождественны.

Отношение предельной полезности товара к его цене называют средней предельной полезностью или полезностью на каждый израсходованный рубль.

Потребитель с постоянным доходом может максимально удовлетворить свои потребности, используя правило максимилизации потребности.

 

Если известны общая (полная) полезность двух товаров А и В, цены этих товаров и доход потребителя, то чтобы определить оптимальное количество покупок товаров А и В, необходимо рассчитать их предельные полезности, затем средние полезности для каждого количества товаров.

Равные величины средней предельной полезности показывают, сколько единиц товаров А и В сможет купить рациональный потребитель на свой доход.

Пусть предельная полезность разных товаров (А и В) задана линейными уравнениями;

MUA = 20 - 3QA;

MUB = 40 - 5QB;

где: PA(цена товара А) = 1р/шт.;

РВ = 5руб/шт.

Доход = 20 руб.

Найдем, сколько единиц товара А и В купит рациональный покупатель.

 

QA=5

QB=3

 

Экономическими инструментами, с помощью которых можно оценить варианты выбора возможного набора потребляемых товаров с максимальной полезностью, служат кривые безразличия и бюджетные ограничения.

Под кривой безразличия понимают такую кривую, которая показывает различные комбинации двух товаров, имеющие одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых называют картой безразличия. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения, но при этом не учитывается доход потребителя и уровень цен.

Кривые безразличия показывают лишь возможность замены одного товара другим, но они не определяют, какой именно набор товаров будет самым выгодным для потребителя. Такую информацию дает бюджетное ограничение (бюджетная линия, линия цен, линия возможностей потребителя). Такая линия показывает, какое количество товаров можно купить на данный доход при данных ценах.

тов. В
Допустим, что комбинация безразличия задана таблицей.

 
 


Вариант тов. А шт. тов. В шт.
А    
В    
С    
D   1,5

 

Допустим, что цены товаров равны РА=1,5 руб./шт.; РВ = 1/руб./м, а доход I = 6 руб.

В точке касания кривой безразличия и бюджетной линии (PAQA + PBQB = I)и устанавливается тот набор товаров, который наилучшим образом удовлетворяет потребности потребления при сложившихся ценах и имеющемся у потребителя доходе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.