Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, принципы и формы бухгалтерского учета




Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества сельскохозяйственного предприятия в нату­ральном и денежном выражении. Объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы. Они группируются по составу, размещению, использова­нию, а также по источникам образования и целевого назначения. В сельскохозяйственном предприятии они принимают участие в сфере производства и в сфере обращения. Бухгалтерский учет охватывает все стороны хозяйственной деятельности. Каждая запись в нем дела­ется только на основании документов. Это обеспечивает объектив­ность учетных данных, позволяет проверять их достоверность.

Многообразие и сложность объектов бухгалтерского учета пре­допределяют и различные приемы их отражения и обобщения. Группировка и отражение хозяйственных средств, их источников и процессов с целью повседневного контроля над ними отражается на счетах с двойной записью. Двойная запись — это способ отра­жения хозяйственной операции по приходу (дебет) одного счета и расходу (кредит) другого счета.

В сельскохозяйственных предприятиях счета ведутся в соот­ветствии с планом счетов бухгалтерского учета, который пред­ставляет собой систематизированный перечень сгруппированных хозяйственных операций.

Бухгалтерский счет — это двусторонняя таблица, левая сторо­на которой называется дебетом, а правая — кредитом. Счета, на которых отражаются хозяйственные средства (активы предпри­ятия), определяют как активные, а те, на которых отражаются ис­точники образования этих средств, — пассивные.

Остаток хозяйственных средств (или источников их образова­ния) называют сальдо. На некоторых счетах активы и сальдо могут отражаться в натуральном измерении.

Все счета бухгалтерского учета, открываемые для отражения обобщенных показателей по экономически однородным группам средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном выражении, называются синтетическими. Учет, осуществляемый на этих счетах, также называется синтетическим.

Бухгалтерские счета, которые открываются в развитие и допол­нение к синтетическим для учета каждого отдельного вида средств, их источников и хозяйственных процессов, имеют назва­ние аналитических. Они раскрывают, детализируют содержание синтетических счетов и являются вспомогательными. Вполне по­нятно, что учет, осуществляемый на этих счетах, называется ана­литическим. При учете материальных ценностей он ведется в на­туральных и денежных измерителях.

Следует отметить, что между синтетическими и аналитическими счетами бухгалтерского учета существует тесная взаимосвязь.

Перечень счетов текущего бухгалтерского учета, систематизи­рованных в определенном порядке, называется планом счетов (или счетным планом). Он разрабатывается и утверждается цен­трализованно как единая система счетов во всех сельскохозяйст­венных предприятиях.

  1. Основные средства и нематериальные активы

(первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость в соответствии с классификацией основных средств и нематериальных активов)

  1. Материалы, готовая продукция (работы, услуги), товары и их реализация

(материалы, готовая продукция, товары, животные на выращивании и откорме, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы)

  1. Денежные средства и расчетные операции

(кассовые операции, на расчетном счету по наличным и безналичным расчетам, с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами)

  1. Затраты, расходы

(заработная плата, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, работы и услуги, амортизационные отчисления, прочие затраты по основному и вспомогательному производству, а также расходы по управлению)

  1. Капитальные вложения, инвестиции

(строительные работы и монтаж оборудования, приобретение основных средств, формирование основного стада, прочие капитальные вложения)

  1. Финансовые результаты, кредиты и займы

(выручка от реализации продукции, работ и услуг, активов предприятия и внереализационных операций,

кредитовый и дебетовый оборот, прибыль и ее использование, краткосрочные и долгосрочные ссуды)

Ведение записей хозяйственных операций на основе докумен­тов первичного учета называют регистрацией хозяйственной опе­рации, а документы бухгалтерского учета, в которых они регист­рируются — учетными регистрами. Среди них различают:

  • карточки;
  • ведомости или сводные ведомости;
  • бухгалтерские книги.

Карточки — это отдельные листы плотной бумаги одинакового формата (размера) и разного графления. Они применяются для учета основных и оборотных средств, дебиторов и кредиторов, расчетов с работниками по заработной плате и т.д.

Ведомости или сводные ведомости — листы бумаги разных форматов и различного графления— широко используются, на­пример, для начисления заработной платы работникам сельскохо­зяйственного предприятия.

Бухгалтерские книги содержат страницы бумаги разного граф­ления, заключенные в твердый или мягкий переплет. Используют­ся в синтетическом и аналитическом учете. На каждой из них должны быть указаны название и время ведения; страницы про­шнуровываются и скрепляются печатью. Различают следующие виды бухгалтерских книг:

  • кассовая;
  • учета хозяйственных операций;
  • Главная книга.

В этих книгах обязательно фиксируются: порядковый номер записи; дата регистрации операции; название документа, на осно­вании которого делается запись; наименование корреспондирую­щих счетов по дебету и кредиту; денежная сумма операции.

В бухгалтерском учете широко используется группировка хо­зяйственных операций по их экономическому содержанию. Это позволяет оперативно установить наличие, поступление и выбы­тие отдельных видов средств (их движение), источники их обра­зования.

Основополагающими принципами бухгалтерского учета явля­ются:

строгое документирование, документальная обоснован­ность хозяйственных операций;

составление первичных документов, сопутствующих со­вершаемой хозяйственной операции и содержащих опре­деленные реквизиты, достоверные данные;

адекватность поступающих в бухгалтерию документов формально-правовым нормам и реально осуществленным хозяйственным операциям;

соблюдение методов и форм бухгалтерского учета, ут­вержденного графика документооборота.

Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов и способов, используемых для отражения хозяйственных операций и их источников в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Основные элементы метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация.

Документация — это оформление хозяйственных операций документами.

Ин­вентаризация — проверка соответствия данных бухгал­терского учета фактическому наличию; счета и двойная запись.

Счета бухгалтерского учета — это способ группировки и текущего отражения движения и состояния средств, их источников и хозяйственных процессов. Двойная запись— отражение хозяйственной операции по дебету (приходу) одного и кредиту (расходу) другого счета;

оценка и калькуляция. Оценка— это способ выражения хозяйственных средств, их источников и процессов в де­нежном выражении. Калькуляция— определение (рас­чет) затрат по элементам (статьям) на весь объем произ­водства продукции (работ и услуг) и на единицу продук­ции (работы, услуги);

бухгалтерский баланс и отчетность. Бухгалтерский ба­ланс — это способ группировки и обобщенного отраже­ния хозяйственных средств по их видам и источникам об­разования в денежной оценке на определенную дату. Представляет собой двустороннюю таблицу, в которой с одной стороны (левой) средства показываются по составу и размещению, а с другой (правой) — по источникам об­разования и целевому назначению. Отчетность — это со­вокупность показателей, которые отражают и характери­зуют производственно-хозяйственную деятельность сель­скохозяйственного предприятия за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год).

Для метода бухгалтерского учета характерным является не­прерывное и документально обоснованное отражение совершен­ных хозяйственных операций с экономическим обобщением объ­ектов учета.

Под формой бухгалтерского учета понимают установленный порядок сочетания учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способов учетной регистрации. В качестве форм бухгалтерского учета могут применяться:

  • мемориально-ордерная;
  • журнально-ордерная;
  • автоматизированная;
  • упрощенная.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.