КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Общие понятия административного права
1. Понятие административного права и административно-правовые отношения. 2. Система органов исполнительной власти и государственная служба. 3. Административные правонарушения и административная ответственность. 1. Административное право – одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан. Административное право закрепляет правовые и организационные формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для рядовых граждан. Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного строительства, административно-политического устройства. Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления. Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений. Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому подпадает под регулирующее воздействие административного права в следующих случаях: - когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо); - когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему государством для осуществления управленческой деятельности. К числу управленческих можно отнести следующие общественные отношения: - между исполнительными органами государства в порядке их иерархической подчиненности; - между различными, не находящимися в подчинении, органами государственного управления; - между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями, организациями; - между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, организациями; - между органами государственного управления и гражданами. Административно-правовое регулирование этих разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия права на общественные отношения, заложенные в самой природе права. Различают следующие методы: Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно поступать именно так, а не иначе);
Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой; Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению. Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации. Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности, которую они регулируют. Сторонами этих правоотношений могут быть органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства. Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и на оборот. Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем: неравенство сторон – одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой стороне; могут возникать по инициативе любой из сторон – органа управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным условием возникновения правоотношений. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон; административно-правовые споры разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица; за нарушение требований административно-правовых норм стороны несут ответственность не друг перед другом, а перед государством. В зависимости от характера юридической связи между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Вертикальные – состоят в том, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие органы управления, между организационно не соподчиненными органами управления и т.д.). Основной признак таких правоотношений – наличие полномочий по совершению односторонних властных действий у одной из сторон по отношению к другому участнику этих отношений.
Горизонтальные – такие, в которых стороны юридически равноправны. Этот принцип присущ отношениям, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом), например, оформление на работу, обращение с заявлением и т.д 2. По характеру своей деятельности органы исполнительной власти можно разделить на органы общей отраслевой компетенции, органы межотраслевой компетенции, контрольные и надзорные органы, специализированные государственные органы, выполняющие специальные или специфические функции государства. Система органов государственной исполнительной власти Украины включает в себя: - Кабинет Министров; - министерства; - государственные комитеты и ведомства; - органы государственной исполнительной власти АРК; - государственные администрации областей, районов, городов Киева и Севастополя. Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: в сфере экономики; в социально-культурной сфере; в административно-политической области. В сфере экономики государственное регулирование осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами. Систему органов исполнительной власти в этой области составляют правительство Украины, министерства и ведомства. К органам исполнительной власти в социально-культурной сфере относятся: - министерства; - ведомства; - комитеты науки и техники, культуры (в т.ч. средств массовой информации, печати, телевидения, радиовещания, архивов), здравоохранения (в т.ч. санитарно-эпидемиологической службы, физкультуры, туризма и т.д.); - органы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения;
- миграционные службы. Система органов государственного управления в административно-политической области и в сфере предпринимательства включает в себя органы, осуществляющие государственное управление в области обороны, безопасности (в т.ч. органы пограничной службы, внешней разведки, национальное бюро расследований); органы внутренних дел (органы милиции, пожарной безопасности); юстиции; иностранных дел; в области экономики (государственная налоговая служба, таможенная служба и пр.). Служба – это один из видов платной, общественно-полезной деятельности людей, в том числе в сфере управления. Государственная служба в Украине – это профессиональная деятельность лиц, занимающих в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Деятельность государственных служащих в Украине регламентирована Законом «О государственной службе» от 16.12.93г. Главным компонентом государственной службы как юридического института является должность. Должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий. Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования относительно его профессиональной подготовки. Кроме того, она отражает содержание работы, которую выполняет служащий, устанавливает его правовой статус. Система должностей строится по иерархическому принципу, в ее основу положено 7 категорий должностей служащих. Основными критериями классификации должностей госслужащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа. В соответствии с нормами Закона «О государственной службе» указанным категориям должностей государственных служащих присваивается 15 рангов. Ранг служащему присваивается в соответствии с его должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатом работы. На государственных служащих налагаются предусмотренные действующим законодательством обязанности и права. Более конкретно они устанавливаются на основе типовых квалификационных характеристик и отображаются в должностных положениях и инструкциях, которые утверждаются руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции. 3. Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или коллективную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. Административный проступок как вид правонарушения отличается от преступления по степени общественной опасности деяния. Его следует отличать и от такого правонарушения, как дисциплинарный проступок, который связан с трудовой или служебной дисциплиной работников, за который законодательством предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке. Юридическими признаками административного проступка являются: противоправность, выражающаяся в запрещении административным законодательством предусмотренных законом деяний; виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно; общественная вредность – выражается в посягательстве (причинении вреда, либо создании угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами, содержащими соответствующие запреты; административная ответственность – применение за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий. Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица. Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные ст. 22` КоАП Украины.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |