Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От рыночных ограничений к силе коллективных переговоров




Каким образом профсоюзы вынуждают работодателей, согла­шаться на такие изменения, которые ведут к уменьшению эластичности спроса по заработной плате или сдвигают кривую спроса на труд чле­нов профсоюзов вправо? Принимая во внимание эластичность и поло­жение кривой спроса, как могут профсоюзы добиваться своей цели и устанавливать своим членам более высокую реальную заработную пла­ту, если в большинстве случаев это ведет к увеличению цены продук­ции и к снижению прибылей фирм?

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в про­изводственный процесс, которые могут привести к увеличению произ­водительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с услови­ями, увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными, однако, являются такие случаи, когда профсоюзы доби­ваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки. Забастовка - это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Цеховые организации, кроме того, обладают еще одним инструментом воздей­ствия на работодателей: контролем над кривой предложения труда, ко­торый оказывается у них в руках, когда фирмы соглашаются на предла­гаемые профсоюзом ограничения в приеме на работу или существуют законодательные ограничения, описанные выше.

Сможет ли профсоюз добиться успехов, бастуя или угрожая за­бастовкой, зависит от следующих факторов:

1) прибыльность фирмы и ее возможность повысить цены, не потеряв при этом свой рынок (очевидно, что профсоюзы в тех отраслях, где производство сконцентрировано на немно­гих предприятиях, будут находиться в более выгодном поло­жении, чем профсоюзы, действующие на конкурентном рын­ке);

2) способность профсоюза причинить фирме убытки, что зависит от того, сможет ли фирма получить доходы, накопив в ожи­дании забастовки свою продукцию на складах, найти замену бастующим работникам или обеспечить во время забастовки функционирование своих мощностей при помощи своих руководящих работников, не являющихся чле­нами профсоюза;

3) наличие у фирмы финансовых ресурсов, которые позволили бы ей компенсировать потери, нанесенные во время забастов­ки;

4) наличие у профсоюза финансовых ресурсов для компенсации потерь, понесенных из-за забастовки.

Но если забастовки причиняют ущерб как членам профсоюзов, так и работодателям, почему они вообще происходят? Ведь обе стороны пре­красно понимают, что они понесут потери, и, казалось бы, они долж­ны прийти к взаимоприемлемому варианту, чтобы их избежать. И дей­ствительно, большинство моделей процесса коллективных переговоров концентрируется на том, каким образом будут поделены трофеи (избыток) между руководством фирмы и ее ра­ботниками, а причины забастовок остаются в стороне.

Первая и самая простая модель переговорного процесса была разработана Джоном Хиксом. Предположим, что руководство фирмы и ее работники обсуждают только один вопрос - размер предполагае­мого увеличения заработной платы. Насколько будут отличаться запро­шенный профсоюзом процент увеличения зарплаты и тот ее прирост, на который согласен работодатель, в зависимости от предполагаемой длительности забастовки, которую намеревается провести профсоюз? С точки зрения работодателя, чем дольше длится забастовка, тем больше издержек она приносит из-за потерь клиентов. Эти растущие издержки предполагают, что по ходу забастовки работодатель обязательно согла­сится увеличить предлагаемую заработную плату, и это его намерение выражается в имеющей наклон вверх кривой уступки работодателя, обозначаемой на рис. 2 буквами ЕС.

Что касается работников, то может произойти ужесточение по­зиции членов профсоюза и в начальный период забастовки они могут потребовать даже большего увеличения заработной платы. Тем не ме­нее, по истечении некоторого времени потеря доходов в результате за­бастовки начинает побуждать их смягчить свои требования, и забастов­щики будут сокращать запрашиваемую ими заработную плату, что на­ходит свое отражение на кривой сопротивления профсоюза обозначаемой на рис. 2, буквами UR, которая в конце концов начинает идти вниз.

По мере того как забастовка продолжается, требования профсо­юза смягчаются, а предложения по повышению зарплаты со стороны работодателя увеличиваются, пока они не сравняются в точке длитель­ности забастовки Sq. Именно в этой точке стороны согласятся на уве­личение заработной платы до Wq, придут к соглашению и положат конец забастовке. Конечно, если каждая из сторон знает расположение и форму кривой требований противоположной стороны, каждый мог бы знать заранее, до забастовки, к какому соглашению они придут. В этом случае было бы логично согласиться на повышение зарплаты до Wq еще до забастовки, так что обе стороны могли бы избежать издер­жек, вызванных забастовкой.

 

Рост зарплаты

UR  
ЕС  

0 Ожидаемая продолжительность забастовки

РИСУНОК 2. Модель переговорного процесса Хикса и ожидаемая




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.