Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная линия


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Гипотеза рационального поведения.

 

Важнейшая гипотеза о поведении субъекта, гипотеза рационального поведения, формулируется так: «Целью деятельности субъекта, его выбора, его поступков является максимизация совокупной субъективной полезности – удовольствия и удовлетворения, получаемого как от самого действия, так и от его результатов».

Гипотеза предполагает:

1) субъект способен сопоставлять полезность различных благ, различных количеств одного и того же блага;

2) субъект способен сравнивать уровень удовлетворения различных потребностей.

Кроме рационального поведения существуют иррациональные, необъяснимые поступки, совершаемые интуитивно, бессознательно, инстинктивно. Мы будем считать, что поведение субъектов рационально.

 

 

Помимо максимизации субъективной полезности, существует еще один фактор, определяющий поведение человека на рынке – ограничение его финансовых возможностей или бюджета. В предыдущей теме описана система предпочтений потребителя, представленная в виде кривых безразличия. Рассмотрим теперь множество всех доступных потребителю товарных наборов.

Правило бюджетного ограничения: «Потребитель может купить любой набор товаров, удовлетворяющий лишь одному требованию: общие расходы на данный набор не превышают суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя». Это правило можно записать следующим образом: потребитель может приобрести любой набор товаров Х=(х12,…,хn), удовлетворяющий следующему условию:

Р1х1 + Р2х2 + … + Рnхn ≤ М, (1)

Где х12, …,хn – количество единиц товаров 1,2,…,n, приобретаемых потребителем; Р12,…,Рn – цены этих товаров; М – располагаемый доход потребителя.

Выражение (1) называется бюджетным ограничением потребителя. Так как, графические методы анализа заставляют нас рассматривать случай (см. предыдущую тему), когда потребительский выбор ограничен двумя товарами (назовем их товар Х и Y). Тогда бюджетное ограничение имеет вид:

Рх х + Рy y ≤ М. (2)

Для того чтобы представить множество товарных наборов, удовлетворяющих ограничению (2) в графическом пространстве товаров, необходимо, отобразить в пространстве товаров границу этого множества, то есть линию:



Рх х + Рy y = М. (3)

Линия, описываемая уравнением (3) называется бюджетной линией.

Бюджетная линия – это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров Рх и Рy.

Преобразуем уравнение (3) в уравнение:

М Рх

у = ------ – ------- х (4)

Ру Ру

Уравнение (4) представляет собой уравнение прямой линии (типа у = а х + b),где М/Ру– свободный член, а (- Рх / Ру) – коэффициент при переменной х. Бюджетная линия, соответственно, представляет собой прямую линию АВ (см. рис.).

 

Y

 

А

уа= М / Ру

 

ус ● С

 

В

О Х

хс хв = М / Рх

Координаты точек А и В (точки пересечения бюджетной линии с осями координат) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, истратив весь свой доход только на товар Х и на товар Y. Любой другой находящийся на бюджетной линии набор товаров С = (хс, ус) имеет для потребителя точно такую же стоимость М, что и наборы А = (0, М / Ру) и В = (М / Рх, 0). А множество всех доступных данному потребителю наборов товаров лежит внутри треугольника ОАВ.

Свойство бюджетной линии:

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, т.к. наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара. Наклон бюджетной линии характеризуется величиной (- Рх / Ру), т.е. соотношению цен товаров, взятому с противоположенным знаком.

 

2.1. Влияние изменения дохода на положение бюджетной линии.

 

Пусть первоначально доход потребителя составлял М1. Тогда бюджетная линия описывается уравнением:

М1 Рх

у = ------ – ------- х (5)

Ру Ру

Предположим теперь, что доход потребителя увеличился с М1 до М2, а цены товаров остались неизменными. Тогда уравнение новой бюджетной линии имеет вид:

М2 Рх

у = ------ – ------- х (6)

Ру Ру

Так как, не изменился коэффициент при переменной х в уравнении (6) , то не изменился и наклон бюджетной линии, который определяется соотношением цен. Но изменились координаты пересечения бюджетной линии с осями координат: новая бюджетная линия пересекает ось Оу в точке С с ординатой ус = М2 / Ру, а ось Ох – в точке D с абсциссой хD2х. Таким образом, увеличение дохода при неизменных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх (а снижение дохода, соответственно, к параллельному сдвигу бюджетной линии вниз) (см. рис.).

 

Y

yс2у С

 

 

yА1y А

 

 

В D

о Х

хВ1х хD2х

 

2.2. Влияние изменения цен товаров на положение бюджетной линии.

 

Предположим, что меняется цена только одного товара Х (например, уменьшается с Рх до Рх1) в то время, как цена товара Y и доход остаются неизменными. Тогда новое бюджетное ограничение примет вид:

 

 

М Рх1

у = ------ – ------- х (7)

Ру Ру

В этом случае коэффициент при переменной х изменится с (- Рх / Ру) на (- Рх1 / Ру), а следовательно, изменится и наклон бюджетной линии. Неизменной останется точка пересечения бюджетной линии с осью Оу – точка А (см. рис.).

Y

А

уА=М/Ру

 

 

О В К Х

хВ=М/Рх хк=М/Рх1

 

Иными словами, поскольку цена товара Х уменьшилась, потребитель может теперь, израсходовав весь свой доход на товар Х, купить большее количество единиц этого товара. Таким образом, уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью Оу (а увеличение цены товара Х – к аналогичному повороту по часовой стрелке).

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предельная норма замещения | Оптимум потребителя

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.