Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию




Читайте также:
  1. N С возрастом в фибробластах прекращается синтез ГП, нарушаются поперечные микрофибриллярные связи и эластические волокна утрачивают свои свойства (упругость и эластичность).
  2. Актуальное членение предложения
  3. В зависимости от состояния спроса
  4. Взаимодействие спроса и предложения
  5. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
  6. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  7. Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
  8. Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения
  9. Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения
  10. Взаимосвязь ценовой эластичности спроса
  11. Виды и методы прогнозирования спроса
  12. Виды спроса и типы маркетинга в зависимости от состояния спроса

 

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Известно, что величина спроса зависит от цены товара, а также от цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми, либо взаимозаменяемыми. На спрос влияют и другие факторы.

Степень изменения одной величины под воздействием другой, называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой величины на 1процент.

Примером может служить эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса. Она показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

 

= , где

 

- эластичность спроса по цене;

- прирост величины спроса, в %;

- прирост цены, в %.

 

В силу того, что в соответствие с законом спроса, между ценной на товар и величиной спроса на него имеется обратная зависимость, величина спроса и цены изменяются в разных направлениях (с ростом цены на товар, величина спроса уменьшается). Если разнонаправленное изменение цены и величины спроса обозначить знаками (+) и (-), то коэффициент ценовой эластичности спроса всегда будет величиной отрицательной. При экономическом анализе абстрагируются от знака (-), т.е. берут коэффициент по абсолютной величине.

Например: снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%.

Показатель эластичности будет выглядеть так:

 

= = -2; = 2

 

Если > 1, то спрос называют эластичным. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены.

Если, < 1, то спрос называют не эластичным (жестким). Это означает, что спрос растет или падает медленнее, чем изменяют цены. Минимально возможное значение Е = 0, спрос на товар абсолютно не эластичен, т.е. при любом изменении цены спрос на товар остается неизменным.

Если, = 1, то говорят о единичной эластичности. Это означает, что изменение цены пропорционально изменению спроса.

Теперь проследим взаимосвязь изменения коэффициента ценовой эластичности спроса и совокупной (валовой) выручки продавцов.

Совокупная выручка равная произведению количества проданной продукции на ее цену , где

- совокупная (валовая) выручка;

- цена товара;

-количество товара.

Если спрос по цене эластичный , то снижение цены вызывает рост совокупной выручки . И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки.

Если спрос по цене не эластичен , то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене не эластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.



Если Е = 1, т.е. существует единичная эластичность спроса по цене, то любое изменение цены не вызовет изменения валовой выручки (TR= constant).

Например: Снижение цены с =300 руб. до =200 руб. на 100 руб. (на 30 %) приведет к росту величины спроса с =10 шт. до =30шт. на 20 шт. (200 %). ( 200%: 30%) = 6, т.е. > 1, а значит спрос эластичен. Что произойдет с выручкой от реализации. Она увеличится с 3000 (300 * 10) до 6000 руб. (200 * 30), т.е. вырастет в два раза.

Изобразим данный пример графически см. рис. 2.8 (относительно эластичный спрос).

 

 

 

300


200


100

 

 
 


10 20 30 Q, шт.

 

Рис. 2.8 Относительно эластичный спрос по цене

 

Если снижение цены с Р=300 руб. до Р=200 руб. (на 30%) приведет к росту величины спроса с Q =10 шт. до Q=12 шт. (на 20%). Коэффициент Е = (20%:30%) = 0,6, т.е. меньше 1 и валовая выручка уменьшилась с 3000 руб. (300* 10), до 2400 руб. ( 200*12).

 
 


 

 

300

 
 


200

 

100

 

 
 


10 12 20 Q, шт.

Рис. 2.9 Относительно неэластичный спрос

 

Знание коэффициента ценовой эластичности спроса имеет важное значение для фирм ценоискателей, т.е. фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли.

Перекрестная эластичность. Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены сопряженного товара. Коэффициент перекрестной эластичности – это отклонение процентного отношения спроса на товар x к процентному изменению цены товара y.

Если , то товары взаимозаменяемы (субститута).

Если , то товары взаимодополняемые (комплементарные).

Эластичность спроса по доходу.Понятие эластичности спроса по доходу используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар, при изменении дохода потребителя на 1%.

 

 

dQd - изменение величины спроса;

 

dY – изменение дохода потребителя;

 

Если < 0, то товар, на который предъявляется спрос, является недоброкачественным.

Если 0 < < 1 , речь идет о товарах первой необходимости.

Если > 1, то речь идет о товар роскоши.

 

Эластичность предложения.Эластичность предложения показывает степень изменения величины предложения под воздействием изменения цены. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается, как отношение изменения величины предложения в % к изменению цены в %.

 

;

Если > 1, то предложение по цене эластично, т.е. изменение цены на 1% приводит к изменению величины предложения больше, чем на 1%.

Если < 1, то предложение по цене не эластично, т.е. изменение цены на 1% приводит к изменению величины предложения меньше, чем на 1%.

Если = 1, то предложение обладает единичной эластичность, т. е. величина предложения изменяется пропорционально изменению цены.

Для значения эластичности предложения по цене значение имеет временной интервал, в котором оценивают степень изменения предложения под воздействием цены. В краткосрочном периоде, как правило, предложение по цене не эластично, так как производители не могут мгновенно отреагировать на изменение цены. По мере увеличения временного интервала степень эластичности предложения увеличивается. В долгосрочном периоде предложение по цене всегда эластично.

 

Вопросы:

1. Каковы основные причины возникновения рынка?

2. Какие функции выполняет рынок в экономической системе?

3. Какова суть идеи Р. Коуза о трансакционных издержках?

4. Нарисуйте общую модель рынка с кривыми спроса и предложения на конкурентном рынке.

5. Каковы неценовые факторы, влияющие на изменение спроса покупателей, а также неценовые факторы, влияющие на изменение выпуска и предложения фирмами благ?

6. Докажите практическую значимость эластичности спроса.

7. Как формируется равновесная цена? Объясните этот механизм с помощью соответствующего графика, указав область дефицита товаров на рынках и область излишков от перепроизводства.

8. Как государство может воздействовать на цены и налоги, в результате чего рынок начинает соответственно реагировать? Как это происходит?

9. Что входит в понятие рыночной инфраструктуры?

10. Какие виды рынков вы знаете? Перечислите их.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 188; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.80.188.87
Генерация страницы за: 0.007 сек.