Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ И ВОЛЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ





План

Тема лекции 14. Понятие о воле, структура волевого акта.

 

1. Общее понятие о воле и волевых действиях.

2. Основные психологические теории воли.

3. Физиологические основы воли. Нарушения воли. Апраксия и абулия.

4. Этапы волевого действия.

5. Структура волевого акта.

6. Механизм волевого поведения.

7. Волевые качества человека и их развитие.

Основные понятия: воля, непроизвольное действие, волевое усилие, волевое действие, желание, борьба мотивов, принятие решений, сила воли, механизм волевого действия, безволие, абулия

Оборудование:презентация

Основная литература:

Маклаков А.Г. Общая психология. С-П., 2008. С. 372-391.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 203-211.

Филатов Ф.Р. Основы психологии: Учебное пособие.- М., 2006.- С.501-518.

Дополнительная литература:

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995. С. 262-265.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.,1991. –

С.3, 85.

Иванников В.А. К сущности волевого поведения //Хрестоматия по психологии.

- М., 1987. С.260-267.

Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание. 1976.

Ильин Е.П. Психология воли. С-П., 2000.

Максименко С.Д. Общая психология. М.,1999. С. 292-302

 

ВОЛЯ – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

ВОЛЯ – это активная направленность личности, которая заключается в постановке целей, в выборе путей и средств достижения данной цели.

Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. К непроизвольному типу поведения относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции. Специфическая особенность импульсивного поведения «Я хочу». Специфическая особенность волевого поведения «Я должен». Но возможно и совпадение волевого и импульсивного поведения «Я хочу исполнить свой долг».



Наша жизнь – это борьба волевого и привычного, обыденного поведения. В противоположность непроизвольным действиям, сознательные действия более характерные для человека и направлены на достижения цели.

ПРИЗНАКИ волевого действия:

1. Сознательная целеустремленность действий.

2. Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени (альпинист, который хочет покорить вершину горы должен ежедневно тренироваться...)

3. Связь волевого действия с преодолением препятствий (внутренних или внешних)

Внутренние препятствия субъективные, обусловлены поведением человека (могут быть выражены усталостью, желанием развлечься, ленью и т.д.).

Внешние препятствия, когда на поведение человека влияют объективные помехи.

Механизмы психологической защиты позволяют субъекту считать внутреннюю причину, внешней, объективной, скрывая от окружающих свои побуждения. (Например: ученик опоздал на урок, так как не хотел вставать утром, но рассказал придуманную им историю - как помог бабушке перейти дорогу ...)

Но не всякое действие, направленное на преодоление препятствий можно назвать волевым (человек, убегающий от собаки, преодолел высокий забор – это не волевое действие).

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.