Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. ЭТАПЫ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ


Зачатки воли заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию (С.Рубинштейн). В зависимости от степени осознанности потребностей стремления к цели разделяют на влечения и желания. Если желание осознано, то влечение всегда смутно, неясно. Человек переживает стремление как специфическое, тягостное состояние в виде тоски или неопределенности и поэтому не может перерасти в целенаправленную деятельность. Влечение рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность либо угасает, либо превращается в желание. Но не всякое желание приводит к действию. Желание не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. У человека может возникнуть сразу несколько желаний и он не знает какое из них реализовать.

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть столкновением мотивов.

Борьба мотивов включает в себя оценку человеком ситуации, своих возможностей, всех положительных и отрицательных моментов (за и против). Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения,заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий. После принятия решения человек испытывает облегчение.

Но принять решение, это не значит выполнить его. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов, не в принятии решения, а в его исполнении.Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, считается человеком с сильной волей. Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внутреннюю структуру. Исполнение решения связано с тем или иным сроком. Если исполнение решения связано с длительным сроком, то говорят о намерении. Намерение – это внутренняя подготовка отсроченного действия (например: ученик принял решение – намерение в следующем году учиться хорошо). Только намерения для исполнения волевого акта недостаточно.

Как и в любом действии выделяется этап планирования,поиск рациональных способов, средств реализации принятого решения. План может быть подробным, может быть в виде схемы. Планируемое действие не реализуется автоматически, необходимо сознательное волевое усилие. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, которое находит разрядку в волевом действии. Для волевого усилия необходимо определенное количество энергии. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от сознательной цели и заканчивая исполнением решения. Волевое усилие имеет результат и заметно для окружающих.



Интенсивность волевого усилия зависит от:

1) Мировоззрения личности (разное отношение к смерти у японского самурая и русского воина вызовет различия и в поведении).

2) Моральной устойчивости (ответственные люди преодолевают значительные препятствия для достижения цели).

3) Наличия общественной значимости цели.

4) Установки на отношение к деятельности (выучить или просто прочитать материал)

5) Уровня самоуправления и самоорганизации личности (волевые люди легче справляются с разными препятствиями).

 

В процессе реализации волевого действия, особенно после исполнения, следует его оценка.Бывают разные оценки: социально-политическая, моральная, эстетическая и т.д. В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к поступку референтной (значимой) группы. Именно оценка группы является наиболее действенной для коррекции поведения человека. В оценке может быть одобрение, оправдание, Она сопровождается эмоциональными переживаниями, сожалением (если отрицательная), переживанием стыда, раскаяния. Оценка выступает как мотив для продолжения или прекращения деятельности.

ЭТАПЫ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ:

1 этап. Возникновение побуждения и постановка цели.

2 этап. Обсуждение и борьба мотивов.

3 этап. Принятия решения.

4 этап. Исполнение действия.

5 этап. Оценка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЛИ | СТРУКТУРА ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.