Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические

В современном обществе на первое место выходят экономические инструменты защиты природы. По большому счету они должны быть такими, чтобы загрязнять и разрушать окружающую среду стало не выгодно.

Мировая практика знает четыре возможности вмешательства правительства в свободный рынок для предотвращения загрязнения и уменьшения затрат ресурсов:

• прямая правительственная регуляция и наказание за превышение установленных государственных норм;

• взимание с производителей платы за эмиссию загрязнения и использование ресурсов;

• введение рынка прав на загрязнение и использование ресурсов;

• субсидирование природоохранных мероприятий.

Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, понимание которых необходимо лицам, принимающим решения, чтобы формулировать законы и проводить адекватную политику в отношении использования природных ресурсов и производства энергии. Ни экологи, ни экономисты не смогут успешно решать экологические проблемы, пока не разберутся в сложных природных, экономических,

социальных и юридических аспектах специфических экологических проблем.

Традиционно, с советских времен и до сих пор, в России наиболее развитыми и давно используемыми методами управления природопользованием остаются административно-командные или директивные. Принудительное соблюдение правил, предписаний, нормативов и т.п. обеспечивается соответствующими организационными структурами государственных учреждений, обладающих полномочиями регламентировать

природоохранную деятельность. Однако и в России все сильнее развиваются экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды. Из существующих экономических методов управления:

1. Издавна существуют:

• меры материально-технического обеспечения;

• платность за пользование природными ресурсами;

• платежи за загрязнение окружающей среды;

• льготы по кредитованию и налогообложению.

2. Новые, связанные с рыночной экономикой и выходом на международный рынок:

• экологическое страхование;

• введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологически неблагоприятную;

• планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

• установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

• установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов;

• поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой ныu1074 в целях охраны окружающей среды;

• предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

• возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Задача этих мер состоит в том, чтобы сделать охрану окружающей среды и рациональное природопользование составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель был в них заинтересован.

Законом «Об охране окружающей среды» 2002 года (ст. 14) определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относятся:

• разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

• разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

• разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

• установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

• проведение экономической оценки природных объектов и природно- антропогенных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

• поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

• возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

• иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Современные подходы к управлению равновесием эколого-экономических систем:

• неоклассический, основан на полном возмещении экономического ущерба, наносимого окружающей среде. Создается экономический механизм, основанный на системе налогов, платежей и т.п. встроенный в рыночные

отношения, который «невидимой рукой рынка» обеспечивает поддержание качества окружающей среды. Работает принцип — платит тот, кто загрязняет. Данный подход требует совершенного рынка;

• неокейнсианский, опирается на государственное регулирование в области окружающей среды посредством реализации природоохранных программ, экологической экспертизы проектов, нормативного регулирования и введения элементарных экономических рычагов. Основан на научно обоснованном планировании величины затрат на охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов при сохранении стабильности развития экономики

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормирование (лимитирование) | Оценка природных ресурсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.