Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чикагская школа монетаризма

Концепция социального рыночного хозяйства (Фрайбургская школа)

Что такое «ордолиберализм»?

После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ). Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Аденауэра—Эрхарда. Вид­ные немецкие теоретики неолиберализма В. Репке, А. Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма ради свобо­ды и гуманизма. В. Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпуск ежегодника «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово «ордо», избранное В. Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, символизирующее «естественный строй... свободного рыночного хозяйства». Западногерманская доктрина неолиберализма под влиянием «школы Ойкена» стала даже имено­ваться «ордолиберализмом».

Сущность «социального рыночного хозяйства»

Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по прин­ципу «социального выравнивания». Впервые ее концептуально изло­жил А. Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Разработки в этом направ­лении были продолжены В. Репке, Л. Эрхардом, В. Ойкеном и др. Причем о создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны было за­явлено самим канцлером ФРГ К. Аденауэром в предисловии к книге В. Репке «Правильна ли немецкая экономическая политика?» (1950). По характеристике В. Репке «социальное рыночное хозяйст­во» — это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гу­манное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопос­тавляет коллективизму персонализм, концентрации власти — сво­боду, централизму — децентрализм, организации — самопроиз­вольность и т.д. Солидаризируясь с мнением В. Репке, Л. Эрхард на съезде христианско-демократического союза (ХДС) в 1957 г. ут­верждал о начале второго этапа формирования в ФРГ «социаль­ного рыночного хозяйства». Немногим позднее в одной из своих публикаций начала 60-х гг. Л. Эрхард подчеркивал, что именно «свободное соревнование является прежде всего основным эле­ментом социального рыночного хозяйства». А на очередном партий­ном съезде ХДС в 1965 г. Л. Эрхард заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», превра­тившей эту страну в «оформленное общество».

Доктрина «сформированного общества», по мнению Л. Эрхарда и его единомышленников, — это поиск лучшего «естественного эко­номического порядка», который возможно достичь через создание «социального рыночного хозяйства». В ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти формах (типах) общественного строя и производственных отношений и об антагонизме классов. Она осно­вана на положении В. Ойкена о том, что человеческому обществу присущи только два типа экономики: «централизованно управляе­мая» (тоталитаризм) и «меновая экономика» (по другой термино­логии — «свободное, открытое хозяйство»), а также на идее о со­четании этих типов экономики с преобладанием признаков одного из них в конкретных исторических условиях.

В. Ойкен о типах «экономических систем»

Вальтер Ойкен (1891—1950) в своей выдержавшей девять изда­ний книге «Основания национальной экономии» (1947) осуществил фундаментальную проработку проблематики типологии основных форм рыночной организации экономики. В главе этой книги «Эко­номические системы» им доказывается естественное сосуще­ствование в одних и тех же обществах двух идеальных, как он по­лагает, типов экономики: меновой и централизованно управляе­мой. Он пишет: «Система «централизованно управляемой эконо­мики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного цен­тра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это — система "меновой экономики"».

Далее В. Ойкен уточняет, что «в исторической реальности» эле­менты обеих этих систем «в большинстве случаев переплетаются» и что система «неменовой экономики... существовала и существует в двух формах: как «простая централизованно управляемая экономика» (обособленное хозяйство) или как "централизованно-ад­министративная экономика". Причем элементы обеих форм не­меновой (централизованно управляемой) экономики, пишет он, «имели место не только в некоторых странах и в отдельные време­на, например, в иезуитской общине Парагвая, или в государстве инков, или в России 40-х годов нашего столетия. Они встречались повсюду и во все времена. Иногда они доминировали, иногда лишь дополняли общую картину, но всегда выступали в соединении с элементами меновой экономики».

Вместе с тем, по Ойкену, «две упомянутые формы реализуются в трех формах», каждую из которых он характеризует так: а) «то­тальная централизованно управляемая экономика» (обмен вообще не допускается; производство, распределение и потребление продук­тов «до последней мелочи» осуществляется по указаниям и при­казам центрального руководства); б) «централизованно управляемая экономика свободным обменом предметами потребления» (обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, опре­деляющей «способ использования производительных сил, времен­ную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов... Но в отличие от первого варианта потребители могут здесь вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления путем обмена»); в) «централизованно управляемая эко­номика со свободным потребительским выбором» (потребительс­кий выбор благ свободен, но, как правило, из тех, которые наме­чает для производства «центральная инстанция»)6.

Роль государства в «социальном рыночном хозяйстве»

Осознавая невозможность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», В. Репке и Л. Эрхард признавали необходимым противопоставить любому проявлению анархии про­изводства соответствующие меры государственного вмешательства, которые обеспечивали бы «синтез между свободным и социально обя­зательным общественным строем». Роль государства, согласно образ­ной иллюстрации Репке—Эрхарда, сравнивается с положением су­дьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Другими словами, государство для поддержания условий существо­вания «социального рыночного хозяйства» как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдением «пра­вил» свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственнос­ти в товарно-денежном хозяйстве без монополий.

В 60—70-е гг. концепция неолибералов о создании и функцио­нировании модели «социального рыночного хозяйства» во многом была созвучна возникшей в тот период модели и институциалистов об «обществе всеобщего благоденствия», поскольку и в той и другой отвергаются положения об эксплуатации человека человеком и клас­совом антагонизме. Обе модели, кроме того, основываются на идее активной социальной функции государства по обеспечению всем граж­данам равных прав и равных возможностей в получении социальных услуг и повышении их благосостояния. При этом под внешним про­явлением «всеобщего благоденствия» имелись, конечно, в виду не только рост числа акционеров в различных слоях общества, но и возросшая стабильность всех общественных институтов, уверенность значительной части трудящихся в завтрашнем дне и т.д.

В США, как отмечалось выше, альтернативой кейнсианству ста­ла так называемая Чикагская школа неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще в 20-е гг. XX в. Однако самостоятельное, а тем более, лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм по­лучил в конце 50-х — начале 60-х гг. с появлением ряда публикаций М. Фридмена (род. в 1912 г.), ставшего в 1976 г. одним из нобелевских лауреатов по экономике. Последний и его сподвижники кейнсианс-ким неденежным факторам (например, инвестиции) предпочли именно денежные факторы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неолиберализм | Возникновение кривой Филлипса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.