КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие науки и культуры во второй половине ХХ в
Во второй половине XX в. наука и технология стали веду- щими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых техно- логий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется транс- плантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца). Развитие научно-технической революции привело к неви- данному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой циви- лизации. В ней – около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, ро- бототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. На- ука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, – электроника, биотехнология, производ- ство новых материалов, информатика. В настоящее время мик- ропроцессоры нашли универсальное и повсеместное примене- ние, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР назы- вают информационной или микропроцессорной революцией. Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи ин-
формации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуаль- ного труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную пе- редачу информации во все уголки земного шара, создают ощу- щение одновременности и вездесущия. С развертыванием тех- нологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции вто- рой половины ХХ в. началось и интенсифицировалось беспре- цедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологиче- ского прогресса. Например, если в 70-е годы было принято го- ворить о том, что объем научной информации удваивается каж- дые 5–7 лет, то в 80-е годы – каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов – ежегодно. Смыслом научно-технологического и социального про- гресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Теле- коммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновре- менно в разных местах и быть участником событий, происхо- дящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия. Неконтролируемый рост экономики вступает в противо- речие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бед- ствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, террито- рии атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В
последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимо- действие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем – мировой эколо- гический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисба- ланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Прота- гора, что «именно человек является мерой всех вещей». Информационная революция ведет и к социальным по- следствиям – росту безработицы. Но высокий уровень нацио- нального дохода позволяет в развитых странах обеспечить без- работным гарантию прожиточного «социального минимума». Новейшая технология требует качественно нового работ- ника – с солидным уровнем общеобразовательной и профес- сиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообра- зие творческих специальностей и видов деятельности. Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух куль- тур – научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искус- ство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла. Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны мно- гие деятели культуры с оружием в руках сражались против гит- леровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингу- эй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важ- ной темой мирового искусства. В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творче- ства преобладала над художественной. Росло значение культу- ры развивающихся стран в мировой художественной культуре
(индийский кинематограф, африканские и латиноамерикан- ские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало мате- риальные условия для расцвета массовой культуры и появле- ния рок-музыки. Во второй половине XX века возникла разновидность кри- тического реализма – неореализм. Неореалисты поставили це- лью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал вли- яние на мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманисти- ческого начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя». Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы полу- чил распространение так называемый «социалистический реа- лизм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность – отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксист- ско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отри- цают существование соцреализма как самостоятельного художе- ственного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разно- видностей критического реализма. Творчество французского пи- сателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) пока- зывает, что соцреализм существовал как самостоятельное на- правление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре ХХ в. В 50-60 годы была развернута кампания против авангард- ных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписы- вавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий
в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гоне- ния против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы. Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и раз- влекательные). Жанры массовой культуры – шоу, боевик, шля- гер, комикс. Культ «звезд» – искусственное создание популяр- ности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов. Новые направления в искусстве формировались в значи- тельной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания – личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отри- цание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско – отсутствие сюжета, жизненных иде- алов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни даль- нейшее развитие получили основные направления модерниз- ма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм. Одним из сравнительно новых направлений в современ- ном искусстве является поп-арт. Молодые художники предло- жили изображать окружающие человека повседневные предме- ты и технические изделия, современную городскую среду – в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, по- пулярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока- колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рек- ламного плаката. Развитие инженерных знаний сделало возможным исполь- зование новейших строительных и отделочных материалов, та- ких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над ог- ромными выставочными и спортивными залами, стадионами и т.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийско- го дворца спорта в Риме. Во второй половине ХХ в. обновились принципы планиро- вания городов. Новым было более свободное расположение жи- лых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жиз- ни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали, размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Пло- щади и другие открытые пространства демонстрируют свою со- временность памятниками нынешних художников. Но понима- ние качества их нередко остается монополией элиты. Ярким феноменом художественной жизни второй полови- ны XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока – Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музы- ке выразился стихийный протест молодежи против социаль- ной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискри- минации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, му- зыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно – любовь», «Дайте миру шанс» стали не- официальными международными молодежными гимнами. Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьет- наме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, ми- литаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благо- творительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок- оперы Э.Л.Уэббэра и Райса «Иисус Христос – суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями класси- ческой оперы. В 70-е годы происходило формирование национальных рок- движений. Рок стал не только явлением в художественной куль- туре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характери- зовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством. Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, ком- мерциализация средств массовой коммуникации способство- вала экспансии американской массовой культуры, вытесняю- щей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отри- цание достижений искусства соцреализма, что наглядно про- явилось в уничтожении памятников, символизирующих «соци- алистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе ос- тавались рабами. Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиоз- ного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |