Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Регулирование внешнеторговых отношений

Договор коммерческой концессии (франшиза)

Договор агентирования

 

Агент выполняет и юридические, и так называемые фактические действия. Это разграничение весьма условно, но принято считать, что фактические действия не влекут правового результата. Например, реклама товара или услуги может производиться длительное время, но никакого отклика у потребителей не иметь. Маркетинговые исследования для определения возможности реализации будущего (непроизведенного) товара, ведение деловых переговоров или поиск потенциальных контрагентов могут не привести к заключению конкретных договоров.

Договор агентирования может строиться по модели договора поручения, когда агент действует от имени принципала, или договора комиссии, когда агент действует от своего имени.

Договор может быть заключен как на определенный срок, так и без ограничения срока, он всегда является возмездным.

В договоре допускаются ограничения прав одной или обеих сторон, например, не заключать аналогичных договоров на определенной территории, воздерживаться от самостоятельной аналогичной деятельности на определенной территории.

Допускается наличие субагента, причем если он назначен в порядке передоверия, то ведет дела непосредственно с самим принципалом (ст. 1009 ГК РФ).

 

 

Этот договор рассчитан только на сферу предпринимательской деятельности и представляет собой комплексную передачу исключительных прав правообладателя для того, чтобы пользователь мог производить и реализовывать соответствующий товар.

По общему правилу посредником здесь является пользователь, однако в российской практике бывают и обратные ситуации - посредником является сам правообладатель.

Как и агентирование, франшиза может предусматривать ограничения прав сторон (отказ от договоров с потенциальными конкурентами, запрет аналогичной деятельности на определенной территории и т.п.).

Отличие франшизы от других лицензионных договоров в том, что она шире, чем лицензии на отдельные исключительные права (товарные знаки, патенты), и предусматривает передачу прав на использование коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау).

 

Таблица 15. Посреднические договоры в торговой практике
(сравнительная характеристика)

 

┌───────────────────────────────┬──────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ Поручение │ Комиссия │ Агентирование │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Поверенный действует от имени│Комиссионер действует от собс-│Агент действует от своего имени│

│доверителя │твенного имени │принципала │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Поверенный действует за счет│Комиссионер действует действу-│Агент действует за счет принципала │

│доверителя │ет за счет комитента │ │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Предмет договора - совершение│Предмет договора - совершение│Предмет договора - совершение аген-│

│поверенным юридических действий│комиссионером одной или неско-│том юридических и фактических дейс-│

│ │льких сделок │твий │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Доверитель выплачивает поверен-│Комитент обязан уплатить коми-│Принципал обязан уплатить агенту│

│ному вознаграждение, если это│ссионеру вознаграждение │вознаграждение │

│предусмотрено договором │ │ │

└───────────────────────────────┴──────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

 

Рекомендуемая литература

 

1. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Зерцало, 2008.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. проф. О.Н. Садиков. М., 2006.

3. Санникова Л.В. Договоры о представительстве // Журнал российского права. 2004. N 4.

4. Галушина И.Н. Развитие российского гражданского законодательства о посредниках // Журнал российского права. 2004. N 4.

5. Метелева Ю.А. Особенности регулирования деятельности торговых посредников // Закон. 2007. N 5.

6. Сафонов М.Н. Посреднические договоры в новых российских экономических условиях // Журнал российского права. 2003. N 9.

7. Трахтенгерц Л.А. Договор коммерческой концессии (новая концепция) // Хозяйство и право. 2007. N 4.

8. Скороходов С. Правовой режим вещей, отчуждаемых (приобретаемых) по договору комиссии // Хозяйство и право. 2003. N 11.

 

Лекция 11.
Договоры, содействующие торговле

 

Такие договоры направлены на обслуживание и организацию торгового оборота, но непосредственно не участвуют в продвижении товара, а лишь обеспечивают этот процесс.

1. Договоры на выполнение маркетинговых исследований (работ). В зарубежной практике эти договоры получили распространение в 30-е гг. ХХ в. после Великой Депрессии. Появление маркетинга изменило идеологию хозяйственной деятельности. Раньше производители выпускали столько товара, сколько позволяло производство, затем начинались кампании по продаже товара. Все это приводило к возникновению кризисов перепроизводства. Позднее появилась концепция маркетинга, требующая первоначального определения запросов потребителей в том или ином товаре, а затем - его производства в определенных объемах. Сейчас значение маркетинга немного шире, он позволяет определить ценовую политику, способы активизации продаж товара и пр.

Юридическая квалификация этого договора достаточно сложна, так как он не урегулирован в ГК РФ. Этот договор имеет сходство с договором подряда на выполнение научно-исследовательских работ (НИР). Отличие в том, что НИР могут прекратиться в силу невозможности (нецелесообразности) достижения результата (ст. 775 ГК РФ). Маркетинговые работы всегда имеют конкретный результат, пусть даже отрицательный для заказчика.

Более близко маркетинговый договор подходит к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, разница - в сфере применения и характере результата работы (исследования).

Выполнению маркетинговых работ предшествует составление задания, которое, как правило, готовит сам подрядчик. Это оформляется отдельным договором, в котором определяются цели, способы, пределы исследования и пр. (сравн. со ст. 759 ГК РФ).

Обязательным условием работ является их конфиденциальность. На практике маркетинг не ограничивается изучением спроса и предложения на рынке, но и включает в себя дополнительные услуги по оптимизации производства, сбытовой сети, организационной структуры заказчика.

Маркетинг может проводиться и в рамках агентского договора, например, для поиска потенциальных контрагентов заказчика - принципала.

В маркетинговых договорах очень сложно определить пределы ответственности исполнителя - маркетолога, так как данные исследований не находятся в прямой взаимосвязи с результатами, скажем, продаж товара. Это зависит от многих факторов.

2. Договоры на рекламу бывают двух видов:

1) на производство рекламного продукта между рекламодателем и рекламопроизводителем;

2) на распространение рекламы между рекламодателем и рекламораспространителем (иногда такой договор может именоваться "договором проката рекламной информации").

При этом можно совмещать все обязательства в одном договоре, если производство и распространение рекламной информации осуществляет одно лицо. Различают также договоры на разовую рекламу и на проведение рекламных кампаний.

В сфере наружной рекламы особые правила установлены для договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в частности, предельный срок таких договоров составляет 5 лет, а для эксплуатации временных рекламных конструкций (например, строительных сеток) - 12 месяцев. Договоры на размещение наружной рекламы на конструктивных элементах зданий и сооружений являются самостоятельным видом обязательств, которые регулируются нормами Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Они не являются разновидностью договора аренды*(138).

3. Договоры на информационное обслуживание. Предметом таких договоров могут быть:

1) разовая информация;

2) систематическое предоставление определенной информации (абонентское обслуживание);

3) аналитические обзоры.

4. Договор транспортной экспедиции сопутствует транспортной деятельности. Экспедитором является специализированная организация (экспедиционное агентство, контора, фирма). Услуги экспедиторов, как правило, выгодны тем, что они имеют хорошие связи с перевозчиками, в частности с железнодорожными станциями. В обязанности экспедитора могут входить:

1) проверка груза, тары, упаковки;

2) составление перевозочных документов;

3) сопровождение грузов и пр.;

4) юридические действия, например заключение договоров перевозки от имени грузоотправителя, приемка товаров от имени грузополучателя и пр.*(139).

5. Договор хранения на товарном складе. Склад - это специализированная организация, договор предназначен только для предпринимательской деятельности. Чаще всего склад занимается не только хранением, но и рядом агентских функций по оказанию дополнительных услуг.

Такой профессиональный хранитель, как товарный склад, несет ответственность в полном объеме, включая возмещение убытков в виде упущенной выгоды от утраты товара.

Особый случай - это "ответственное хранение товара", которое представляет собой обязательство покупателя в договоре поставки и не является отдельным договором (ст. 514 ГК РФ).

 

Рекомендуемая литература

 

1. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Зерцало, 2008.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. проф. О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма "Контракт", Инфра-М, 2006.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2007.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2007.

5. Зверева Е.А. Элементы договоров, предусмотренных в ГК Российской Федерации, в составе консалтингового, маркетингового, рекламного договоров // Право и экономика. 2005. N 2.

6. Алексеев С.В. Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты // Журнал российского права. 2003. N 9.

7. Терехова Л.Н. Все о договоре хранения. М.: Альфа Пресс, 2005.

 

 

Определение внешнеторговой деятельности дается в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Под ней понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Сегодня, с отменой монополии государства на внешнюю торговлю, правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские юридические лица и предприниматели. Иностранные юридические лица наделены таким правом на основе законодательства РФ. Участниками внешнеэкономической деятельности также являются государство и муниципальные образования.

Среди основных правовых актов, регламентирующих внешнеторговые отношения, первостепенное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.). СССР присоединился к Конвенции в 1991 г., сделав оговорку об обязательной письменной форме таких договоров. Данная Конвенция важна, поскольку купля-продажа является основным видом договоров, оформляющих реализацию товаров во внешнеторговом обороте.

Также важно отметить Конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 1986 г.); Принципы международных коммерческих договоров (УНИДРУА, 1994 г.); Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС в ред. 2002 г.; Принципы Европейского договорного права 1998 г. и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Договор комиссии. По договору комиссии комиссионер от своего имени и за счет комитента совершает одну или несколько сделок | Порядок применения Венской конвенции 1980 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.