Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Число единиц анализа, фиксирующих данную категорию





Выводы и рекомендации по проведенному исследованию.

Анализ результатов контент-аналитического исследования.

Таблица 1. Этапы проведения контент-аналитического исследования

Этапы Работа, выполняемая исследователем
1-й этап Определение эмпирических объектов исследования - формирование репрезентативной выборки; - отбор необходимых документов (объектов исследования). Объем выборки зависит от: - целей и задач исследования; - от характера полученной информации (надежность и достоверность).
2-й этап Разработка методики контент-анализа При использовании данного метода, социолог применяет множество различного рода категорий. Все они должны найти соответствующее выражение в содержании исследуемого документа. Таким выражением являются единицы анализа(понятие – слово, термин, сочетание слов; тема, выраженная в смысловых образах, статьях, частях текста; имена людей; географические названия; общественные события, факты, случаи и т.д.)
3-й этап Выбор единицы счета - система счета «время – пространство» (число строк, образов, знаков; время, в течение которого освещается факт); - проявление признаков в тексте; - частота проявления единицы счета (применяется наиболее часто).
4-й этап Проведение пилотажного исследованиякак условия проверки разработанной методики на надежность. Использование экспертов. Проверка, исправление и повторное кодирование документов после пилотажного исследования(объем документов для пилотажного исследования: 30 – 50 % от общей выборки).
5-й этап Проведение основного исследования и сбор информации
6-й этап Анализ результатов контент-аналитического исследования
7-й этап Выводы и рекомендации по проведенному исследованию

В обязательном выделении этих этапов проявляется формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа.

Во-первых, после того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий. Это:

· знак;

· цели;

· ценности;

· тема;

· герой;

· автор;

· жанр и др.

При определении категорий анализа желательно избежать ряда крайностей.

1-я крайность. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание»



2-я крайность. Если категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много. Это приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту).

Поэтому социологу необходимо найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

а) уместными - соответствовали поставленным задачам и исследуемому содержанию, т.е. что бы соответствовали решению исследовательских задач;

б) исчерпывающими - охватывающими все части содержания, определяемые задачами данного исследования, т.е. должны достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;

в) взаимоисключающими - одни и те же части не должны принадлежать различным категориям, т.е. одно и то же содержание не должно входить в
различные категории в одинаковом объеме;

г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Во-вторых, после определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста - лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений.

За единицу анализа может быть принято:

· слово;

· предложение;

· тема;

· идея;

· автор;

· персонаж;

· социальная ситуация;

· часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Когда контент-анализ выступает единственным методом сбора информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Сложные виды контент-анализа также оперируют не одной, а несколькими единицами анализа.

В-третьих, после того, как определены единицы анализа текста, устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте и частота их появления (интенсивность).

Таким образом, единицами счета могут быть:

· число определенных слов или их сочетаний;

· количество строк;

· печатных знаков;

· страниц;

· абзацев;

· авторских листов;

· площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

(См. рисунок на следующей странице)

 

Рис. 1. Стадии применения контент-анализа

Категории анализа текста   Единицы анализа текста Единицы счета текста
· · - знак; · - цели; · - ценности; · - тема; · - герой; · - автор; · - жанр и др.   · - слово; · - предложение; · - тема; · - идея; · - автор; · - персонаж; · - социальная ситуация; · - часть текста, объединен- ная чем-то, что соответст- вует смыслу категории анализа   · - число определенных слов или их сочетаний; · - количество строк; · - печатных знаков; · - количество страниц; · - количество абзацев; · - авторских листов; - площадь текста, выра- женная в физических про- странственных величинах и др.

 

Помимо стадий проведения контент-анализа, важен еще и выбор необходимых источников (объектов), подвергаемых контент-анализу.

Проблема выборки содержит в себе:

а) выбор источника,

б) выбор количества сообщений,

в) выбор даты сообщения и исследуемого содержания.

Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке:

· если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев),

· если изучение сообщений средств массовой информации – 12 - 16 номеров газеты или теле-, радиодней.

Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200 - 600 текстов.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

1. классификатор контент-анализа;

2. регистрационная карточка или кодировочная матрица;

3. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа;

4. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;

5. каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение - предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании.

Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Тип таблицы определяется этапом исследования. Например, разрабатывая категориальный аппарат, исследователь составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым делится содержание текста.

(См. бланки контент-анализа)

 

Регистрационная карточка представляет собой кодировочную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Таким образом, для регистрации единиц анализа составляется таблица получившая название – кодировочная матрица.Кодировочная матрица имеет следующий вид:

 

(См. рисунок кодировочной матрицы).

Рис. 2. Кодировочная матрица

Название документа Единицы анализа
  Х ∑n
А +   +        
Б +            
В   +          
Г     +        
               
Х       +      
∑n              

 

Примечание:

· По вертикали записывается название каждого документа.

· По горизонтали записываются классификационные единицы анализа.

Протокол (бланк) контент-анализа предназначен для подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу. Как правило, протокол содержит:

во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.);

во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа).

Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных (кодировочных) листов.

Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировочная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику –системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается:

· алгоритм действий кодировщика;

· дается операциональное определение категорий и единиц анализа;

· правила их кодирования;

· приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования;

· оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.

Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации.

Существуют специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу. Например, формула коэффициента Яниса, предназначена для вычисления соотношения положительных и отрицательных оценок, суждений, аргументов.

(См. рисунок)

В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных:

f - f * n

C = ----------------

r * t

 

где:

С – коэффициент соотношения положительных и отрицательных оценок;

f – число положительных оценок;

n – число отрицательных оценок;

r – объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме;

t – общий объем анализируемого текста.

В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,

f * n - n

C = ----------------

r * t

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы

К = ---------------------------------------------------------------------------------





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.