При анализе относительных величин следует учитывать, что большие величины при одинаковом абсолютном изменении изменяются медленней малых величин;
Приводиться за одинаковые периоды времени;
Выражаться в одних единицах измерения;
Должны включать одинаковый круг объектов (территориальных, административно-территориальных);
Сопоставляемые величины должны быть рассчитаны по одной методике;
Абсолютные и относительные величины должны дополнять друг друга;
Правила применения и условия сопоставления абсолютных и относительных величин
Рентабельность продукции и ее динамика
Показатель
| Величина показателя
| Темп роста показателя, %
|
1 квартал
(У0)
| 2 квартал
(У1)
|
Прибыль от реализации – всего, млн. руб.
|
|
| 106,0
|
Затраты на реализованную продукцию – всего, млн. руб.
|
|
| 116,0
|
Рентабельность продукции (относительная величина интенсивности), %
| (50/125)*100=40,00
| (53/145)*100=36,55
| 91,38
|
8. Относительная величина сравнения вычисляется путем сопоставления одноименных величин, принадлежащих разным объектам.
Например: рентабельность продукции «А» составила 45%, а продукции «Б» - 38%. Относительная величина сравнения будет равна:
а) 45/38=1,2 раза - рентабельность продукции «А» выше рентабельности продукции «Б» в 1,2 раза;
б) 38/45=0,844 или 84,4% - рентабельность продукции «Б» меньше, чем продукции «А» и составляет 84,4% от рентабельности продукции «А».
2. При сопоставлении абсолютных и относительных величин необходимо обеспечить их сравнимость: