Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционный климат в России

Читайте также:
  1. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  2. II.3.5. Либеральная мысль в России.
  3. Lпри отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие.
  4. V. Совершенствование финансовой системы России
  5. XVII век в истории России
  6. Аграрный вопрос в России. Крестьянское и помещичье землевладение
  7. Адаптация советской и мировой управленческой мысли к условиям современной России. Формирование современных российских школ менеджмента.
  8. Админ-0территориальн деление России в 17-нач 20вв
  9. Административно-территориальное деление России в начале ХХ в. Сословная структура. Социальный состав общества
  10. Александр П. Попытка модернизации России А. Необходимость реформ.
  11. Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский совет
  12. Антимонопольное законодательство в России

 

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по от­ношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факто­ров, определяющих инвестиционный климат, способствующих экономиче­скому росту. Обычно для этого применяются выходные параметры инвести­ционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освое­нию инвестиций и риск их реализации. К ним относятся: природные ресурсы и состояние экономики; качество рабочей силы; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость; макроэкономическая стабильность; качество государственного управления; регулирование экономической жизни; уровень соблюдения законности и правопорядка; защита прав собственности; обязательность партнеров при исполнении контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы, доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок; уровень монополизма в экономике.

Наиболее существенные факторы, формирующие инвестиционный климат, России:

• макроэкономика;

• состояние государственного долга;

• государственное управление и экономическая политика;

• интеллектуальная собственность;

• законодательство и судебная защита;

• соблюдение обязательств по контрактам;

• преступность и коррупция;

• налоги;

• банковская система;

• валютная и торговая политика;

• политика местных властей;

• различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно, и предвзятыми.



Рассматривая Россию с точки зрения формирования в ней инвестиционного климата, можно выделить три большие группы.

1. Регионы с благоприятным, достаточно сформировавшимся инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью, высокими темпами роста новых экономических структур (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкорстан, Саха, Калужская. Московская, Тульская области и др.).

2. Регионы промежуточного типа, с менее благоприятным, формирующимся инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований (Белгородская, Оренбургская, Новосибирская области, республики Коми, Удмуртская и др.).

3. Регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур (республики: Тыва, Алтай, Калмыкия, Чукотский автономный округ и др.).

В качестве основных составляющих инвестиционного климата выделяются такие категории как инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность, включающая в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционная активность – реальное развитие инвестиционной деятельности в регионе в виде капиталовложений в основной капитал.

Под инвестиционной привлекательностью принято понимать интегральную характеристику отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективного развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков. Она определяется одновременно воздействием двух групп факторов: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски.

Инвестиционный потенциал учитывает макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры.

Инвестиционный риск – характеристика более качественная, чем количественная и потенциально быстро меняющаяся. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потерь инвестиций и дохода от них.

Россия – это страна с огромным природно-климатическим, научно-образовательным и людским потенциалом, где немало от­раслей, характеризующихся высокой конкурентоспособностью, как на внут­реннем, так и на внешнем рынке. Вместе с тем, многих иностранных инве­сторов, которые были бы не прочь вложить средства в российскую экономи­ку, пугают пресловутые барьеры (или риски). Можно выделить 3 группы барьеров, связанных с инвестированием в российскую экономику:

• риски, характерные именно для России (страновые риски);

• риски, связанные с общим направлением инвестирования (отрасль экономики) и формой инвестирования (прямые инвестиции, вложения в ак­ционерный капитал, лизинг, кредит);

• риски, связанные с конкретным субъектом инвестирования (напри­мер, конкретным предприятием).

Традиционно иностранных инвесторов пугает именно первая группа барьеров – так называемые «страновые» риски инвестирования в Россию: плохая юридическая защищенность права собственности; макроэкономиче-екая ситуация; коррупция, бюрократизм, произвол регулирующих органов; риски, связанные с криминальными структурами и многое другое.

Один из самых важных вопросов, волнующих иностранных инвесторов – это защищенность права собственности в России. В настоящее время в России в целом завершен процесс создания нор­мативно-правовой базы, направленной на юридическое решение этой про­блемы. Здесь стоит сказать о «Гражданском кодексе РФ», ФЗ «Об акционер­ных обществах», которые по своей сути близки правовым нормам западных стран. В 1999 году вступил в силу Федеральный закон «Об иностранных ин­вестициях в РФ», который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, условия предприни­мательской деятельности иностранных инвесторов на территории Россий­ской Федерации.

Существенным барьером, пугающим иностранных инвесторов является наличие в России административных и бюрократических барьеров, мешаю­щих хозяйственной деятельности. Надо отметить, что однозначных легаль­ных рецептов для их преодоления очень мало.

Разработка механизмов, направленных на преодоление административ­ных и бюрократических барьеров – это прерогатива законодательной и ис­полнительной власти. Основным средством преодоления этих барьеров является создание и введение в действие соответствующей нормативно-правовой базы. За последние годы здесь было сделано не мало. Прежде всего, это федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного кон­троля (надзора)». Его цель - снизить издержки предпринимателя на борьбу с контролерами, уменьшить возможность злоупотреблений в части недобросо­вестной конкуренции.

Важным шагом, на пути преодоления бюрократизма является Феде­ральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Необхо­димо отметить, что лицензирование – очень сильный способ государственно­го вмешательства в работу отраслевых рынков. И использоваться он должен в исключительных случаях. Поэтому основными задачами в новой редакции этого закона были: формирование закрытого перечня лицензируемых видов деятельности, одновременное сокращение этого перечня и введение единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации с запретом применять отсылочные нормы.

Особый вопрос – налоговая система. Безусловно, российская налоговая систем далеко не идеальная. Вместе с тем, на протяжении последних лет в ней проявляются позитивные тенденции. Во-первых, постепенно происходит снижение налоговой нагрузки. Во-вторых, происходит сокращение числа налогов, налоговая система становится более прозрачной, избавляясь от многочисленных льгот. В-третьих, с каждым го­дом все больше приближается российский порядок налогообложения дохо­дов и расходов к порядку, установленному международными правилами бух­галтерского учета.

Как уже отмечалось, самые существенные барьеры – это барьеры не общего, присущего для России плана, а барьеры, связанные с инвестирова­нием в конкретное предприятие. Это выдвигает повышенные требования к оценке инвестиционных проектов.

Особо важный момент состоит в том, что полный анализ ценности предприятия для стратегического инвестора должен включать не только те­кущую стоимость денежных потоков предприятия, но и стоимостную оценку таких факторов, как «контроль над предприятием» (например, во многих случаях существует возможность формировать прибыль не на самом пред­приятии, а путем продажи продукции/услуг с получением прибыли на офф­шорных компаниях).

Одна из традиционных проблем России – это информационная закры­тость многих предприятий. С одной стороны, этот барьер несет в себе высо­кие риски; с другой стороны, за ним в ряде случае могут скрываться непло­хие перспективы роста бизнеса.

Значительно снижают рискованность наличие финансовой отчетности, подготовленной по международным стандартам бухгалтерского учета. Надо отметить, что в целях обеспечения условий для улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации Правительством проводятся ме­роприятия по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Заметно снижают риски реальных инвестиций такие шаги, как:

• проведение дополнительного аудита аудиторскими компаниями, за­служивающими доверия;

• получению предприятием кредитного рейтинга, подготовленного рос­сийским или зарубежным рейтинговым агентством;

• изучение случаев судебных разбирательств, в которых принимала участие компания как истец и как ответчик.

Если происходит инвестирование средств в уже существующий бизнес, то практически всегда важным моментом является отношение существующе­го менеджмента компаний к реализуемым проектам.

И еще один из весьма существенных барьеров – это риск ликвидности. Он определяет, насколько легко или сложно будет в будущем продать объект инвестирования и вывести деньги. Здесь важно определить, каковы ключевые цели инвестора – максими­зация прибыли, максимизация рыночной стоимости бизнеса, максимизация капитализации и т.д. Все эти цели, хотя и похожи, на практике требуют раз­ных механизмов реализации.

Если предприятие покупается с целью повышения его капитализации и последующей продажи, то стратегический инвестор должен предпринять ша­ги по управлению инвестиционными качествами уже размещенных ценных бумаг. Можно выделить следующие основные направления таких корпора­тивных действий: взаимодействие с акционерами; по­вышение ликвидности ценных бумаг эмитента за счет привлечения маркет-мейкеров; «технические» действия самого эмитента по повышению ликвид­ности (регулирование количества ценных бумаг в обращении, подбор опти­мальной номинальной стоимости акций, обеспечение листинга ценных бумаг на крупнейших биржах).

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционно­го климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщаю­щим показателем инвестиционной привлекательности страны и «баромет­ром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инве­стиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляю­щих носит почти линейный характер. Рейтинг – это оценка риска, который несет инвестор вкладывая свои средства в те или иные обязательства. Чем выше рейтинг, тем ниже риск ин­вестиций и выше привлекательность данных обязательств для инвесторов.

Результатом повышения рейтинга России станет появление теоретиче­ской возможности притока в Россию средств портфельных институциональ­ных инвесторов – инвестфондов, страховых компаний, пенсионных фондов, ограниченных требованием инвестировать только в инструменты с инвести­ционным рейтингом.

Значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на ме­ждународные рынки капитала, что может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы. Соответственно, правительство может сместить акцент бюджетной политики с накапливания профицита бюджета (на «черный день») на снижение налогов и более активное вовлечение бюд­жетных средств в стратегические инвестиционные проекты, где требуется уча­стие государства.

При повышении рейтингов российских корпораций вслед за страновым рейтингом заметно улучшаются их возможности по привлечению финанси­рования на международных рынках заимствований, что очень выгодно при текущих сверхнизких процентных ставках.

Ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будут под­держивать тенденцию к укреплению курса рубля. Бо­лее важным фактором курсообразования будут все же мировые цены на ос­новные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы) и политическая стабильность в стране.

Наиболее сильное влияние изменения рейтинга можно ожидать на рынке акций. После волны спекулятивного роста, связанного с пересмотром страновых рисков и ставок дисконтирования, что приведет к повышению справедливой стоимости большинства акций, через некоторое время россий­ский рынок акций может перейти в новое качество.

Вместе с тем, существуют и определенные риски от ожидаемого при­тока инвестиций.

Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди инвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста при резком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время - и в политиче­ской стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время, средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные. Консерватив­ные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и присвоения ин­вестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет достаточного объ­ема качественных активов и проектов.

Говоря о валютных рисках следует отметить следующее. При крайне благоприятных сейчас условиях заимст­вований на международных финансовых рынках на них могут выйти компа­нии, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки (получающие основные доходы в рублях). Последствия могут оказаться пе­чальными, особенно при нестабильности курсов основных мировых валют и при снижении притока валюты в Россию.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

• достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими

общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

• ускорение работы Государственной Думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

• радикализацию борьбы с преступностью;

• торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

• пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

• мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

• внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

• запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

• предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

Наиболее привлекательными отраслями для иностранного капитала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, топливная промышленность.

Объем и структура иностранных инвестиций являются неудовлетворительными. Прежде всего, объем иностранных инвестиций не соответствует основным показателям, характеризующим российскую экономику.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовло­жений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи при­влечения инвестиций.

Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная за­дача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на дости­жение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допус­кать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Нужно стре­миться создать благоприятный инвестиционный климат не только для ино­странных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному ка­питалу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола вла­стей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инвестиций в Россию | В реальные активы

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1998; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  2. II.3.5. Либеральная мысль в России.
  3. Lпри отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие.
  4. V. Совершенствование финансовой системы России
  5. XVII век в истории России
  6. Аграрный вопрос в России. Крестьянское и помещичье землевладение
  7. Адаптация советской и мировой управленческой мысли к условиям современной России. Формирование современных российских школ менеджмента.
  8. Админ-0территориальн деление России в 17-нач 20вв
  9. Административно-территориальное деление России в начале ХХ в. Сословная структура. Социальный состав общества
  10. Александр П. Попытка модернизации России А. Необходимость реформ.
  11. Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский совет
  12. Антимонопольное законодательство в России

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.