Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Получения нового знания об окружающем мире





Познание - процесс отражения объективной реальности в сознании человека и

Результатом процесса познания являются знания.

В процессе познания выделяют два основных уровня (этапа, ступени):

I. ЧУВСТВЕННОЕ познание (человек получает информацию о предметах и явлениях с помощью органов чувств-зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Тремя основными формами ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) ощущение- отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном

воздействии на органы чувств (ощущения могут быть зрительные, слуховые ит.д)

б) восприятие -отражение в сознании целостного образа предмета (форма, величина)

при непосредственном воздействии на органы чувств.

в) представление- сохранение в сознании обобщенного образ предмета, что позволяет

воспроизводить его мысленно, если он отсутствует и не воздействует

на органы чувств (образ объекта познания, запечатленный в памяти)

Роль чувственного познания велика. Чувственная картина мира необходима, но она

недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира, поэтому вторым уровнем

этапом познания является рациональное познание.

II. РАЦИОНАЛЬНОЕ познание(на этом уровне включаются механизмы мышления).

Тремя основными формами РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) понятие- мысль, которая отражает общие или существенные признаки предметов

или явлений (например, млекопитающее-класс высших животных, выкармливающих

детенышей молоком).

б) суждение- мысль утверждающая что -либо о предмете или явлении (например,

«зубы млекопитающих имеют корни» или «собака-это млекопитающее»).

в) умозаключение-мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового

суждения (выделяем новое суждение «зубы собаки имеют корни»).

 

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм- (от греч. empeiria- опыт) ; эмпирики считают единственным источником всех наших знаний чувственное познание; эмпирикам принадлежит крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рационализм – (от лат. ratio – разум); рационалисты считают что знания могут быть получены только с помощью разума, без опоры на чувства.

 

&Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, два уровня познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Между чувственным и рациональным существует неразрывная связь.

Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют бо́льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники.



Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция.

Интуиция - способность постижение истины в результате «озарения», «прозрения» без опоры на

логику и доказательства.

Иногда результатом познания становится заблуждение.

Заблуждение- это знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: несовершенство познавательных средств; перенос чужого опыта без учета

ситуации.

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

 

Цель познанияполучение знаний, движение к истине.

ИСТИНА- СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ СОДЕРЖАНИЮ ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ.

Декарт: «Истина- соответствие мысли предмету»

Объективное и субъективное в истине.

Свойство истины в том, что она включает в себя объективную и субъективную стороны. В современной философии под объективной истиной понимается знание, не зависящее от пристрастий человека. Вместе с тем истина субъективна, так как в процессе познания принимает участие сознание человека.

 

Принято выделять абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истинаэто несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание;

абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто

при дальнейшем развитии познания.

& Но в реальности такое знание практически невозможно. Большинство философов рассматривают как идеал, к которому стремится наше знание. Понятие абсолютной истины применяется к элементарным знаниям, которые носят абсолютный характер. Например, «химический элемент обладает атомным весом», «Лев Толстой родился в 1828 году».

Русский мыслитель начала 20 века А.А.Богданов отрицал существование абсолютных истин. Он подверг критике пример такой истины: «Наполеон умер 5 мая 1821 года». А.А.Богданов доказывал

ее относительность, выдвигая следующие аргументы: а) смерть зафиксирована по прекращению сердцебиения и дыхания, их считают признаками смерти в результате договоренности в медицинском мире ( возможно, в будущем смерть будут устанавливать по другим признакам ); б) понятие «Наполеон» относительно, так как «Я» человека на протяжении жизни несколько раз обновляется; умирающий Наполеон, уже не был тем, каким он был, например, в сражении при Аустерлице

Абсолютная истина (дополнение к определению)- знание, которое сохраняет свое значение, не

опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается.

Относительная истина-на пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины,

т.е неполное, ограниченное знание, верное для определенных условий, которым обладает

человек на определенном этапе

Истина относительна, потому что мир постоянно изменяется и возможности нашего познания

ограничены уровнем развития науки на определенном этапе (пример: развитие представлений о

форме Земли).

Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.

Критерий (мерило) истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины:

-соответствие законам логики

-соответствие ранее открытым законам

-простота

-ПРАКТИКАосновной критерий истины: пока какое-то положение не будет проверено на опыте,

не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением);

понятие практики трактуется широко, это и производственная деятельность и

накопленный опыт и научный эксперимент.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.