Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы профессиональных союзов





Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений

Финансы потребительских обществ (кооперативов)

Одной из распространенных форм некоммерческих орга­низаций в России является потребительский кооператив.

Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе член­ства с целью удовлетворения материальных и иных потреб­ностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потреби­тельский кооператив на основе устава, в котором отражают­ся размеры вступительных и паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая органи­зация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребитель­ского общества.

Потребительское общество создается и действует на ос­нове следующих принципов:

• добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

• обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

• демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управле­ния и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органа);

• взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;

• ограничение размеров кооперативных выплат;

• доступность информации о деятельности потребитель­ского общества для всех пайщиков;

• забота о более полном удовлетворении платежеспособ­ного спроса населения в товарах народного потребления. Удов­летворение спроса населения — это социальная категория.

В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280 потреби­тельских обществ, в том числе 1240 районных и 200 город­ских, остальные 1840 — сельские и рабочие. Все они объе­диняют 11,5 млн пайщиков.

В среднем на одно потребительское общество (потребительский кооператив) приходится 3,5 членов-пайщиков. В от­ельных регионах России есть потребительские общества численностью, превышающей 10 тысяч пайщиков. Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюзы РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации.

Потребительская кооперация — социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) к Российской Федерации" от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ основными задачами потребительской кооперации являются:



• создание и развитие организаций торговли, удовлетво­рение спроса населения в товарах и торговых услугах;

• закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяй­ственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их пере­работкой и реализацией;

• производство пищевых продуктов и непродовольствен­ных товаров с последующей их реализацией через организа­ции розничной торговли в целях удовлетворения платежес­пособного спроса населения;

• оказание членам потребительских обществ производ­ственных и бытовых услуг.

Поскольку потребительский кооператив является коопе­ративной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значи­мости.

В связи с изложенным следует отметить, что потреби­тельский кооператив не сможет выполнить социальные за­дачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансо­во неустойчивым.

Источниками финансовых ресурсов потребительского об­щества являются:

• вступительные и паевые взносы пайщиков;

• прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради кото­рой он создан);

• заемные и привлеченные денежные средства и сред­ства, полученные в порядке государственной поддержки.

Таким образом, паевые взносы и прибыль являются ос­новными источниками самофинансирования потребительско­го общества.

Доходы потребительского общества, полученные от тор­говой или иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительско­го общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд, неделимый, развития потребительской кооперации, резервный, социальной сферы и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального раз­вития, фонд финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок).

Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денеж­ные отношения:

• между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребитель­ское общество вступительные и паевые взносы, с другой — одни получают от него средства в виде кооперативных вып­лат;

• потребительского общества с коммерческими предприя­тиями — поставщиками при расчетах за поставленные то­варно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за наруше­ние условий договора;

• потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;

• с организациями и учреждениями при поставке загото­вительных сельскохозяйственных продуктов и сырья;

• с банком при оплате процентовза кредиты, а также в процессе хранения денег в банке;

• с вышестоящим кооперативным союзом и его структур­ными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов;

• потребительского общества со строительными органи­зациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов;

• с транспортными организациями при оплате тарифовзаперевозки различных грузов;

• потребительского общества с вольнонаемными работни­ками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности;

• со страховыми организациями и компаниями при стра­ховании имущества потребительского общества и предпри­нимательских рисков;

• с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребитель­ского общества.

Отношения, возникающие в системе потребительской кооперации РФ, основным звеном которой является потреби­тельское общество, являются объектом гражданско-право­вого регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ ре­гулирование деятельности потребительских обществ как не­коммерческих организаций осуществляется Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание пайщиков. В период между общи­ми собраниями действует совет, избираемый на общем собра­нии пайщиков. Исполнительный орган — правление потреби­тельского общества. Исходя из структуры органов управле­ния распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются ком­петенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пай­щиков полномочно решать все вопросы, касающиеся дея­тельности потребительского общества, в том числе прини­мать его устав.

Пайщики потребительского общества имеют право:

• добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса;

• избирать и быть избранным в органы управления и кон­троля потребительского общества;

• получать кооперативные выплаты в соответствии с ре­шением общего собрания пайщиков.

Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков.

Контролирующим органом финансово-хозяйственной дея­тельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками.

Федеральный закон "О потребительской кооперации (по­требительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации.

Являясь центральной фигурой в потребительской кооперации, пайщик играет исключительно важную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества. Экономическая роль пайщиков в потребительском обществе заключается, прежде всего, в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов.

Экономическая роль пайщика заключается также в со­здании доходов путем приобретения им товаров преимуще­ственно в магазинах своего потребительского общества, а также в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельско­хозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечи­вает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке.

Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах коопе­ратива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежес­пособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации.

В нынешних условиях потребительские кооперативы вы­полняют не только торговые и заготовительные, но и произ­водственные функции, осуществляют связи между промыш­ленным производством и сельским хозяйством, между горо­дом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская коопе­рация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда.

Президентом Российской Федерации был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами", согласно кото­рому организации потребительской кооперации обязаны вос­становить численность пайщиков, исключенных из потреби­тельских обществ в 1991—1996 гг. В Указе провозглашена государственная поддержка потребительской кооперации. Правительство РФ приняло постановление от 24 июня 1996 г., определив в нем практические меры по реализации вышеоз­наченного Указа.

Для того чтобы укрепить положение потребительской ко­операции на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализа­ция этой задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потому, что ослабление работы в этой области создает усло­вия для нарушения демократических принципов кооперации.

Проблема усиления активности пайщиков может решать­ся по двум главным направлениям. Первое направление и, пожалуй, самое значимое — это умение заинтересовать пай­щиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу. В теоретическом значении интерес — это сильная и относительно продолжительная направленность внимания к исполнению работы и на удовлетворение опреде­ленных потребностей, будь то материальные, культурные потребности или потребность в общении с другими людьми. Поэтому интересы выступают как реальные стимулы дело­вой активности, как двигатели экономического развития.

Проблема развития заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: предоставление им преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в удельных потребсоюзах уже проводится.

Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить него экономический интерес.

Вместе с тем экономические интересы должны быть основаны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен "покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов", как записано в ст. 116 ГК РФ.

Паевой фонд потребительских обществ в России на начало 2001 г. достигал 250 млн рублей. Средний размер паевого взноса по потребительской кооперации России составляет 21,7 руб. В отдельных потребительских обществах он варьи­рует от 15 до 50 рублей. Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, гели принять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов.

Потребительской кооперации предоставлены права создавать общества в городах с целью улучшения торгового обслужива­ния населения городов. До рыночных реформ во многих горо­дах страны были открыты прекрасные магазины по торговле сельскохозяйственными продуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительно сократив возмож­ности городского населения в приобретении высококачественных товаров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, для чего организовать там потребитель­ское общество в составе действующих потребсоюзов.

Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских об­ществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономичес­ких методов в управлении финансами, к основным из кото­рых относятся, прежде всего, финансовое планирование и нормирование.

Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задача финансового планиро­вания — достичь сбалансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффек­тивное использование.

Одним из упущений финансовых служб потребительских обществ является слабое применение финансового планиро­вания для обеспечения финансовых ресурсов и развития всех отраслей деятельности. В известной степени было ослаблено внимание к планированию из-за высоких темпов инфляции, нестабильности налоговой системы, разрыва хозяйственных связей, которые затрудняли разработку планов в потреби­тельских обществах.

Сейчас, когда наметились стабилизация и некоторый эко­номический подъем, необходимо перейти к планированию финансов и всей деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Ввести в практику годовое и квартальное составление бюджета доходов и расходов. Оп­лату труда работников увязать с выполнением плановых за­даний, конечными результатами деятельности потребитель­ских обществ и их структурных подразделений.

Плановые задания должны в потребительских обществах стать предметом обсуждения на собраниях пайщиков, которые могут указать на финансовые резервы, имеющиеся в потребительском обществе.

Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразно определять и рекомендовать пайщикам направлять долю распределяемой прибыли на пополнение собственных оборотных средств.

Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридичес­кого лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гражданские, кредитные и др.). По отношению к этим кооперативам применяются общие правила Гражданского кодекса РФ и подзаконные акты, регулирующие особенности созда­ния и деятельности отдельных видов потребительских коопе­ративов. Они могут объединяться в ассоциации, союзы.

В 1999 году в России образована Ассоциация кооператив­ных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз), Агропромыш­ленный союз РФ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РФ, Союз старателей России, Союз производствен­ных сельских кредитных кооперативов, Московский союз жилищно-строительных кооперативов и др.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образователь­ных, научных и управленческих целей, а также в целях ох­раны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

К некоммерческим организациям наряду с потребитель­скими обществами относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Общественными и религиозными организациями (объеди­нениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положение общественных организаций регулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуются примерные уставы. Так, примерный устав региональной организации объединения "Российское земское движение" опубликован 19 но­ября 1994 г. в "Российской газете".

Фондом признается не имеющая членства некоммерчес­кая организация, учрежденная гражданами и (или) юриди­ческими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создание фонда нацелено на достижение соци­альных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей.

Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями. Имущество, пере­данное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд действует на основе устава. Он вправе зани­маться предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей.

Учреждением признается организация, созданная соб­ственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителями полностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учрежде­ния несет его собственник.

Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать как государ­ству, так и частным лицам. Наиболее распространенной кате­горией учреждений являются государственные учреждения.

Особенности правового положения отдельных видов госу­дарственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, правовое положение образовательных учреждений определяется типовыми положениями об учреждениях начального профессионального образования, об образовательном учреждении, о среднем специальном учебном заведении и др. Аналогично определяется правовое положение вузов, учреждений культуры, науки и др.

Источниками формирования денежных средств и иного имущества некоммерческой организации являются:

• поступления (регулярные и единовременные) от учреди­телей (участников, членов), установленные учредительными документами;

• добровольные взносы и пожертвования;

• выручка от реализации товаров, работ, услуг;

• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам, вкладам;

• доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

• другие, не закрепленные законом поступления.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Юридические лица, являясь некоммерческими организа­циями, могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).

При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены ГК РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Некоммерческие организации могут добровольно объеди­няться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а ее члены несут субсиди­арную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учреди­тельными документами. Финансовый капитал ассоциации (со­юза) состоит из взносов ее членов. Учредительными доку­ментами ассоциации (союза) являются учредительный дого­вор и устав.

Некоммерческие организации могут функционировать и как благотворительные организации.

В России получили распространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций:

• благотворительная общественная организация (объеди­нение);

• благотворительный фонд;

• благотворительное учреждение;

• благотворительная ассоциация.

Благотворительная общественная организация пред­ставляет собой основанное на членстве добровольное обществен­ное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности.

Благотворительный фонд — благотворительная органи­зация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имуще­ственных взносов и преследующая благотворительные, со­циальные и иные общественно полезные цели, закреплен-^ ные в уставе.

Благотворительное учреждение — учреждение, создан­ное для расширения задач благотворительности собствен­ником, финансирующим его полностью или частично и зак­репляющим имущество на правах оперативного управления.

Законом предусмотрено, что благотворительные органи­зации могут создаваться в форме учреждений при условии, что учредителем является благотворительная организация.

Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.

ГК РФ для некоммерческих благотворительных организа­ций не предусмотрена необходимость формирования устав­ного капитала, в то же время регистрирующие органы госу­дарственной власти требуют его внесения для тех организа­ций, которые создаются за счет средств учредителей.

При регистрации благотворительной некоммерческой" организации, создающейся за счет средств учредителей (со­гласно Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", уставный капитал должен составлять не менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежные сред­ства и иное имущество, источники формирования которых можно разделить на две группы:

1) целевые поступления в денежной и натуральной фор­мах;

2) доходы от предпринимательской деятельности. Целевые поступления составляют вступительные и член­ские взносы, являющиеся источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благо­творительных организаций, основанных на членстве. За счет их средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены тре­бования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Взносы учреждений могут быть в натуральной форме — учредители имеют право передать фонду право собственно­сти на имущество, необходимое для осуществления устав­ных целей и задач.

На осуществление отдельных проектов, программ, мероп­риятий могут быть направлены ассигнования из федерально­го бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Основными формами поддержки благотворительных про­грамм и проектов со стороны государства являются:

• субвенции (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной основе);

• грант, разновидность субвенции, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества;

• субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительных программ, проектов);

• бюджетный кредит (средства бюджета, предоставляе­мые на возвратной основе).

Форма предоставления государственных и муниципальных средств на финансирование деятельности благотворительных организаций имеет прямой или косвенный характер. Прямое финансирование — это оплата социального заказа, выпол­няемого некоммерческой организацией; косвенное финанси­рование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот.

Доходы от предпринимательской деятельности благотво­рительной организации могут быть от производства товаров, Оказания услуг, от внереализационных операций.

 

Близки к финансам некоммерческих организаций финансы профессиональных союзов — массовых демократических организаций трудящихся, объединенных на основе общих интересов по роду их деятельности в производстве, сфере обслуживания, культуры, управления. Финансы профессио­нальных союзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют свою специфику, вытекающую из целей деятельности профессиональных союзов. Финансовые средства профессиональных союзов форми­руются из вступительных и ежемесячных членских взносов, вступлений от культурно-просветительных и иных источников.

Профессиональные союзы ставят целью содействие гармоничному развитию общества, обеспечение достойных че­ловеку условий жизни и безопасности условий труда в соответствии с принятыми международными социальными стандартами. Профессиональные союзы выступают в защиту прав работающих на предприятиях, прежде всего путем заключе­ния коллективных договоров, в которых определяются взаи­моотношения администрации и трудового коллектива в обла­сти экономического и социального развития.

В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 1290-1 "О коллективных договорах" в коллективном договоре долж­ны быть установлены обязательства администрации предпри­ятия и коллектива рабочих и служащих по вопросам:

• экономического и социального развития предприятия;

• роста производительности труда, его материального и морального стимулирования;

• снижения себестоимости и повышения качества продук­ции на основе внедрения новой техники и технологии;

• улучшения использования основных и оборотных фон­дов, всех видов ресурсов;

• создания условий для высокопроизводительного труда, более рационального использования, рабочего времени;

• улучшения лечебно-оздоровительного, санаторно-курор­тного обслуживания рабочих и служащих предприятия;

• иные вопросы, касающиеся администрации предприя­тия (организации) и профсоюзного комитета.

Коллективный договор заключается ежегодно профсоюзным комитетом от имени трудового коллектива с администрацией в лице руководителя предприятия (организации), проект кол­лективного договора выносится на обсуждение общего со­брания (конференции) трудового коллектива предприятия (организации).

Профессиональные союзы — это иерархическая трех­уровневая система организации. Верхний уровень — Федера­ция независимых профсоюзов России; второй — отраслевые и территориальные профсоюзы; третий уровень — низовые членские профсоюзные организации.

Российские профсоюзы входят в международную органи­зацию — Всемирную федерацию профсоюзов.

Каждый уровень организации профессиональных союзов действует на основе своего устава, в котором излагаются задачи и функции, вопросы финансового обеспечения проф­союзных организаций.

Для выполнения своих функций профсоюзы проводят оз­доровительно-хозяйственную деятельность, на что требует­ся финансовое обеспечение. Они имеют оздоровительные и лечебные учреждения — пансионаты, дома отдыха, санато­рии.

Профессиональные союзы для осуществления уставных функций используют собственные, а также привлеченные и заемные денежные средства.

К собственным средствам профсоюзных организаций от­носятся членские взносы, доходы от деятельности собствен­ных организаций и учреждений. В доход профсоюзных орга­низаций членские взносы составляют более 2/3 их совокуп­ного объема. Размер членского взноса с каждого члена профсоюза установлен в размере 1%.

Финансы профессиональных союзов — это замкнутые перераспределительные отношения между их членами, от­дельными первичными, отраслевыми, территориальными профсоюзными организациями при решении уставных задач и выполнении целей профсоюза.

Финансы профсоюзов и входящих в эту систему органи­заций, учреждений, предприятий складываются из трех групп финансовых отношений. Первая группа — это отношения, возникающие между профсоюзными организациями и их чле­нами, носящие двусторонний характер: члены профсоюза уплачивают вступительные и членские взносы и получают от профсоюзов материальную помощь. Вторую группу состав­ляют финансовые отношения профсоюзов с предприятиями, организациями, учреждениями, по начислениям на заработную плату и отчисления в пользу профсоюзов на проведение культурно-массовой работы и др. Третья группа — это отношения внутри системы профсоюзов: между профсоюзными организациями и профсоюзными организациями и учрежде­ниями (курортными, туристскими, лечебными).

Члены профсоюзов уплачивают членские взносы в низовые организации, которые перечисляют определенную долю этих взносов в вышестоящие профсоюзные организации, а те в свою очередь оказывают финансовую поддержку низовым членским профсоюзным организациям.

Профсоюзы обладают полной финансовой самостоятель­ностью и не несут перед государственным бюджетом никаких обязательств по своей основной деятельности (кроме соб­ственных организаций, принадлежащих профсоюзам, кото­рые вносят в бюджет налоговые платежи наравнесо всеми организациями).

Внутри финансовых отношений системы профсоюзов при­меняется сметное финансирование с использованием пере­распределения собственных средств между звеньями проф­союзной системы. Сметы доходов и расходов профсоюзных организаций составляются на всех уровнях профсоюзной си­стемы.

Право распределения денежных средств профсоюзов при­надлежит избранным профсоюзным органам, которые несут ответственность за своевременное поступление средств, их сохранность и правильное использование по смете.

 


[1] Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных про­изводственных кооперативов (колхозов) определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Анализ и учет травматизма и профессиональных заболеваний
  2. Вопрос №2. Региональные бюджеты и муниципальные финансы.
  3. Законодательство о правах профсоюзов и гарантии их деятельности.
  4. Изменение спроса на труд членов профсоюзов
  5. Компетентность - это умение (способность) человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.
  6. Лекция 5.1 Состав и функции территориальных финансов. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов
  7. Местные финансы
  8. Муниципальные финансы
  9. Несение ответственности за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей
  10. Обеспечение взаимодействия администрации и профсоюзов
  11. Организация оперативного учета у профессиональных участников рынка ценных бумаг
  12. Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.016 сек.