![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы планирования и планов
Классификация прогнозов Разные исследователи предлагают различные признаки классификации прогнозов. 1. По цели разработки прогнозы делятся на поисковые и нормативные. Поисковые основываются на выяснении будущего развития исследуемого явления при сохранении тенденции прошлого. Нормативные учитывают заранее поставленные цели и определенные пути и сроки их достижения. Они разрабатываются от заданного состояния в будущем с учетом существующих тенденций. 2. По временному горизонту выделяют оперативные прогнозы, которые разрабатываются на срок до одного месяца и содержат только количественные показатели; краткосрочные прогнозы, разрабатываемые на срок до одного года и содержащие общие количественные показатели; среднесрочные прогнозы, разрабатываемые на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки; долгосрочные прогнозы, разрабатываемые на период 5-15 лет и содержащие общие количественные и общие качественные показатели; дальнесрочные прогнозы, которые разрабатываются на период свыше 20 лет и содержат общие качественные характеристики. 3. По содержанию прогнозы бывают:а) экономические - предоставляют информацию о развитии любого экономического показателя; б) демографические – охватывают движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и т.д.; в) социальные - представляют информацию об уровне и качестве жизни населения; г) экологический – дает информацию об изменении экологической ситуации в стране, городе, области и пр.; д) прогноз природных ресурсов – содержит информацию о потребностях общества в природных ресурсах и о возможностях их использования, охватывает все виды общественного воспроизводства и природную среду; г) научно-технические – рассматривают достижения научно-технического прогресса. 4. По методам разработки прогнозы делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов. В некоторых ситуациях при прогнозировании могут быть использованы только эти прогнозы (например, когда объект прогнозирования новый и о нем нет статистической информации, объект прогнозирования сложный и на его развитие оказывает влияние много факторов). Формализованные основываются на фактической информации об объекте. Статистические данные обрабатываются специалистами с помощью формализованных методов. 5. По масштабности прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы (объект прогнозирования - это страна в целом); структурные прогнозы (межрегиональные, межотраслевые и т.п.); прогноз развития отраслевых комплексов; региональные прогнозы (объектом прогнозирования выступает регион); прогноз первичных звеньев экономики (объект - предприятие, фирма); глобальные прогнозы (объект - мир в целом, крупные мировые регионы).
Круг объектов, подлежащих государственному планированию, достаточно широк. Прежде всего — это структура общественного производства. На пропорции и структурные сдвиги может влиять функционирование рынка, и государству небезразлично, как складываются пропорции. Далее — социальная сфера. Главное здесь - предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся. Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивное планирование присуще административно- командной системе, а индикативное планирование — рыночной экономической системе. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать. С переходом к рыночной экономике развивается индикативное планирование как способ сознательного, целенаправленного управления социально-экономическими процессами в государственном, а также и в негосударственном секторах. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие страны в целом, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утвержденными законодательством Российской Федерации. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации включает: ♦ совокупность макроэкономических прогнозных показателей и обязательных заданий; ♦ показатели развития институциональных секторов экономики, характеризующие деятельность крупных, средних, малых и совместных предприятий, индивидуальных предпринимателей; ♦ показатели развития отраслей экономики; ♦ показатели социально-экономического развития территориальных образований РФ, крупных экономических районов, субъектов РФ, территориально-промышленных комплексов, промышленных узлов, а также городов, имеющих особо важное значение. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами. Индикативные планы органично соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, экономические регуляторы. К плановым документам, утверждаемым исполнительными органами государственной власти России и субъектов РФ, относятся мобилизационный план, перспективный финансовый план, баланс финансовых ресурсов и др. Мобилизационный план разрабатывается в соответствии с законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в интересах укрепления обороноспособности как элемент подготовки экономики, перевода организаций на работу в условиях военного времени (в масштабе России, субъектов РФ, муниципальных образований). План предусматривает создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также подготовку и организацию нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицин - ского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время. Основное внимание обращается на сохранение мобилизационных мощностей, приоритетность финансирования их содержания на предприятиях в целях недопущения разрушения. Представитель государства в органах управления акционерного общества, часть акций которых закреплена в федеральной собственности, осуществляет контроль за деятельностью АО по линии разработки мобилизационных планов, выполнения мобилизационных заданий (заказов), сохранения мобилизационного резерва. В случае реорганизации или ликвидации АО, признания его банкротом он ставит перед соответствующими органами вопрос о сохранении мобилизационных мощностей и выполнении мобилизационных заданий. Перспективный финансовый план разрабатывается сроком на 3 года одновременно с проектом бюджета на очередной год по укрупненным показателям бюджетной классификации и отражает возможности бюджета по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов; законодательно не утверждается. Исходной базой составления служат бюджет на текущий год и среднесрочный прогноз социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования. Первым годом плана становится год, на который утверждается бюджет. Следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. План ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития. При этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный финансовый план используется для информирования законодательных органов о тенденциях развития, комплексного прогнозирования финансовых последствий реализации реформ, программ, законов, разработки и осуществления мер финансовой политики. Для использования при составлении государственного бюджета разрабатывается баланс финансовых ресурсов (доходов и расходов) по России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, хозяйствующим субъектам на соответствующей территории. Исходными данными для этого служат отчетный баланс за предыдущий год и прогноз социально-экономического развития территории. Для осуществления закупочных и товарных интервенций разрабатываются балансы ожидаемого производства и использования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Минэкономразвития и Минсельхоз организуют разработку оперативных балансов важнейших продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также сырья для их производства, спирта. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1997 г. № 225 предусмотрены разработка территориальных балансов по нефтепродуктам и топливу и утверждение на их основе графиков поставок в районы Севера с ограниченными сроками завоза. Утвержден государственный план подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства. Заказчиком плана выступает Минэкономразвития РФ, исполнителями - пять министерств и ведомств, образовательные учреждения. Намечается в течение двух лет подготовить 5 тыс. чел., в том числе по специальностям менеджмент, маркетинг, финансы и кредит — по 1500, прочие — 500 человек. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают комплексные мероприятия по подготовке подведомственных организаций к работе в осенне-зимний период, обращая особое внимание на создание необходимых запасов топлива. Аналогичные мероприятия разрабатывают и органы исполнительной власти субъектов РФ. В обязательном порядке разрабатываются генеральные планы развития территории области, муниципального образования. Генеральный план определяет организацию территории, расселения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, меры по охране природы, использованию земельных угодий. Он содержит плановую, градостроительную документацию, опирается на проекты землеустройства, лесоустройства, планировки жилых районов, застройки городов и других поселений. * С учетом генеральных планов составляются программы регионального развития, предусматривающие создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности на данной территории. Планируется работа Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, членов Правительства РФ. Координационные и консультационные органы, образуемые Правительством РФ, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с положениями о них. Объектами планирования являются законопроектная деятельность, действия на определенные периоды, мероприятия контрольного характера, проведение заседаний. Программы и планы законопроектной деятельности формируются и утверждаются распоряжением Правительства РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и иных организаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Минюсте, Правительстве с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов, организаций. Предложения должны содержать: ♦ обоснование необходимости принятия закона; ♦ концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения; ♦ этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей-разработчиков; ♦ срок представления законопроекта в Правительство РФ; ♦ ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу. Президент РФ информируется о ходе подготовки и реализации программ и планов законопроектной деятельности. Правительство РФ координирует законопроектную деятельность с палатами Федерального Собрания, с органами исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам совместного ведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ получают программы и планы законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов. Заседания Правительства РФ планируются поквартально. План заседаний на очередной квартал включает: ♦ календарь рассмотрения вопросов; ♦ перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях в очередном квартале; ♦ перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале. По каждому вопросу указываются органы исполнительной власти, ответственные за их подготовку. Федеральные исполнительные органы до начала планируемого квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ, программ и планов работы Правительства предложения для обсуждения. Они содержат: ♦ наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения на заседаниях Правительства; ♦ общую характеристику и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса; ♦ форму решения Правительства; ♦ перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании; ♦ дату рассмотрения. План заседаний Правительства РФ утверждается председателем Правительства. Дополнительные (внеплановые) вопросы могут быть рассмотрены по решению председателя Правительства. Работа членов Правительства определяется на основе еженедельных графиков, предусматривающих их участие в заседаниях Правительства, координационных и консультативных органов, палат Федерального Собрания, межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях. В годовом плане работы Правительства РФ, в частности, содержатся мероприятия по разделам. 1. Налогово-бюджетная политика. 1.1. Укрепление доходной базы федерального бюджета. 1.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств. 2. Структурная реформа. 2.1. Укрепление прав и усиление ответственности собственников, развитие рынков. 2.2. Реструктуризация предприятий оборонно-промышленного комплекса. 2.3. Усиление государственного контроля за деятельностью естественных монополий. 2.4. Внешнеэкономическая деятельность и поддержка российских товаропроизводителей. 3. Социальная политика. По каждому разделу предусмотрены вид готовящегося документа (указ, постановление или распоряжение Президента и Правительства, нормативный акт ведомства, доклад Правительству РФ), срок подготовки, ответственные за подготовку. Персональная ответственность за выполнение возложена на руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые составляют ведомственные планы первоочередных мер. В планах работы Правительства РФ отражаются направления государственной политики на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Планируя государственную политику, Правительство РФ одновременно привносит элементы планомерности в социально-экономическое развитие страны. Поэтому то, что намечает Правительство РФ в той или иной сфере, не внутреннее дело кабинета, а жизнь государства. Перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году, представляется на рассмотрение Государственной Думы.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |