Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Реформирование государственных финансов





Согласно традиционному пониманию государственных финансов бюджет состоит из трех частей: доходов, расходов и источников финанси­рования дефицита бюджета. Доходы и расходы представляют собой по­ступления и выбытия денежных средств на счетах бюджета. Их сопостав­ление, отражаемое дефицитом или профицитом бюджета, характеризует оказываемое ими влияние на изменение остатков денежных средств, находящихся в собственности органов государственного управления. Фор­мирование бюджетных данных осуществляется на основе кассовых пото­ков и связанных с ними финансовых активов и обязательств (бюджетные ссуды, кредиты, государственный (муниципальный) долг). При таком подходе не получается полного баланса активов и пассивов, поскольку не отражаются остатки средств на начало и конец периода. В новой системе государственных финансов ситуация существенно меняется. С перехо­дом к методу начислений возникает понятие запасов (остатков) нефи­нансовых и финансовых активов и обязательств, а доходы и расходы рас­сматриваются как факторы, оказывающие влияние на их изменение. При этом меняются сами понятия «доходы» и «расходы».

Согласно традиционной системе государственных финансов (СГФ) и Бюджетному кодексу РФ доходы — это средства, поступающие на сче­та органов государственной власти, а расходы — операции по списанию средств в оплату их обязательств. В новой системе государственных фи­нансов доходы рассматриваются как операции, увеличивающие чистую стоимость активов, а расходы — как операции, уменьшающие стои­мость активов. Поскольку чистая стоимость активов представляет со­бой разность между активами и пассивами, можно сказать, что ее изме­нение характеризует результат деятельности государственной власти. Увеличение чистой стоимости активов отражает прирост имущества, находящегося в собственности сектора государственного управления, и свидетельствует о возрастании его финансово-экономической устойчи­вости.

Исходя из изложенного меняется состав компонентов, включаемых в доходы. Так, поступление средств от продажи акций или других форм участия в капитале по кассовому методу рассматривается как доход, по­скольку в бюджет поступают деньги. В новой СГФ поступление этих средств доходом не считается, так как общая стоимость активов органов государственного управления остается прежней. В данном случае происходит обмен одного актива (акций) на другой (деньги). В новой системе не рассматривается в качестве дохода выручка от продажи основных фондов, поскольку при этом также не меняется общая стоимость активов, которыми располагают органы государственного управления.



Доходы определяются по методу начисления, т. е. по моменту, когда имеют место деятельность, операции или другие события, в результате которых образуются требования на получение налогов и других видов доходов.

 

Таблица. Классификация доходов в реформированной системе государственных финансов

 

Доходы
1.1 Налоги
1.1.1 Налоги на доходы, прибыль и прирост активов
1.1.2 Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу
1.1.3 Налоги на собственность
1.1.4 Налоги на товары и услуги
1.1.5 Налоги на международную торговлю и операции
1.2 Взносы и отчисления на социальные нужды
1.3 Гранты
1.3.1 От правительств иностранных государств
1.3.2 От международных организаций
1.3.3 От других единиц сектора государственного управления
1.4 Другие доходы
1.4.1 Доходы от собственности
1.4.2 Продажа товаров и услуг
1.4.3 Штрафы, пени и неустойки
1.4.4 Добровольные трансферты, кроме грантов
1.4.5 Прочие доходы

 

Основные отличия пересмотренной классификации доходов от тради­ционной классификации заключаются в следующем. Ранее доходы подразделялись на налоговые, неналоговые и капитальные доходы. В новой классификации они подразделяются на налоги, взносы/отчисления на со­циальное страхование, гранты и другие доходы. Таким образом, взносы/отчисления на социальное страхование выделены в отдельную группу. В новой классификации доходов введено понятие грантов, которые ранее в состав доходов не включались и рассматривались отдельно Гранты — это необязательные трансферты от правительств других госу­дарств, международных организаций и других единиц государственного сектора. Они могут быть капитальными или текущими, в денежной или натуральной форме.

Категория «прочие доходы» в новой классификации включает боль­шую часть категории «неналоговые доходы» традиционной классифика­ции, а также капитальные трансферты, рассматривавшиеся ранее как ка­питальные доходы. Выручка от продажи активов в пересмотренной клас­сификации как доходы не рассматривается.

Основным видом доходов являются налоговые доходы, возникаю­щие в силу законодательства. Поступление налогов не сопровождается возникновением каких-либо финансовых обязательств органов государ­ственного управления, ведет к увеличению активов и соответственно в реформированной системе государственных финансов, как и ранее, рас­сматривается как доход. Система налогообложения и понятия отдельных видов налогов в странах в связи с реформированием системы государст­венных финансов не меняется. Также не меняются нормативные положе­ния, определяющие другие конкретные поступления в доходы. Поясне­ния к отдельным видам налогов и других поступлений были даны при рассмотрении доходов в традиционном понимании.

Налогово-бюджетное бремя характеризуется суммой обязательных трансфертов, взимаемых органами государственного управления с ин­ституциональных единиц остальной экономики. Такой показатель в сис­теме государственных финансов прямо не предусмотрен. Для прибли­женной оценки может использоваться сумма налоговых доходов и взно­сов/отчислений на социальное обеспечение.

Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов. В новой системе государственных финансов расходы рассматривают­ся как операции, уменьшающие стоимость активов. Это предопределяет серьезные отличия в понимании расходов в новой и традиционной систе­мах государственных финансов. Так, например, с позиций кассового ме­тода денежные средства, направленные на строительство каких-либо объектов, являются расходами. В реформированной системе государст­венных финансов в данном случае имеет место обмен денежных активов на нефинансовые активы (здания, сооружения и т. п.). Чистая стоимость активов сектора государственного управления не меняется, а выплачен­ные денежные средства как расход не рассматриваются. Также не оказы­вает влияния на чистую стоимость активов приобретение нефинансовых активов и такая операция не считается расходной.



Внесены также изменения в классификацию расходов по функцио­нальному назначению. Путем внесения изменений в классификацию рас­ходов по функциональному назначению решаются следующие задачи:

— определяются целевые статьи и виды расходов в процессе форми­рования и утверждения бюджетов всех уровней;

— исключаются расходы на капитальные вложения (государственные инвестиции), они отражаются в экономической классификации расходов;

— обеспечивается распределение расходов на руководство и управ­ление в установленной сфере деятельности (административных расхо­дов) по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации;

— упорядочивается отражение расходов, направляемых на реализа­цию федеральных целевых программ.

Таким образом, функциональная классификация расходов не сводит­ся только к характеристике расходных операций. Наряду с этим она мо­жет использоваться для классификации приобретения нефинансовых активов, а также обеспечивает возможность для расчетов расходов орга­нов государственного управления на конечное потребление и фактиче­ское конечное потребление, а также на коллективное и индивидуальное потребление, как это предусмотрено в системе национальных счетов. Кроме того, она используется для формирования перекрестной класси­фикации расходов. Классификация расходов по функциональному на­значению в новой системе, рекомендованная МВФ, приведена в табл.

Таблица. Классификация расходов по функциональному назначению

 

Совокупные расходы Жилищные и коммунальные услуги
Государственные службы об­щего назначения Жилищное строительство
Исполнительные и законода­тельные органы, бюджетно-финансовые вопросы, между­народные отношения Коммунальное развитие
Иностранная экономическая помощь Водоснабжение
Общие службы Освещение улиц
Фундаментальные научные исследования НИОКР в области ЖКХ
НИОКР, связанные с государственными службами общего назначения Жилищные и коммунальные услуги, не отнесенные к другим категориям
Государственная служба общего назначения, не отнесенные к другим категориям Здравоохранение
Операции, связанные с государственным долгом Медицинские изделия, оборудование и препараты
    Трансферты общего характера между органами государственного управления разного уровня Амбулаторные услуги
Оборона Услуги больниц
Вооруженные силы Услуги в области здравоохранения
Гражданская оборона НИОКР в области здравоохранения
Иностранная военная помощь Вопросы здравоохранения, не отнесенные к другим категориям
НИОКР в области обороны Отдых, культура и религия
Вопросы в области обороны, не отнесенные к другим категориям Услуги по организациям отдыха и занятий спортом
Общественный порядок и безопасность Услуги в области культуры
Милиция Услуги, связанные с радио и телевизионным вещанием и издательским делом
Пожарная охрана Услуги, связанные с религи­ей, и другие общественные услуги
Суды, тюрьмы НИОКР в области отдыха, культуры и религии
НИОКР в области общест­венного порядка и безопасно­сти Вопросы отдыха, культуры и религии, не отнесенные к дру­гим категориям
Вопросы общественного по­рядка и безопасности, не отне­сенные к другим категориям Образование
Экономические вопросы Дошкольное и начальное об­разование
Общие экономические и ком­мерческие вопросы, включая общие вопросы, относящиеся к рабочей силе Среднее образование
Сельское хозяйство, лесное хо­зяйство, рыболовство и охота Продолженное среднее обра­зование
Топливо и энергетика Высшее образование
Горнодобывающая промышлен­ность, обрабатывающая промыш­ленность и строительство Образование, не подразде­ленное по ступеням
Транспорт Вспомогательные услуги в об­ласти образования
Связь НИОКР в области образова­ния
Другие отрасли экономиче­ской деятельности Вопросы образования, не от­несенные к другим категориям
НИОКР, связанные с эконо­мическими вопросами Социальная защита
Экономические вопросы, не отнесенные к другим катего­риям Заболевания и нетрудоспо­собность
Охрана окружающей среды Старость
Организация сбора и удале­ние отходов Иждивенцы, оставшиеся без кормильца
Удаление и очистка сточных вод Семья и дети
Борьба с загрязнением окру­жающей среды Безработица
Защита биоразнообразия и ох­рана ландшафта Жилье
НИОКР в области охраны ок­ружающей среды Вопросы социальной неустро­енности, не отнесенные к дру­гим категориям
Вопросы охраны окружающей среды, не отнесенные к дру­гим категориям НИОКР в области социаль­ной защиты
    Вопросы социальной защи­ты, не отнесенные к другим категориям
         

 

Рассмотрим основные функциональные направления расходов госу­дарственных и муниципальных органов управления. Расходы государственных служб общего назначения включают расходы на содержание органов власти всех уровней, иностранную экономическую помощь, общие службы, научные исследования, операции, связанные с государственным долгом, и трансферты общего назначения между органами государственного управления различного уровня.

Расходы на исполнительные и законодательные органы власти, бюд­жетно-финансовые вопросы и международные отношения обеспечивают функционирование органов законодательной и исполнительной власти, включая расходы на содержание главы государства, премьер-министра, глав и руководителей правительств регионов и их аппаратов, содержание финансово-налоговых и таможенных органов, внешнеполитическую дея­тельность. Расходы на ведомственные органы государственной власти в отличие от расходов на государственные службы общего назначения от­носятся к соответствующим разделам классификации в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Иностранная экономическая помощь. К этой позиции относятся рас­ходы по оказанию экономической помощи развивающимся странам, странам с переходной экономикой, а также экономической помощи, ока­зываемой через международные организации.

К «общим службам» относятся организации, оказывающие услуги, не связанные с конкретной функцией управления. Сюда включаются расхо­ды, обеспечивающие функционирование служб экономического и соци­ального планирования, статистической службы и др.

Расходы на фундаментальные научные исследования. В последние де­сятилетия особое значение приобретают расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования. Под фундаментальными научны­ми исследованиями понимается экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная главным образом на получение новых науч­ных знаний об основах явлений и наблюдаемых фактов, предпринимае­мая без какой-либо конкретной прикладной или практической цели. Основным источником финансирования науки и техники являются го­сударственные ассигнования и средства финансово-промышленных компаний. Государство содействует научным разработкам как путем пря­мого финансирования, так и путем предоставления льгот корпорациям, ведущим научно-исследовательскую деятельность.

Государственное финансирование научно-исследовательских работ обусловлено рядом обстоятельств: реализация крупных научно-техниче­ских программ не под силу даже крупным частным корпорациям, для их осуществления во многих случаях необходимы объединение и координа­ция усилий финансово-промышленных групп и научных центров. Кроме того, государство финансирует научно-исследовательские работы обо­ронного значения и несет расходы по подготовке научных кадров. Под­держка науки и техники является одним из приоритетных направлений бюджетных расходов. Центр тяжести экономического соперничества го­сударств переместился в сферу науки и техники. При этом учитывается, что научно-технический прогресс является основным фактором роста ВВП и существенно усиливает позиции стран, экспортирующих науко­емкую продукцию. Финансирование науки по разделу «Фундаменталь­ные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» из фе­дерального бюджета в 2004 г. составило 47,5 млрд. руб., или 0,3% к ВВП и 1,76% к расходам федерального бюджета против 4—6% в странах Евро­пейского союза, США и Японии. Принятый в России закон о ежегодном выделении 4% фактически не выполняется.

В классификации разграничиваются расходы на фундаментальную и прикладную науку. Расходы на фундаментальную науку относятся к общегосударствен­ным расходам, а расходы на прикладную науку распределяются по соответствующим разделам функциональной классификации в соответствии с их целевым назначением.

НИОКР, связанные с государственными службами общего назначения. В классификации в каждой группе расходов выделены расходы на НИОКР, связанные с осуществлением соответствующих функций. Это расходы на прикладные исследования и экспериментальные разработки. К прикладным исследованиям относятся исследования, направленные на приобретение новых научных знаний, в основе которых лежит ка­кая-либо практическая задача. Экспериментальные разработки пред­ставляют собой деятельность по созданию или значительному усовер­шенствованию новых материалов, изделий, устройств, внедрению новых процессов, систем и услуг, основанную на использовании имеющихся знаний.

Государственные службы общего назначения, не отнесенные к другим категориям. За счет расходов на эти службы обеспечивается проведение выборов, референдумов и ряд других мероприятий аналогичного харак­тера.

Операции, связанные с государственным долгом. С ними связано об­служивание государственного и муниципального долга, т. е. выплата процентов по прошлым займам. Они не связаны с осуществлением теку­щих функций органов управления, хотя сами займы при их получении были израсходованы на конкретные цели. Расходы по погашению основ­ного долга относятся к категории финансирования дефицита бюджета. Во многих странах обслуживание долга центрального правительства, под которым понимают выплату процентов по долгу, является одной из круп­ных статей расходов. Размер выплаты процентов по государственному долгу зависит от двух основных факторов: величины самого долга и вели­чины процентных ставок по займам. На обслуживание внешнего и внут­реннего долга расходуется значительная часть собираемых налогов.

Трансферты общего характера между органами государственного управления различного уровня (межбюджетные трансферты). Это транс­ферты, передаваемые другим государственным органам, которые, как правило, не представляется возможным отнести к какой-либо конкрет­ной функции.

В большинстве стран мира центральное правительство имеет свои ис­точники доходов, часть которых передается регионам. При этом считает­ся, что в федеративных государствах деньги в федеральный бюджет по­ступают не от регионов, а от налогоплательщиков. Средства налогопла­тельщиков расходуются на общегосударственные нужды, в том числе на помощь регионам, в соответствии с общегосударственными решениями. В связи с этим основная масса денежных потоков в системе межбюджет­ных отношений направляется из федерального бюджета в бюджеты членов федерации, а из бюджетов регионов — в бюджеты местных органов власти, т. е. сверху вниз. Трансферты характеризуют одностороннее без­возвратное и безвозмездное движение денежных средств без встречного потока товаров и услуг от федеральных органов власти к региональным и от региональных к муниципальным. На стадии предоставления транс­ферты не относятся к какой-либо определенной функции. Их распреде­ление по направлениям расходования производится тем уровнем управ­ления, который является получателем этих трансфертов.

В России осуществляются трансферты в фонды финансовой под­держки регионов, направленные на повышение до минимального уровня бюджетной обеспеченности регионов, имеющих налоговые ресурсы в расчете на душу населения ниже, чем в среднем по России. С помощью трансфертов формируются также фонды компенсаций, обеспечивающих финансирование обязательств, возлагаемых на регионы федеральными законами, фонды софинансирования социальных расходов и фонды ре­гионального развития, объединяющие средства различных инвестици­онных программ и целевых субвенций. Формами финансовой помощи федерального бюджета бюджетам регионов согласно Бюджетному ко­дексу РФ являются дотации и субвенции. Под дотациями понимают бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвоз­мездной и безвозвратной основе для текущих расходов. Субвенции пред­ставляют собой бюджетные средства, предоставляемые бюджетам друго­го уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для использования на конкретные цели. Более подробно вопросы финансового взаимодейст­вия различных уровней управления рассматриваются в главе «Межбюд­жетные отношения».

Все страны стремятся к тому, чтобы аппарат управления был по воз­можности дешевым, компактным и эффективным. Функции управленче­ского аппарата должны быть приспособлены для решения стратегиче­ских задач. Выполнение этого требования сопряжено с анализом выпол­няемых функций, ликвидацией устаревших, сохранением необходимых и добавлением новых. Сотрудники управленческого аппарата должны знать современную науку управления. Технология принятия и реализа­ции решений должна быть максимально отработана и эффективна. Для создания более благоприятных условий развития гражданского общест­ва и предпринимательства требуется определенный минимум информа­ции населения о работе органов управления.

Расходы на оборону. Целью расходов на оборону является обеспече­ние безопасности страны и ее жителей от внешних военных угроз. Эти Расходы приходится осуществлять, несмотря на их непроизводительный характер. В затратах на оборону отражаются расходы, связанные со строительством и содержанием вооруженных сил, гражданской обороной, оказанием военной помощи иностранным государствам и прикладными исследованиями и опытными разработками в области обороны. Это затраты на закупки вооружения, военной техники и имущества, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капиталь­ное строительство, поддержание мобилизационных мощностей, а также на жизнеобеспечение и обучение большого количества отвлеченных от производительного труда людей. Затраты на армию оказывают противо­речивое воздействие на экономику. С одной стороны, они обеспечивают заказы государства производству и создают рабочие места, с другой — это прямой вычет ресурсов и производимой продукции, которые могли быть использованы на цели выпуска товаров и услуг для населения.

Расходы на оборону должны соответствовать возможностям эконо­мики и бюджета. В этих целях они должны контролироваться граждан­скими демократическими институтами органов государственной власти, принимающими военно-политические решения. Ситуация в мире и внешнеполитическое положение страны могут обеспечивать снижение уровня этих расходов. Сокращение затрат на оборону должно произво­диться без ущерба для безопасности страны. Оно может базироваться на повышении эффективности затрат на национальную оборону и оборон­ное производство, развитии и использовании научно-исследовательских работ. Приоритетным направлением расходования средств на оборону является оборонная научно-исследовательская и опытно-конструктор­ская деятельность. Эффективность затрат на оборону может быть увели­чена за счет использования результатов научно-исследовательских раз­работок для нужд гражданского производства и экспорта вооружений, увеличивающего доходы оборонных предприятий и налоговые доходы бюджета. Переход к комплектованию армии на добровольной контракт­ной основе в конечном счете ведет к сокращению расходов на оборону при повышении боеспособности армии. Вместе с тем сам процесс перехо­да требует повышения оснащенности армии современными видами воен­ной техники и оружия. Параллельно требуются расходы на развитие во­енно-промышленного потенциала, так как необходимы модернизация, разработка, освоение и выпуск современных видов вооружений. Значи­тельные средства в России требуются для обеспечения выходными посо­биями и жильем увольняемых в запас военнослужащих.

Общественный порядок и безопасность. Деятельность правоохра­нительных органов направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобо­ды граждан, защиту собственности и интересов общества от противо­правных действий. К этой группе расходов относятся расходы на мили­цию, внутренние войска, прокуратуру, юстицию, службу исполнения наказаний, суды, органы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, по предупреждению ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, содержание пожарной охраны, прикладные исследования в сфере национальной безопасности, а также расходы на миграционную политику. Расходы на милицию обеспечивают наряду с охраной порядка также деятельность службы безопасности дорожного движения, регистрацию иностранцев и имми­грантов и др. Расходы на судебную систему нацелены на обеспечение реальной независимости этой ветви власти, гарантирование законности су­дебных разбирательств, создание юридической базы для борьбы с пре­ступностью и коррупцией.

Экономические вопросы (национальная экономика). Эта категория расходов отражает государственные затраты на регулирование и обеспе­чение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. Это расходы по решению таких государственных задач, как создание и под­держание условий экономического роста, целевые программы государст­венного характера, обеспечение сбалансированного развития регионов, создание новых рабочих мест. За счет этих расходов осуществляется под­держка важных и перспективных отраслей и производств, финансируют­ся научно-исследовательские работы, инновации, расходы по охране внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и монополизации производства, оказывается содействие развитию внутренней и внешней торговли, регулируется деятельность отдельных отраслей и т. д.

Ведущими направлениями расходов, связанных с экономической деятельностью, являются реализация крупномасштабных проектов, ко­торые не могут быть осуществлены частным бизнесом, а также програм­мы развития отраслей, имеющих особое значение для обеспечения безо­пасности страны. К таким отраслям относятся космическая и атомная промышленность, оборонная промышленность и др. Расходы, связанные с экономической деятельностью, способствуют наращиванию экономи­ческого потенциала страны, научно-техническому развитию, структур­ной перестройке экономики, техническому перевооружению и модерни­зации производства. В этих целях широко используются гранты, кредиты и субсидии для поддержки коммерческой деятельности.

За счет средств органов власти различных уровней осуществляется значительная часть инвестиций в экономическую инфраструктуру (строительство магистральных железных и шоссейных дорог, линий свя­зи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений и др.), а также расходы на их эксплуатацию. Эти инвестиции косвенно содействуют развитию предпринимательства.

Существенное место в расходах на экономические нужды занимает поддержка предприятий, принадлежащих государству. В отношении го­сударственной собственности на протяжении многих десятилетий на­блюдаются противоположные тенденции. Одна из них заключается в расширении и развитии государственного нефинансового предпринимательства за счет создания новых и национализации старых предприятий. Другая — в денационализации предприятий и передаче их в негосударственный сектор. Так, после Второй мировой войны во многих европейских странах в целях содействия подъему экономики прошла волн национализации. В частности, во Франции были национализированы угольная и газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, автомобильные заводы «Рено». В то же время в СЩА после окончания Второй мировой войны многие государственные военные заводы были переданы в аренду частным фирмам. В 80-е гг. прошлого века под влиянием критики кейнсианских идей и в целях уменьшения государ­ственного вмешательства в экономику в Великобритании и ряде других государств осуществлялась политика приватизации государственных предприятий. Однако доля государственных предприятий в создании ВВП продолжает оставаться высокой — 15—20%.

Государственные предприятия нередко сравнивают с предприятиями частного сектора на основе показателей прибыли и делают вывод об их низкой эффективности. Существуют, однако, факторы, в силу которых вопрос об эффективности государственных предприятий оказывается более сложным. Предприятия, находящиеся в полной собственности или контролируемые государством, функционируют на принципах рыночной экономики. Они могут быть двух основных типов: не акционированные предприятия, подчиненные органам государственного управления, и акционированные, акции которых полностью принадлежат государству или государство обладает контрольным пакетом их акций. Предпри­ятия первого типа в значительной мере ориентированы на реализацию государственных задач с ограничением коммерческой составляющей в своей деятельности. В силу этого они нередко являются убыточными и требуют государственных средств для покрытия убытков. В этом отно­шении более предпочтительным является преобразование государствен­ных унитарных предприятий в акционерные общества со 100%-ным госу­дарственным капиталом, что повышает их заинтересованность в улучше­нии финансовых результатов. Для акционированных предприятии, и особенно предприятий со смешанным государственным и частным ка­питалом, характерны большая коммерциализация, стремление к при­быльности и эффективности производства.

Обе группы предприятий (первые в большей степени, вторые — в меньшей) пользуются финансовой поддержкой государства. В качестве целевых установок их деятельности нередко выступают задачи полити­ческого и социального характера. В связи с этим финансовая поддержка может рассматриваться в качестве платы за выполнение ими функции, в той или иной мере направленных на решение общегосударственных проблем. Государственные предприятия играют существенную роль в преодолении циклических колебаний и временных трудностей в отдельных отраслях. Они могут содействовать усилению позиций национальных производителей на мировых рынках, развитию перспективных и оборонных отраслей, увеличению занятости, стабилизации экономики. В случае, если отдельные производства, имеющие большое значение для национальной экономики, в силу каких-либо причин попадают в сложное положение и не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, страны прибега­ют к их национализации и оказывают помощь в восстановлении конкурен­тоспособности. В условиях глобализации внешнеэкономических отноше­ний государственные предприятия, например оборонные, космической промышленности, способствуют достижению национальных целей стран, повышая их рейтинг на международной арене. В свою очередь государство помогает их деятельности с помощью мер своей внешней политики, экспортных субсидий и кредитов, способствуя приобретению новых рынков и защищая их деятельность на отечественных рынках.

Цены на продукцию государственных предприятий могут устанавли­ваться на более низком уровне, чем в среднем по отрасли. Поставщиками государственных предприятий являются большей частью национальные производители, цены и сроки поставок которых могут быть менее выгод­ными, чем иностранных фирм. Государственные компании могут быть ориентированы на инвестиции в экономику отсталых регионов страны, увеличение производства в периоды экономического спада и т. д. Все это порождает необходимость компенсации со стороны государства. Форма­ми государственной финансовой поддержки могут быть субсидии, дота­ции, бюджетное финансирование убытков, налоговые льготы, освобож­дение от ограничений по импорту, предоставление льготных кредитов, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Финансовая поддержка нефинансовым государственным пред­приятиям оказывается, как правило, на тех же условиях, что и для част­ных предприятий.

Общие экономические и коммерческие вопросы. Многие виды расходов на поддержку экономики связаны не с отдельными видами деятельности, а направлены на экономическую деятельность в целом. Это расходы на руководство общими экономическими вопросами, включая внешнеэко­номические и коммерческие, формирование экономической политики, оказание государственной поддержки таким видам деятельности, как экспортная и импортная торговля в целом, международные финансы, товарные и фондовые рынки, общее регулирование уровня доходов, регулирование цен, контроль деятельности банковской системы, регулирование монополий, общее развитие торговли, защита прав потребителей и другие. К этой позиции относятся также расходы ведомств, руководящих такими службами, как патентные бюро, службы регистрации торговых знаков, службы по авторским правам, прогнозу погоды, стандартизации и метрологии, службы времени, службы разведки и изысканий в об­ласти гидрологии и геодезии.

Расходы на общие вопросы, относящиеся к рабочей силе, обеспечивают выработку и практическую реализацию политики в области труда и тру­довых норм (например, продолжительность рабочего дня, часы работы оплата труда, техника безопасности и другие условия труда). Поэтому они тоже относятся к обще экономическим. За счет расходов, относящих­ся к этой категории, осуществляются меры по снижению уровня безрабо­тицы, функционирование организаций по трудоустройству и арбитражу. К этой категории относятся также расходы по реализации программ в об­ласти трудовой деятельности, не связанных напрямую с какой-либо кон­кретной отраслью, программ, направленных против дискриминации тру­довой деятельности отдельных групп населения по полу, возрасту, на­циональности, программ сокращения безработицы в слаборазвитых регионах и регионах с высоким уровнем безработицы. Вопросы труда по отдельным отраслям объединяются с основной функцией отрасли.

В экономической литературе на протяжении многих лет широко дис­кутируется вопрос об уходе государства из экономики. Не вдаваясь в дис­куссию о роли государства в регулировании экономики, рассмотрим, ка­кие расходы несет государство по поддержке экономики в основных от­раслях и видах деятельности.

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота. К расхо­дам государства на сельское хозяйство относятся затраты на управление сельскохозяйственными землями, проведение аграрных реформ, прове­дение политики в области цен и доходов в сельском хозяйстве, расшире­ние сельскохозяйственного производства, ветеринарное обслуживание и борьбу с вредителями, а также расходы по оценке урожая и его качества.

К расходам по управлению сельскохозяйственными землями отно­сятся расходы ведомств, связанные с деятельностью по использованию земельных угодий, расходы ведомств, занятых деятельностью, направ­ленной на сохранение, освоение и расширение пахотных земель, расходы на строительство плотин, запруд, ирригационных систем, расходы на ис­следовательские работы и экспериментальные разработки в области сохранения и расширения земель.

К расходам на проведение аграрных реформ и заселение земель отно­сятся расходы, связанные с разработкой, проведением и оценкой резуль­татов реформ, освоением и заселением новых земель. Проведение таких мер сопряжено с перераспределением прав собственности на землю, форм ее использования, освоением целинных и необрабатываемых земель, переселением фермеров. Существенным расходом являются выплаты собственникам земли, права которых на землю в ходе проведения мероприятий были изменены.

В расходы на политику в области цен и доходов в сельском хозяйстве включаются расходы, связанные с организацией и управлением деятель­ностью по стабилизации цен, механизмом установления цен на сельско­хозяйственные продукты и стабилизацией доходов фермеров. Включа­йся также расходы по предоставлению субсидий для поддержания уровня цен, организации сбыта и регулирования производства определенных видов продукции, помощь государственным предприятиям, суб­сидии и другие платежи для стимулирования покупки удобрений, семян, химических средств защиты растений и т. п.

К затратам на расширение сельскохозяйственного производства от­носятся расходы учреждений, деятельность которых направлена на уве­личение производства продукции, повышение ее качества, снижение за­трат, в том числе трудовых, улучшение жизни фермеров и т. п. Это затра­ты в основном на распространение знаний, обучение, ознакомление с лучшими фермами и т.д.

В ветеринарное обслуживание включаются расходы по организации и регулированию в сфере ветеринарного обслуживания, предупрежде­нию и лечению заболеваний животных, улучшению качества поголовья, а также ссуды, трансферты и субсидии на эти цели. В состав расходов на борьбу с вредителями включаются расходы на организацию, управление и контроль над деятельностью по борьбе с вредителями, заболеваниями растений.

В России в области сельского хозяйства на протяжении десятилетий сложилась практика выдачи кредитов и последующего списания их боль­шей части. В связи с этим крупной проблемой является обоснование на­правлений, размеров и налаживание дотаций сельскохозяйственному производству, регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и основные средства производства, потребляемые этой отраслью, расхо­ды, связанные с земельной реформой, а также поддержка развития фер­мерства и рыночных отношений в сельском хозяйстве, субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам.

Лесное хозяйство требует расходов органов государственного управ­ления на организацию и руководство деятельностью в этой отрасли, включая расходы на разработку нормативов, регулирующих лесопользование, выдачу лицензий на рубку леса, управление и осуществление затрат по лесонасаждению, контроль над заболеваниями и борьбу с вредите­лями лесов, с лесными пожарами.

Рыболовство и охота связаны с расходами на организацию и руководство деятельностью в области рыболовства в океанских и пресных вот и прибрежной зоне, включая рыборазведение, и охоты, включая вопрос воспроизводства диких животных и их охраны. К этой сфере относятся разработка и контроль выполнения нормативных положений, лицензирование и т. п., а также расходы учреждений, занимающихся заповедниками, рыбными инкубаторными станциями, разведением животных, финансовая поддержка государственных рыбных инкубаторов или заповед­ников и управление водными ресурсами.

За счет расходов на водные ресурсы финансируются мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектов и обеспече­нию населения и народного хозяйства качественной водой, а также по за­щите населения от паводков и наводнений. Сюда включаются, в частно­сти, расходы на проведение берегоукрепительных работ, создание и ре­монт дамб, расчистку рек, очистку водохранилищ, расходы на насосные станции и гидротехнические сооружения.

Топливо и энергетика. К расходам на эти отрасли относятся затраты на организацию и регулирование деятельности, связанной с добычей, пе­реработкой, производством и распределением минеральных ресурсов, топлива и энергии, включая ядерную энергию, расходы ведомств, зани­мающихся подготовкой и регулированием правил эксплуатации и кон­сервации предприятий, разведкой ресурсов, воспроизводством мине­рально-сырьевой базы, переработкой отходов ядерной энергетики. Госу­дарство осуществляет также расходы на финансовую поддержку предприятий в форме ссуд, трансфертов или субсидий, финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок и служб, осуществляющих сбор и распространение информации, относящейся к этим видам деятельности. В состав расходов, связанных с добычей и обогащением угля, входят также расходы на санацию убыточных уголь­ных шахт и разрезов. Дотации угольной промышленности связаны с по­крытием высоких затрат по добыче угля при относительно низких затра­тах на другие энергоносители (нефть, газ, электроэнергию). Основными направлениями уменьшения дотаций являются сокращение добычи угля и закрытие нерентабельных угледобывающих предприятий. Это сопря­жено, однако, с затратами на переоборудование потребляющих уголь аг­регатов, издержками, необходимыми для обеспечения шахтеров новыми рабочими местами и профессиональной переподготовки. Во многих случаях использование угля является неизбежным в силу экономических факторов, связанных с размещением производства ресурсов и расходами на их транспортировку. Использование угля в районах добычи нередко оказывается дешевле использования мазута и газа. Такие важные, но убыточные или низко рентабельные отрасли, как угольная и железорудная промышленность, и другие капиталоемкие сырьевые отрасли во многих странах обязаны своим существованием государственной поддержке.

Горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство. К горнодобывающей промышленности относится разведка, разработка и рациональное использование природных ресурсов, кроме топливных. Это металлосодержащие минералы, химическое сырье и удобрения, соль, драгоценные камни, асбест и др. К обрабатываю­щей промышленности относятся отрасли и производства по переработке сырья и материалов и производству готовой продукции — машинострое­ние, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленно­сти. Государственные организации, руководящие этой деятельностью, содействуют развитию этих отраслей, предоставляют кредиты и субси­дии, разрабатывают и контролируют выполнение производственных и организационных стандартов, требований техники безопасности, требований по защите прав потребителей.

В расходы на строительство включаются платежи учреждениям, занимающимся организацией и руководством деятельностью по разработ­ке строительных технических норм и стандартов, выдачей лицензий, кон­тролем над соблюдением техники безопасности, выдачей субсидий, трансфертов, ссуд и другими формами поддержки строительных фирм.

Транспорт. К этой группе относятся расходы по организации и руко­водству деятельностью в области строительства и эксплуатации объек­тов автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубо­проводного транспорта, планирования и моделирования строительства, лицензирования и регулирования этого вида деятельности, расходы на научно-исследовательские и экспериментальные работы, поддержку обновления парка транспортных средств. Включаются расходы в форме ссуд, трансфертов или субсидий на проведение строительных работ, осу­ществляемых в различных отраслях транспорта. Сюда также относятся Расходы по эксплуатации различных видов транспорта. В российских ус­ловиях существенное значение имеет убыточность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, в значительной мере обусловлен­ная предоставлением права льготного проезда многочисленным катего­риям граждан. Убытки покрываются за счет грузовых перевозок и компенсации расходов из бюджетных средств.

Связь. В этот подраздел входят расходы по организации и управле­нию в области связи (почтовая, телефонная, телеграфная, кабельная, бес­проводная, спутниковая), разработке и контролю выполнения правил эксплуатации систем связи, выделению частотных каналов, определению Рынков обслуживания и тарифов, поддержке развития телекоммуника­ций. Существенных затрат требует формирование федеральных информационных фондов, баз и банков данных по законченным НИОКР, создание государственной системы паспортно-визовых документов с пользованием биометрических данных. Системы радио- и телевещания системы навигации воздушного и морского транспорта относятся соответственно к организации отдыха и транспорту.

Другие отрасли экономической деятельности. К другим отраслям экономической деятельности в рассматриваемой классификации относятся торговля, гостиницы и рестораны, туризм и проекты многоцелевого раз­вития.

К расходам на торговлю относятся платежи государственных ве­домств, связанные с организацией и руководством деятельностью в сфе­ре оптовой и розничной торговли и складского обслуживания, по защите прав потребителей, разработкой правил ведения оптовой и розничной торговли и деятельности складов, контролем их выполнения, лицензиро­ванием, инспектированием измерительных приборов, соблюдением тре­бований маркировки, финансовой поддержкой предприятий оптовой и розничной торговли и складских предприятий, предоставлением суб­сидий для населения.

К расходам на туризм относятся расходы ведомств, связанные с орга­низацией и руководством деятельностью в сфере туризма, направленные на привлечение туристов с помощью рекламно-пропагандистской дея­тельности, оказание финансовой помощи туристическим бюро и агентст­вами в стране и за рубежом, организацию празднеств в целях привлече­ния туристов.

К расходам на многоцелевые проекты развития относятся затраты ве­домств по организации и руководству многоцелевыми проектами раз­вития, которые включают, как правило, комплексы по производству энергии, ирригационные и навигационные сооружения и места отдыха и развлечений. В эту позицию включаются расходы, связанные с плани­рованием, проектированием, строительством в рамках многоцелевых проектов, включая финансовую поддержку. В случае, если в многоцеле­вом проекте основная роль принадлежит определенной функции, напри­мер гидроэлектростанции, расходы классифицируются в соответствии с главной функцией.

В российской классификации на 2006 г. в составе группы расходов «экономические вопросы» в отдельную позицию выделена позиция «исследование и использование космического пространства», в которой отра­жаются расходы по разработке и реализации космической программы и созданию глобальной навигационной системы. В то же время не выделе­ны в качестве самостоятельных позиций расходы на горнодобывающая промышленность, обрабатывающую промышленность и строительство. Охрана окружающей среды. Это расходы по обеспечению благоприятных, безопасных условий для жизнедеятельности, рациональному природопользованию, охране растительных и животных видов и среды обитания, организацию и содержание заповедников, национальных парков и связанные с этим НИОКР. К ним относятся расходы, связанные с организацией сбора и удаления расходов, удаления и очистки сточных вод, защитой окружающего воздуха и климата, охраной почв и грунтовых вод, а также расходы, направленные на охрану растительных и животных видов.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Сюда включаются субсидии, дотации и ссуды для расширения, улучшения или поддержания жилого фонда и развития коммунального хозяйства.

К расходам на жилищное хозяйство относятся средства, направляе­мые на: обеспечение жильем широких слоев населения или особо нуж­дающихся лиц путем строительства, приобретения и ремонта жилого фонда; предоставление субсидий, дотаций или ссуд для улучшения или поддержания жилого фонда; приобретение земельных участков для строительства жилья; на организацию деятельности в жилищном хозяй­стве; разработку и регламентацию нормативов, используемых в этой сфе­ре, регулирование уровня арендной платы и жилищных норм на жилье, предоставляемое государственными учреждениями.

В расходы на развитие коммунального хозяйства включаются расхо­ды по организации и управлению общим развитием коммунального хо­зяйства, связанные с планированием новых застроек, реконструкцией су­ществующих районов. Существенных затрат требует водоснабжение и освещение улиц. Эти затраты обеспечивают оценку будущих потребно­стей и имеющихся возможностей, строительство и эксплуатацию неком­мерческих систем водоснабжения, установку и эксплуатацию средств уличного освещения.

Особенностью российской экономики является высокий удельный вес государственных дотаций в общих расходах на жилищно-комму­нальное хозяйство. Финансирование жилищно-коммунального хозяй­ства не покрывается платежами населения и в значительной мере осу­ществляется за счет бюджетных средств. Это создает неоправданно вы­сокую нагрузку на бюджет. Сложной проблемой для России является отмена предоставляемых населению льгот по оплате жилья, отопления, электроэнергии, газа, в том числе для ветеранов, военнослужащих, чер­нобыльцев, введение платности капитального ремонта домов, косметиче­ского ремонта подъезда.

В принципе население должно оплачивать расходы на жилье и ком­мунальные расходы за счет своих средств в зависимости от их объема и качества. Однако доходы большей части населения ниже, на уровне или Незначительно превышают довольно низкий прожиточный минимум, возложение на граждан дополнительных расходов ведет к массовому обнищанию населения. Повышать оплату жилищно-коммунальных услуг возможно лишь на основе роста реальных доходов населения, направляя часть прироста доходов на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом следует иметь в виду, что малоимущие слои населения никогда не будут в состоянии оплачивать полную стоимость жилищно-коммуналь­ных услуг и будут нуждаться в государственном финансировании. Такое социально дешевое жилье в крупных городах США, например, составля­ет 20% жилого фонда.

Здравоохранение. Расходы на здравоохранение включают государ­ственные затраты на больницы, поликлиники, санитарно-профилактические учреждения и службы, расходы на медикаменты, протезы, медицин­ское оборудование, инструменты и прочую продукцию, используемую в медицинской практике, прикладные исследования и эксперименталь­ные разработки в области здравоохранения и медицинского обслужива­ния.

Существуют различные системы организации и финансирования здравоохранения. Можно выделить три основные модели. В ряде стран (Англия, Дания, Ирландия, Скандинавские страны и др.) преобладает го­сударственное бесплатное медицинское обслуживание. Во многих стра­нах (Германия, Франция, Италия и др.) сложилась бюджетно-страховая система: государство финансирует целевые программы здравоохране­ния, капитальные вложения и ряд других расходов, а финансирование медицинской помощи осуществляется из средств системы медицинского страхования. Средства страховых компаний формируются за счет взно­сов работодателей, работников и субсидий государства. В США основная часть расходов на медицинскую помощь финансируется частными стра­ховыми компаниями.

В России в ходе реформ была избрана бюджетно-страховая модель с использованием обязательного и добровольного медицинского страхо­вания. Добровольное страхование позволяет получать дополнительные медицинские услуги. При обязательном страховании плательщиками взносов для работающих граждан являются работодатели, а для нерабо­тающего населения — государство. При добровольном медицинском страховании плательщиками взносов являются страхующиеся граждане и предприятия. Средства обязательного медицинского страхования ак­кумулируются в Федеральном и территориальных фондах обязательного медицинского страхования и не входят в состав бюджетов соответствую­щих уровней. Эти средства носят целевой характер и используются на оп­лату медицинских услуг, оказываемых поликлиниками, больницами и другими медицинскими учреждениями, и содержание фондов. Средст­ва государственной и муниципальной систем здравоохранения формиру­ются за счет бюджетов различных уровней управления. Таким образом, финансируются: разработка и реализация целевых программ, подготовка дров, научные исследования, развитие материально-технической базы здравоохранения, оплата особо дорогостоящих видов лечения, финанси­рование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях и массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Отдых, культура, религия. Расходы на организацию культурно-ре­лигиозную деятельность направлены на духовное обогащение человека, гуманизацию людей и общества в целом, реализацию личного творческо­го потенциала, сохранение и развитие самобытности народов. Сюда включаются расходы на управление, эксплуатацию, финансовую под­держку объектов для отдыха, занятий спортом, культурного развития (библиотеки, музеи, театрально-зрелищные предприятия, дома культу­ры, клубы, зоопарки, ботанические сады), расходы, связанные с деятель­ностью радио- и телевещания и издательского дела, включая ассигнова­ния центральным и региональным средствам массовой информации, а также расходы на религиозную деятельность.

Организации, функционирующие в сфере культуры, в ряде случаев могут располагать существенными коммерческими возможностями. Вместе с тем государство принимает участие в их деятельности, обеспе­чивая доступность проводимых ими мероприятий для граждан. Так, ор­ганы государственной власти осуществляют финансирование государст­венных (а в ряде случаев и негосударственных) организаций культуры. Бюджетные средства выделяются тем организациям культуры, для ко­торых коммерческая деятельность не является главной, хотя и может присутствовать в качестве побочной или вспомогательной, или органи­зациям, которые в силу специфики своей деятельности являются убы­точными, например филармониям. Государство может поддерживать на­циональные культурные центры, например Эрмитаж, Оружейную пала­ту и др., региональные органы власти могут финансировать крупные культурные организации, имеющие значение для всего населения регио­на. Существенное значение имеют поддержка массовой сети культурных Учреждений на муниципальном уровне — библиотек, музеев, домов культуры, домов народного творчества, домов творчества детей и молодежи, Расходы по сохранению памятников истории и архитектуры, реализации Культурных программ и т. п.

Образование. В мировой практике, как правило, существует государ­ственная система образования и наряду с ней частные образовательные учреждения. Возможно также государственное участие в финансирова­нии частных образовательных учреждений в случае выполнения ими го­сударственных образовательных стандартов. В России также сохраняет­ся государственная система образования: и гарантируется общедоступность и бесплатность начального, общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего и послевузовского профессионального образования при одновременном развитии частных образовательных учреждений. Основным источником финансовых ресурсов на образование, как и в других странах, являются бюджетные средства. Это позволяет не только предос­тавлять услуги на бесплатной основе, но также определять приоритетные направления развития образования и соотношение между различными уровнями образования. В целях обеспечения большей гибкости и учета в программах образования особенностей, вытекающих из исторических культурных, демографических, национальных, экономико-географиче­ских условий территорий и местных рынков труда, финансирование образования в большей мере осуществляется за счет региональных и местных бюджетов. Государственное финансирование частных образователь­ных учреждений в России, как и в некоторых других странах, не осуществляется.

Условиями оптимизации расходов на образование являются, в част­ности, соответствие сети высших и средних учебных заведений потребно­стям страны и концентрация средств на развитие наиболее перспектив­ных направлений. Повышению эффективности может способствовать введение контрактной системы, при которой средства выделяются с уче­том результатов деятельности.

Социальная защита. В этот раздел включаются расходы по пенсион­ному обеспечению, социальному обслуживанию и социальному обеспе­чению населения, расходы по борьбе с беспризорностью, а также расходы на опеку и попечительство, включая расходы по организации, развитию и функционированию соответствующих организаций. Расходы органов государственного управления направлены на обеспечение адресной со­циальной помощи путем выплат тем категориям населения, которые в ней нуждаются. К таким категориям, в частности, относятся престаре­лые, инвалиды, многодетные, неполные и молодые семьи. В отличие от практики западных стран государственная пенсионная система России охватывает всех пенсионеров страны, а не только государственных слу­жащих.

Одной из серьезных проблем является защита доходов населения, на­правленная на поддержание уровня доходов престарелых, инвалидов, не­трудоспособных, безработных, семей без кормильца, индексацию (ком­пенсацию) доходов, получаемых из бюджета в условиях инфляции. Практически при дефиците бюджетов и высокой инфляции органы госу­дарственного управления нередко проводят политику сдерживания ин­дексации денежных выплат и компенсаций населению. Ситуация, при которой государство не в состоянии обеспечить необходимые социальные расходы (пенсии, расходы на здравоохранение и т. п.) и сохранить их покупательную способность, ведет к снижению уровня жизни росту социальной напряженности.

Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов. Целью экономической классификации расходов является группи­ровка затрат применительно к характеру их воздействия на функциони­рование различных рынков товаров и услуг и финансовых рынков. Глав­ное отличие переработанной классификации от традиционной заключа­ется в том, что в расходы не включаются платежи за приобретаемые нефинансовые активы. В то же время к расходам отнесено потребление основного капитала. Международным валютным фондом для реформи­рованной системы государственных финансов рекомендована экономи­ческая классификация расходов, приведенная в табл.

 

 

Таблица. Экономическая классификация расходов

Код Наименование показателей
Расходы — всего
Оплата труда работников
Заработная плата
Заработная плата в денежной форме
Заработная плата в натуральном выражении
Взносы/отчисления на социальные нужды
Использование товаров и услуг
Потребление основного капитала
Проценты
Нерезидентам
Резидентам
Субсидии
Государственным корпорациям (организациям)
   
Частным предприятиям
Гранты (с подразделением на текущие и капитальные)
Правительствам иностранных государств
Международным организациям
Другим единицам сектора государственного управления
Социальные пособия (с подразделением видов социальных пособий на пособия в денежной и натуральной форме)
Пособия по социальному обеспечению
Пособия по социальной помощи
Социальные пособия работодателей
Другие расходы
Расходы, связанные с собственностью, кроме процентов
Дивиденды (только государственные корпорации (организации)
Отчисления из доходов корпораций (только государственные корпо­рации (организации)
Расходы, связанные с собственностью, вмененные держателям страхо­вых полисов
Рента
Прочие расходы (с подразделением на текущие и капитальные)

 

 

Рассмотрим экономическое содержание показателей классификации. Оплата труда работников. В отличие от традиционного понимания, принятого при использовании кассового метода формирования государственных финансов, при методе начислений под заработной платой по­нимают не только денежные выплаты за работу, выполненную государст­венными служащими, но и выплаты в натуральной форме, за исключени­ем работы, связанной с накоплением капитала за счет собственных средств. Это относится также к другим позициям, входящим в состав оп­латы труда работников. Примерами натуральных выплат являются выдача форменной одежды, предоставление жилья. В российской практике имеют место многочисленные случаи задержек выплат заработной платы государственным служащим. Начисленные, но не выплаченные своевре­менно суммы отражаются как кредиторская задолженность. Заработная плата государственных служащих и потребление основного капитала, обеспечивающие выполнение функций органов государственного управ­ления, могут рассматриваться как затраты, относимые на себестоимость Осуществляемой ими деятельности.

Использование товаров и услуг — это расходование их для производ­ства рыночных и нерыночных товаров и услуг (кроме накопления капи­тала за счет собственных средств). Сюда входят также товары, приобре­тенные для перепродажи за вычетом изменения остатков незавершенного производства, готовой продукции и товаров, хранимых для перепродажи. Органы государственного управления могут приобретать товары для увеличения основных фондов, включая товары для капитального ремон­та, и пополнения стратегических запасов или запасов сырья и материа­лов. Связанные с этим расходы рассматриваются как расходы на приоб­ретение нефинансовых активов (соответственно основного капитала и запасов материальных оборотных средств).

Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основных фондов в процессе их использования вследствие фи­зического износа, устаревания или естественных случайных повреждений. Величина потребления основного капитала определяется исходя из сред­них цен текущего периода, а не по первоначальной стоимости, используе­мой в.бухгалтерском учете. В связи с этим наличные основные фонды ор­ганов государственного управления нуждаются в регулярной переоценке.

Проценты являются расходами, которые несут органы государствен­ного управления за использование взятых в долг денежных средств. Они платятся институциональными единицами, принимающими на себя дол­говые обязательства по депозитам, ценным бумагам (кроме акций), кре­дитам и займам.

Субсидии — это текущие безвозмездные платежи предприятиям, осу­ществляемые органами государственного управления в целях воздейст­вия на уровень производства, отпускные цены или получаемое предпри­ятием вознаграждение. Следует иметь в виду, что платежи предприятиям в Целях финансирования накопления капитала, в качестве компенсации За ущерб, причиненный нефинансовым активам, или покрытия крупного операционного дефицита, накопленного за несколько лет, относятся к ка­питальным расходам.

Гранты — это необязательные текущие или капитальные трансферты от органов государственного управления. Социальные пособия представляют собой трансферты в денежной ил натуральной форме с целью защиты населения от социальных рисков. К ним относятся пособия по социальному страхованию населения, пособия по социальной помощи населению и социальные пособия, выплачи­ваемые организациями сектора государственного управления. Наиболее значимыми их видами являются пенсии по старости, по случаю потери кормильца, пособия по болезни и инвалидности, по беременности и ро­дам, семьям с детьми, по безработице.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.029 сек.