КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Основные функции менеджмента
Принципы менеджмента Методы менеджмента Основные функции менеджмента Лекция 2. Функции и методы менеджмента Вопросы: 1. Еще в начале XX века Анри Файоль сформулировал пять основных задач менеджмента. К ним относятся: -планирование; -организация; -координация; -мотивация; -контроль. Эти функции исполняются в организации любого уровня, они взаимосвязаны, проникают друг в друга. Реализация каждой функции исполняется с применением остальных. 2. Реализация функции планирования напрямую влияет на функцию организации и координации, опосредованно — на мотивацию и контроль, причем сам процесс планирования подлежит обязательному контролю. Функция координации находится в прямой связи со всеми остальными функциями, только с ее помощью возможна реализация каждой. В свою очередь процесс координации требует Функция мотивации влияет на коллектив в целом и отдельных сотрудников в частности, в форме общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Контроль реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления нарушений и анализа причин этих нарушений и отклонений. 1.Планирование — это один из способов обеспечения достижения целей организации, начальная стадия процесса управления; от ее качества зависит успех организации. Данная функция означает выработку и принятие управленческого решения, то есть определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. На основе всестороннего анализа менеджер разрабатывает стратегию действий, выражает ее в планах и конкретных программах.1 Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.2 По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы: -Где мы находимся в настоящее время? — оценка сильных и слабых сторон организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), определение возможностей организации; -Куда мы хотим двигаться? — определение целей организации и опасностей внешней среды; -Как мы собираемся сделать это? — установление приемов и методов достижения цели. На этапе планирования принимаются решения различных видов. Существуют классификации решений по разным основаниям, таким как: / длительность действия, время достижения результатов: . долгосрочные; • среднесрочные; • краткосрочные; • степень обязательности: • носят категорический (императивный) характер; • содержание: • экономические; • социальные; • организационные; • научные; • степень структурированности • запрограммированные; • лицо. принимающее решение: • групповые; • направление решения: • внутрь организации; • уровень принятия решения: • структурные подразделения; • функциональные службы; • отдельные работники; • одноуровневые; • многоуровневые; • одноцелевые; • многоцелевые.
2. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса. Во-первых, деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. Во-вторых, делегирование полномочий. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Содержанием функции являются: • доведение решения до исполнителя; • структурное деление предприятия в соответствии с целями и стратегией, задачами намечаемой деятельности; * выбор лиц, способных принять на себя ответственность за выполнение задачи, и передача им необходимых ресурсов организации путем делегирования полномочий. 2. Для успешной реализации функции в целом необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации: • достижения общей цели всеми подразделениями организации; • эластичности организации между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями; • устойчивости системы управления воздействию внешней и внутренней среды; * непрерывного совершенствования; * прямой соподчиненности работника одному и только одному начальнику; • ограниченности объема контроля одним менеджером; • безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных; • соразмерности ответственности делегированным полномочиям; • исключения повторяющихся решений из компетенции вышестоящего звена и передача их нижестоящим звеньям; • приоритета функций; * комбинирования принципов централизма и самостоятельности. 3. Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотив а труда входят следующие категории: • потребность, которую хочет удовлетворить работник; • благо, способное удовлетворить эту потребность; • трудовое действие, необходимое для получения блага; • цена — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Различные теории мотивации делят на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории основаны на определении внутренних побуждений, заставляющих людей действовать таким образом, чтобы достичь определенной цели. Потребность — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные — вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение — это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп: • физиологические — необходимые для выживания; • в безопасности и уверенности в будущем; • социальные — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; * в уважении, признании; • самореализации. Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным мотивационным фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена, хотя бы частично, потребность более низкого уровня. Менеджер должен на основе постоянных наблюдений определять, какие активные потребности движут сотрудниками предприятия. Недостаток теории заключается в том, что не доказан факт, согласно которому удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня. К тому же в теории не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Д. МакКлелланд дополнил теорию Маслоу. введя еще три уровня потребностей. • потребность власти — желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, надо готовить к занятию высших руководящих должностей; • потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, то есть подтверждением его статуса, а процессом доведения работы до успешного завершения. Перед людьми с потребностью успеха менеджеры должны ставить задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы поощрить инициативу в решении поставленных задач; • потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. 4. Ф. Герцберг разработал еще одну модель мотивации, выделив две группы факторов, которые влияют на поведение людей: • гигиенические: условия труда, социальные отношения, стиль руководства и характер контроля в организации, вознаграждение, социально-психологический климат и межличностные отношения на предприятии. Положительное проявление факторов дает лишь отсутствие неудовлетворения работой у людей; • факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, признание успеха, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |