КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация внешнеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось в 1987 г. в связи с началом осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из них изменило существующее ранее значение и характер ВЭС. Внешнеэкономические связи — это совокупность торгово-экономических, научно-технических, валютно-финансовых отношений между современными государствами. В основе этих отношений лежит международное разделение труда. Внешнеэкономические связи направлены на установление сотрудничества между государствами, создание правовых и торгово-политических механизмов. Внешнеэкономические связи каждого государства определяются внутренними и внешними условиями. Внутренние факторы можно разбить на две группы: 1) природно-географические (обеспеченность полезными ископаемыми и природными ресурсами, размер территории, климатические условия, экономическо-географическое расположение страны и т. д.); 2) социально-экономические (характер общественно-политической системы, уровень экономического и научно-технического развития, территориально-политическое устройство. Особенности исторического развития, национальные и религиозные традиции и обычаи, отраслевая структура экономики, степень развитости инфраструктуры, уровень образования и квалификация работников, субъективные позиции руководства страны и т. д.) К внешним факторам относятся: 1) степень зависимости от мирового рынка, 2) наличие внешнего долга, 3) участие в международных экономических и политических организациях, 4) наличие межгосударственных договоров и соглашений, 5) международное политическое положение, 6) ситуация на мировых финансовых рынках. Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т. е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа. Государственный заказ является директивным планом, включающим контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств. Выдавая госзаказ, государственное ведомство (министерство), берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием — производителем экспортной продукции, причем предполагается взаимная материальная и финансовая ответственность сторон. Главная привлекательность госзаказа состоит в полной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения. К госзаказам приближаются и заказы региональных органов власти, финансируемых за счет госбюджета. Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. Внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении контрактов и других договоров гражданского права. В отличие отВЭС ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.). При этом фирма полностью самостоятельна в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. ВЭС относятся к макроуровню (межгосударственному), а ВЭД — к микроуровню (уровню фирм и предприятий). Правовую основу ВЭД составляют Конституция РФ и Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г). Основные причины развития ВЭД фирмы следующие: 1) потребность в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий — «ноу-хау», и оборудования, привлечении для производственных нужд инжиниринговых услуг на основе их уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка (фирма выступает в качестве импортера; торговые фирмы импортируют товары с целью получения прибыли путем их перепродажи на внутреннем рынке); 2) расширение рынка сбыта своей продукции за рамки национальных границ с целью максимизации прибыли (фирма выступает в качестве экспортера); 3) развитие экспортно-импортных операций специализированными торговыми посредническими фирмами с целью получения прибыли за счет разницы между ценами закупки и продаж; 4) увеличение портфеля заказов строительных фирм путем получения подрядов на строительство объектов за рубежом; 5) привлечение иностранных инвестиций с целью внедрения новых технологий, модернизации производства, стабилизации финансового положения, повышения конкурентоспособности продукции и рентабельности предприятия; 6) участие в международной кооперации с целью обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции; 7) минимизация затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга; 8) экспорт капитала в зарубежные страны с целью повышения эффективности его вложения, прежде всего в предпринимательской форме, для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (в результате приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли за счет снижения налоговых отчислений (вывоз капитала в оффшорные зоны, налоговые гавани и свободные экономические зоны); 9) освоение новых рынков сбыта в целях достижения оптимальных размеров производства, обеспечивающих минимальные удельные производственные затраты; 10) продление жизненного цикла продукции путем ее реализации на совершенно новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса (развивающиеся страны); 11) перенос предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом; 12) приближение производства к потребителям, что позволяет более гибко реагировать на изменение запросов, экономить на затратах на транспортировку и хранение продукции; 13) вынос «вредного производства» в те страны, где действует более либеральное экологическое законодательство. Решая какие-либо из названных задач, предприятия осуществляют определенные операции, соответствующие тем или иным видам ВЭД, что позволяет им в конкретных условиях использовать многочисленные преимущества международного разделения труда. Не следует рассматривать ВЭД и ВЭС как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |