Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и типы рынка

Функции и структура рынка

 

Рынок – это множество соглашений, посредством которых продавцы и покупатели вступают в обмен продуктами и услугами.

Рынок – это совокупность трансакций.

Трансакция – деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.

 

Функции рынка:

1. Ценообразующая функция;

2. Информационная функция;

3. Регулирующая функция;

4. Посредническая функция;

5. Санирующая функция; отбор эффективных агентов.

Рынки можно классифицировать по разным признакам:

1. По видам производимых товаров и услуг. Рынок товаров и услуг и рынок средств производства.

2. По охвату территории. Местные рынки (локальные), региональные рынки, национальный рынок и мировой рынок.

3. По законности. Легальный и теневые рынки (все виды экономической деятельности которые не учтены).

4. По конкурентной структуре.

 

Конкуренция – экономическая борьба фирм за ограниченный платежеспособный спрос населения.

Виды конкуренции:

1. Чистая (совершенная) конкуренция

2. Несовершенная конкуренция. Виды несовершенной конкуренции:

a. монополия

b. монопсония (один покупатель)

c. олигополия (несколько крупных производителей)

d. олигопсония (несколько крупных покупателей)

e. монополистическая конкуренция

f. двусторонняя монополия (один продавец и один покупатель).

Характеристика Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Число фирм over 9000 Одна фирма Много (~100) Несколько(~10)
Тип продукции Стандартизированный Продукт Уникальный Дифференцированный товар (видим отличия) Либо стандартизированный, либо дифференцируемый
Контроль над ценами Заданные цены Значительный контроль (с учетом спроса) Некоторый контроль Ограниченный контроль либо сильный (при тайном сговоре)
Барьеры вступления в отрасль Очень низкие Очень высокий Сравнительно низкий Высокий
Неценовая конкуренция Нет Нет Существует Существенна
Примеры Сельскохозяйственная продукция железная дорога и водоснабжение Машиностроение автомобилестроение

Барьеры вступления в отрасль - экономия от масштаба, наличие естественных монополий, законодательные барьеры (лицензии, патенты и т.д.), контроль над важными ресурсами, финансовый, недобросовестная конкуренция.

 

Индексы монопольной власти:

1. Индекс Лернера., где – монопольная цена, MC – издержки. В условиях совершенной. Чем больше индекс тем больше монополии.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана., где – удельный вес продукции в отрасли фирмы i, n - количество фирм в отрасли, если – неконцентрированный рынок, – умеренно концентрированный рынок, - рынок высококонцентрированный.


 

 

29.03.13

Лекция №6

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие собственности и виды экономических систем | Права у рынка и государственное вмешательство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.