Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского

 

Схоластикой называется период средневековой философии с IX в. по XV в. Это был период развития и распространения основных символов христианского учения. Схоластика называется школьное учение средневековья (схола – школа, система образования). Схоластика – это метод и модель понимания, система формально-логических доказательств, основанных на синтезе разума и веры (авторитета), выражающих божественную мудрость. Представители схоластики достигли большого искусства в логических обоснованиях и доказательствах догматов церкви.

Ранняя схоластика IX–XII вв., представители: Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Росцелин;

Расцвет схоластики XIII в., представители: Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот;

Поздняя схоластика XIV-XV вв., представители: Уильям Оккам, Марсилий Падуанский.

Главным вопросом схоластики являлось рациональное доказательство бытия Бога. Вторым по важности был вопрос о природе имен вещей. Как вещи, так и их имена связаны с первичной сущностью – божественным образцом, идеей, универсалией. Рациональные доказательства присутствия Бога в природе четырех типов предпринял Эриугена, априорное и апостериорные доказательства Бога сформулировал Ансельм Кентерберийский, который во многом определил проблемы и методы схоластики. В споре об универсалиях обнаружились две крайние позиции: реализм, утверждавший, что универсалии (идеи) существуют самостоятельно как формы божественного ума, и номинализм, утверждавший, что универсалии (общие понятия – «справедливость», «животное») существуют только в сознании человека. Пьер Абеляр сформулировал среднее между крайними учение – концептуализм, согласно которому реально существуют только конкретные вещи, но сознание человека в понятиях (концептах) при обобщениях повторяющихся свойств вещей постигает божественные смыслы, формы, идеи. В схоластике Абеляра представлена модель диалектического разума, постигающего Логос. Интеллектуальная рациональная деятельность признавалась Абеляром как важнейшее условие веры. Схоластика получила свое развитие в университетах, монастырях и прежде всего в доминиканском и францисканском Орденах монахов. Росцелин – основоположник номинализма, утверждавшего, что реально существуют только конкретные вещи, а понятия (ноумены) существуют в сознании человека.

До XII века на схоластику в основном оказывало влияние учение Платона и неоплатоников, однако, с XIII в. большое влияние обретает учение Аристотеля. Этому способствовали переводы с арабского утерянных ранее сочинений Аристотеля. Большую популярность приобретает учение Фомы Аквинского (XIII в.) – томизм. Оно было признано официальным учением католической церкви.

Аквинский Фома, 1225/1226–1274 гг., основные сочинения: «Сумма против язычников» (Сумма философии), «Сумма теологии».

Учение Фомы сформировалось под влиянием философии Аристотеля. Фома также подразделял сущее на субстанцию (сущность, форму) и акциденцию и трактовал сущее как «благое». Целесообразность природы Фома объяснял с помощью Бога (перводвигателя), которому также как Аристотель придавал свойства трансцендентного бога. Фома признавал аристотелевское понимание Бога как «чистой формы», подлинной действительности, которая и не может контактировать c материальным и потенциальным миром и управляет миром с помощью особой энергии – любовным влечением, являясь высшим благом и конечной целью для всего существующего. От платоновского демиурга бог Аристотеля отличается постоянством влияния, актуализацией и оформлением событий, объектов природы и общественной жизни.

Фома Аквинский и его учитель Альберт Великий являются представителями доминиканского нищенствующего ордена, который прославился своими проповедями и полемикой с еретиками. Фома стремился убедить церковь в том, что вера и разум не противоречат друг другу. Разум (философия, наука) идет своим путем в познании мира, но приходит к тому же результату, что и вера – к Богу. Стремясь к примирению разума и веры, к определению роли философии как служанки теологии (богословия), Фома сформулировал пять рациональных способов доказательства Бога. И в этом он снова опирается на авторитет Аристотеля. Первое доказательство Фомы – все находится в движении, движение есть перевод предмета из потенции в акт. Любой предмет приводится в действие только тем, что уже активно (другим предметом), второй предмет приводится в движение третьим, но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности и так мы дойдем до признания перводвигателя (согласно Аристотелю), Фома называет его Богом. Второе доказательство – у каждой вещи есть производящая причина, но нельзя признать бесконечный ряд производящих причин, значит есть первичная производящая причина – это Бог. Фома называет Бога первопричиной, производящей форму в актуализации потенциала материи; формообразующей причиной. Третье доказательство – многие вещи могут быть и не быть, возникают и гибнут, невозможно вечное бытие. Если все может не быть, когда-нибудь в мире ничего не будет, если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо несущее не приходит к бытию иначе, как через сущее. Не все сущее случайно, но должно быть нечто необходимое. Невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей уходил в бесконечность, поэтому необходимо допустить некую необходимую сущность, не имеющую внешней причины своей необходимости, но являющуюся причиной необходимости всех других причин, это и есть Бог. Четвертое доказательство – мы видим в вещах и отношениях разные степени совершенства, истинности, благородства, сравнивая мы подразумеваем наличие предельной степени истины, совершенства, благородства, бытия. Но то, что обладает предельной степенью качества, является причиной всех проявлений этого качества, следовательно есть такая сущность, которая для всех других сущностей является причиной блага, совершенства, бытия, это и есть Бог, он есть первопричина совершенства и гармонии мира. Пятое доказательство – предметам природы присущ определенный распорядок, они подчиняются целесообразности и достигают цели не случайно, а будучи руководимы сознательной волей. Но тот, кто создает целесообразность, обладает разумом и пониманием, полагает цель для всего, что происходит, его мы именуем Богом. Фома (будучи доминиканцем) не признавал приоритета воли над разумом (как у Августина),его учение характеризуется как рациональное, в котором вера, воля и разум находятся в единстве.

Вопрос о соотношении воли и разума в православной трактовке у русских философов XIX в. имеет августинианскую версию с акцентом на «волю» как остаток разрушенной и потерянной божественной Благодати. «Воля» в трактовке истории русского народа занимает существенное место как проявление божественной силы, спасающей народ от гибели в критических ситуациях. Воля в православии (а не разум, как в католицизме) характеризуется в качестве решающего фактора в преодолении греха и Зла.

Особую примиренческую и рациональную позицию занимал Фома Аквинский в споре об универсалиях (общих понятиях) между номиналистами и реалистами. Реализм восходил своими корнями к Платону и утверждал, что реально существуют общие понятия (Дух, Бог, грех) как объекты идеальной реальности – это подобия «идей», идеальных сущностей, универсалий. Позиция в споре Фомы Аквинского может быть названа умеренным реализмом. Он считал, что универсалии могут существовать трояко: как самостоятельные божественные сущности, задуманный план бытия; универсалии могут существовать в самих вещах (отражая их субстанцию) и универсалии могут существовать в мышлении человека как результат обобщения.

***

Аверроизм – западно-европейская философия ХIII-ХVI вв., основателем которой считается арабский философ ХII века Ибн Рушд (лат. Аверроэс).

Аверроизм противостоял томизму и представляет собой натуралистические комментарии учения Аристотеля о вечности материи и движения, о закономерном движении космических тел, о единстве земного и космического. Аверроизм утверждал положение о материальности и смертности души и нематериальности разума, преследовался католической церковью. Большое влияние аверроизм оказал на укрепление свободомыслия и гуманизма в период Возрождения своим учением о двойственной истине (истина откровения, теологии отличается по содержанию от истины разума, философии), на которое опирались П. Помпонацци, Пико делла Мирандола, Д.Бруно и др.

 

Библейский креационизм (от лат. сreatio – сотворение) - это христианское учение о сотворении мира богом из «ничего». «Ничто» - пустота, отсутствие всяких качеств и определенностей, небытие, чистая возможность, пассивность и зависимость (Демокрит, Платон, Аристотель). В отрицательном христианском богословии постижение полноты божественного бытия осуществляется путем отбрасывания определенностей и открытия бога как «ничто».

 

Апофатический метод (в богословии) – отбрасывание один за другим непригодных образов спасения и признаков Бога, использовался Григорием Богословом.

Катафатический метод (в богословии) – описание Бога посредством позитивных признаков.

Интенция – направленность сознания на какой-либо предмет, устремленность внимания. Первая интенция (Фома Аквинский) – это понятие разума, «идея», всеобщее. Вторая интенция – это логический закон, умопостигаемая форма, способ выражения всеобщего.

Провиденциализм – учение о предопределенности исторического развития и судьбы человека, в основе которого лежит замысел Бога.

Эсхатологизм – богословское учение о конце мира (втором пришествии Христа).

Доклад А.Г. Дунаева «Представления о природе Фаворского света в период паламитских споров» (http://iph.ras.ru/video.htm)

 

25 марта 2010 г. в Центре античной и средневековой философии и науки Института философии состоялся доклад А.Г. Дунаева «Представления о природе Фаворского света в период паламитских споров».

 

Видеозапись доклада («gloria.tv»): часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Аудиозапись: часть 1, часть 2.

 

«Гносис» - учение восточных отцов церкви о познании благодати (единения с Богом). О видении Божественного света говорит святой русской православной церкви Серафим Саровский (XVIII–XIX вв.). Гносис – это сознательная жизнь в свете, в непрестанном общении с Богом. Серафим воскрешает святость отцов пустынников первых веков христианства.

Теизм – философско-религиозная модель мира как творчества Бога-Логоса, характерна для средневековья, современного неотомизма, ислама.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философское исследование текста Библии | Конструкция центробежных компрессоров, их преимущества и недостатки, области применения. Расчет на прочность узла соединения ротора центробежного компрессора с валом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.