![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции политической власти. Легитимность власти
Политическая власть выполняет множество различных функций в обществе, в качестве основных можно выделить следующие:
Базовым элементом существования и функционирования политической власти, а также закрепления ее в обществе является ее легитимность. Под легитимностью политической власти обычно понимают добровольное признание большинством населения ее правомочности (т. е. убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения обязательные для выполнения и их готовность следовать этим решениям). Конкретными объектами легитимности выступают органы государственной власти, управленческие структуры, высшие должностные лица, политические элиты в целом, правовые нормы. Существует два основных подхода к выявлению критериев легитимности: либерально-демократический и реалистический. Согласно либерально-демократическому подходу, легитимной можно признать только ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Власть, установленная насильственным путем, легитимною не признается. Согласно реалистическому подходу, легитимность власти заключается не столько в законности и демократизме ее установления, сколько в ее способности овладеть ситуацией в стране, поддерживать в обществе стабильность. А это означает, что установленная незаконно, например, в результате революции или военного переворота, власть вследствие ее эффективности со временем может быть признана гражданами и мировым сообществом правомерной, т. е. стать легитимной. И наоборот, установленная демократическим путем государственная власть может, вследствие неэффективной политики, утратить поддержку граждан и стать нелегитимной. Стабильность социально-экономической и политической системы в конкретной стране является, с позиций реалистического подхода, важнейшим признаком легитимности сложившейся в ней политической власти. Кроме того, выделяют следующие оценочные показатели легитимности:
Легитимность политической власти может опираться на различные основания, в зависимости от чего выделяют типы легитимности. Наиболее известной является типология легитимности, предложенная немецким социологом Максом Вебером. В основе этой типологии лежит понятие «идеального типа», т. е. наиболее чистой абстрактной модели рассматриваемого явления. М. Вебер выделяет три «идеальных типа» легитимности политической власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. Традиционный тип легитимности основывается на авторитете обычаев, освященных многовековыми традициями, на привычке подчиняться власти и вере в нерушимость существующего порядка (например, власть наследника престола). Этот тип характерен для коллективистских, традиционных обществ. Харизматический тип основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя (его «харизму»). Такой тип легитимности часто проявляется (зарождается) в кризисных ситуациях, характерен для религиозного, революционного, военного лидерства. Рационально-легальный тип легитимности основывается на вере участников политической жизни в справедливость и рациональность существующих правил формирования власти и в реальное исполнение этих правил. Данный тип легитимности предполагает избрание органов власти и их руководителей по средствам демократических процедур, и их ответственность перед избирателями. Власть принадлежит не выдающимся личностям, а законам, на основе которых действуют органы власти и должностные лица. Этот тип легитимности характерен для правовых демократических государств. Т. к. он базируется на доверии граждан к государству как политическому институту, а не к конкретным политическим персонам, то такой тип легитимности еще называют институциональным. В политологии также выделяют идеологический, структурный и персонализированный типы легитимности политической власти. Идеологическая легитимность предполагает утверждение и оправдание власти с помощью идеологии, которая путем убеждения и внушения внедряется в массовое сознание. Например, коммунистическая идеология, в основе которой лежит идея социального равенства, формирует тип легитимности власти, связанный с ожиданием и получением людьми от власти различных благ. Либеральная идеология, опирающаяся на идею индивидуальной свободы, делает легитимной ту власть, которая предоставляет гарантии индивидуальной свободы и невмешательства в личные дела. Разновидностью идеологической легитимности власти является этническая легитимность, которая проявляется в формировании властных структур, политической элиты по национальному признаку. Этническая легитимность развивается в случае высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, отсутствии сопротивления со стороны лиц других национальностей и ведет к утверждению этнократии - власти националистически настроенной этнической элиты. Этническая легитимность является результатом однонаправленного влияния власти на массы, которое не предполагает обратных связей, активного участия масс в разработке самой идеологии. Структурная легитимность связана с рационально-легальным типом легитимности. Она присуща стабильным обществам, в которых порядок формирования властных структур стал привычным. Граждане убеждены в правомерности существующей политической системы. Доверие к системе автоматически распространяется на тех лиц, которые законным путем заняли в ней руководящие должности. Персонализированная легитимность основана на доверии к конкретному лидеру, личностные качества которого не идеализируются (в отличие от отношения к лидеру харизматическому). Персонализированная легитимность подкрепляется идеологической и структурной легитимностью, в то время как харизматический лидер может противостоять сложившейся политической системе. Существуют и другие типологии легитимности политической власти. Легитимность проявляется не только на общегосударственном уровне функционирования власти, но и на региональном и местном уровнях. Так, признавая центральные органы государственной власти, граждане могут не доверять отдельным органам публичной власти на местах, и наоборот. Следует также отметить, что эффективность функционирования власти находится в прямой зависимости от уровня ее легитимности. Литература к теме
1. Піча В. М., Хома Н. М. Політологія: Навчальний посібник. – Київ-Львів, 2005 2. Політологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенька. – К.: Видавничий центр „Академія”, 2003 3. Политология: Учебное пособие / Под ред. С. А. Матвеева. – Харьков, 2004 4. Политология: Курс лекций / Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 2000 5. Рудич Ф. М. Політологія: Підручник. – К.: Либідь, 2005 6. Шляхтун П. П. Політологія (теорія та історія політичної науки). – К., 2002
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |