Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент




Инновационный менеджмент

Введение

 

Инновационный менеджмент достаточно широко стал использоваться в теории и практике управления стран с рыночной экономикой с начала XXI века. Современным представителем инновационного менеджмента считают С. Глазьева, который обосновал и предложил новую концепцию инновационного менеджмента, основанную на предпринимательском подходе, на определении его будущей рыночной позиции так, чтобы субъект мог адекватно отреагировать на ее изменения. Такой подход к управлению позволяет вырабатывать управленческие решения не как ответную реакцию на текущие проблемы, а как реакцию на основе анализа и прогнозов. Это также позволяет не только реагировать на изменения внешней среды, но и воздействовать на нее.

Методологический принцип современного инновационного менеджмента заключается в построении стратегии не от прошлого к настоящему, а от будущего через прошлое к настоящему.

Учебное пособие «Инновационный менеджмент» представляет собой полно и системно раскрывающее сущность и содержание курса издание для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» и направления бакалавриата 080500 «Менеджмент» всех форм обучения. Дан анализ процесса инновационного менеджмента, этапов разработки и реализации инновационных стратегии, исследованы проблемы реализации инструментов инновационного менеджмента в различных организационных условиях. Для повышения эффективности изучения курса в пособии представлен большой объем иллюстративного и табличного материала.

При подготовке пособия были использованы работы, приведенные в библиографическом списке, без указания соответствующих ссылок в тексте.

 

 

 

 

Исходным понятием в теории инновационного менеджмента является новация (новшество) – это новое явление, новое открытие, новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение, коммерциализация нововведения.

Инновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества. Практическим освоением новшества в нововведениях является реализация коммерческой, предпринимательской идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, которую можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического процесса, инновационный процесс не заканчивается внедрением, он продолжается и после внедрения. По мере распространения новшество совершенствуется, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства, делается более эффективным, все глубже проникает во все сферы (охватывает новые рынки, новых потребителей). Инновационный процесс тесно взаимосвязан со средой; его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Инновационный процесс состоит из следующих последовательных этапов:

· фундаментальные научные исследования. Эти исследования не связаны непосредственно с решением конкретных прикладных задач, однако именно они составляют фундамент инновационного процесса. Не все фундаментальные исследования дают положительный эффект (в среднем лишь 10 % могут быть использованы в дальнейшем в инновационной деятельности);

· прикладные научно-исследовательские работы – они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательские работы прикладного характера ставят своей целью решение технических проблем, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем могут быть использованы для производства новых видов товаров, разработки новых технологий;

· опытно-конструкторские работы – завершающая стадия научных исследований, в результате которых создаются образцы новой техники, материалов, технологий и т. д., которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство;

· проектирование, строительство и освоение. На этом этапе осуществляется передача результатов опытно-конструкторских работ в производственную плоскость: разрабатывается проект предприятия, осуществляется его строительство, проводится испытание новой (усовершенствованной) продукции, техническая и технологическая подготовка производства. Это этап коммерциализации нововведения-продукта – от запуска в производство до выхода на рынок в качестве товара. При запуске производства требуются крупные инвестиции на реконструкцию производственных мощностей, на подготовку персонала, рекламную деятельность и т. д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна, и инвестиции продолжают носить рисковый характер.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления с последующей эффективной реализацией ее на рынках.

Разновидностями инновационной деятельности являются:

· подготовка и организация производства, новых технологических процессов, переподготовка персонала, модернизация продукта;

· маркетинг новых продуктов, предусматривающий исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную компанию;

· приобретение неовеществленной технологии в виде патентов, ноу-хау, торговых марок, программ и т. д.;

· комплекс управленческих, организационно-экономических, социальных, информационных, консалтинговых мероприятий, что ведет к повышению эксплуатационных показателей новой техники, сокращению затрат труда и материалов, росту эффективности.

В последние годы в стране наблюдается ухудшение ресурсного потенциала инновационной деятельности. В настоящее время многие приобретаемые технологии являются иностранными. Это создает реальную опасность технологической зависимости отечественной промышленности от зарубежных разработок.

С инновационным процессом тесно связаны такие понятия, как инновационный потенциал и инновационная политика.

Инновационный потенциал – это совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, организационные и иные, необходимые для инновационной деятельности. Инновационный потенциал в любом государстве относится к категории национального достояния и охраняется государством. Для оценки инновационного потенциала предлагается следующая система показателей:

· потребительский – связанный с оценкой покупательской способности населения;

· ресурсно-сырьевой – отражающий обеспеченность основными видами сырья;

· трудовой – показывающий количество и качество трудовых ресурсов;

· инновационный – отражающий предложения прав в интеллектуальной собственности;

· финансовый – связанный с финансовыми источниками;

· институциональный – отражающий развитие инфраструктуры экономики.

Инновационная политика – часть социально-экономической политики, определяющая цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти. Инновационная политика – это комплекс инновационных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий возникновения и последующего функционирования инновационной инфраструктуры. К основным направлениям государственной инновационной политики относятся:

· поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, революционизирующих науку и технику;

· финансирование поисковых НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) для создания новой техники и технологии с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в материальное производство;

· создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций, т. е. освоении новых техники и технологий, и на этой основе в радикальном изменении технического уровня производства и экономики в целом.

Наиболее актуальными направлениями государственной инновационной политики в стране на современном этапе являются:

· обеспечение инновационной деятельности финансовыми ресурсами;

· создание благоприятных условий для продвижения инноваций в производство путем организации консалтинговых, инжиниринговых, инвестиционных рисковых (венчурных) компаний и банков, развитие программы строительства и развития наукоградов, технополисов, свободных экономических зон и т. д.;

· выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности всех субъектов инновационной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.