Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление инновационным процессом




Содержание инновационного проекта

 

Само понятие проект происходит от латинского слова projectus, буквально означающее «брошенный вперед» и в современном понимании представляет собой совокупность определенных документов по созданию какого-либо изделия и/или системы и получения определенного результата (социального, экономического, управленческого).

В качестве проекта могут выступать текстовые документы, замыслы и обоснования, модельное описание и обоснование желаемого результата, процесса, системы.

Соответственно – инновационный проект – совокупность документов разработанных для получения определенного результата, который в полной мере не получался ранее или обновления (оптимизации) уже существующего.

Инновационные проекты могут иметь различные уровни значимости по отношению к среде применения и использования:

к внешней среде – опережающий или пионерский (по отношению к конкурентам);

к внутренней среде – новаторский (отличающийся коренным образом);

модернизации (изменение базовой модели).

Уровень значимости определяется рядом характеристик и параметров в зависимости от: масштабности, сложности, состава исполнителей, характера и специфики внедрения и продвижения, длительности осуществления, размеров ресурсных затрат и др.

При высокой значимости всех перечисленных характеристик, особую роль играет масштабность проекта, в ходе которого или заранее разрабатываются монопроекты, целый ряд взаимосвязанных монопроектов и даже мегапроекты. Последние, представляют собой сложные многоцелевые и комплексные проекты.

Любой мега- и сложный проект по существу является совокупностью и/или системой своеобразных «единичных» монопроектов, которые по мере усложнения и расширения становятся более сложными.

Единичные монопроекты анализируются на предмет определения рейтинговой значимости для мегапроекта, необходимой последовательности реализации и выявления «ядра» (своеобразного «центра») инноваций. Инновации часто соотносят с основными этапами «петли качества» в соответствии с ISO – 9000 (рис. 19).

Рис. 19. Основные элементы «петли качества» в соответствии с требованиями ISO – 9000 применительно к инновациям

 

Таким образом, инновационных направлений существует большое число (10 элементов «петли качества», 10 «соединений», множество социально-экономических и управленческих составляющих), что и представляет неограниченные возможности для осуществления инновационных проектов как для новаторов, так и для имитаторов в организациях.

Содержание инновационного проекта определяется характерными и обязательными условиями, которые можно представить в виде трех основных групп требований и принципов подготовки проекта (рис. 20):

§ Содержание существа инноваций

§ Ресурсных ограничений

§ Пределы (границы) инновационного проекта

Рис. 20. Основные составляющие при формировании инновационного проекта

 

Анализ основного содержания любого инновационного проекта показывает, что формирование такого рода документа по содержанию и последовательности разработки аналогично элементарному составу и содержанию бизнес-планирования и бизнес-планам. Характерной чертой бизнес-планов является наличие четких требований и стандартов по разделам и их составляющих. Наличие международного стандарта позволяет облегчить взаимоотношения инновационной команды как внутри организации, так и с партнерами (в том числе с банками и венчурными системами). По существу любой бизнес-план имеет инновационную направленность и в соответствующих разделах плана в явном или опосредованном виде содержит условия и требования инновационного характера.

Следовательно, в качестве стандарта разработки и оформления инновационного проекта целесообразно использовать методики и требования по оформлению бизнес-плана с учетом специфики инновационных проектов.

Опыт опоры инновационного проектирования на бизнес-планирование на протяжении многих лет демонстрирует корпорация NASA, оформляя свои планы (по существу полностью инновационные) в виде системных специальных бизнес-планов с привлечением к их реализации и финансированию множество компаний (и в первую очередь ТНК).

Подход такого рода существенно стандартизует и по форме упрощает работу менеджеров организации в ходе разработки различных инновационных планов.

Естественно, что при оформлении инновационного проекта в виде формы бизнес-плана необходимо отобрать и использовать соответствующие методы инновационного планирования (социально-психологические, экономико-математические, организационно-распорядительные, программно-целевые, проблемно-ориентированные и др.) и характерные составляющие инновационного проектирования (концептуальный подход к инновационному проекту и специфики оценки эффективности всех инновационных составляющих).

Таким образом, инновационный проект должен содержать следующие составляющие:

1. Общую концепцию проекта в виде содержания и существа инноваций, пределов использования инновационных составляющих и ресурсных ограничений (рис.20).

2. Предварительную, в наиболее общем виде, оценку возможной (желаемой) эффективности инновационного проекта с учетом степени неопределенности достижения желаемых результатов и вероятных рисков.

3. Разработка инновационного проекта в виде бизнес-плана.

В дополнение к содержанию бизнес-плана, инновационный проект должен содержать:

4. Описание и количественный, более подробный анализ требуемых ресурсов по элементам и этапам инновационного проекта (по персоналу, необходимому для инновационной деятельности, времени, финансам и др. видам ресурсов).

5. Разработка специального графика реализации инновационного проекта в виде экономико-математической модели (желательно на основе сетевого планирования и управления и календарного плана для групп, подразделений и организации в целом)[2].

6. Содержание работы по сопровождению реализации проекта в виде системы по оперативному руководству в ходе реализации инновационного проекта.

7. Содержание системы контроллинговых действий при выполнении инновационного проекта.

8. Порядок и содержание оценки эффективности элементов инновационного проекта по соотношению результативности (Доход/Расходу, Цена/Качество и др):

«Получено»

«Было»

9. Система управления качеством, получаемых в ходе выполнения инновационного проекта, по элементам и по проекту в целом.

10. Порядок и содержание социальных последствий от результатов выполнения инновационного проекта.

Таким образом, любой инновационный проект начинается и завершается оценкой социальных последствий в результате внедрения инноваций.

 

 

Управление инновационным процессом можно охарактеризовать как процесс сбора, обработки и анализа информации, касающейся инновационной деятельности и принятия решений, обеспечивающих своевременность корректировки действий, во имя поддержания желаемой эффективности инноваций социального, экономического и технико-технологического характера (рис.21).

Рис. 21. Основные составляющие и требование сокращения времени при управлении инновациями

 

Таким образом, интересы и задачи управления инновационной деятельностью особенно чутко реагирует на временные характеристики и их значения. Задача минимизации времени в инновационных процессах является особенно важной для получения конкурентного преимущества.

Инновационный процесс отличается большой сложностью и поэтому особенно остро нуждается в модернизации. Основой для такого рода модели может служить модель инновационного процесса, построенная в соответствии с теорией жизненного цикла организации (рис. 22).

Рис. 22. Основные этапы жизненного цикла инновационного процесса на фоне жизненного цикла организации

 

Основные составляющие процесса управления (рис. 21) описывается зависимостью (1):

Т упр. = tсбораi + tобр.i + tанализаi + tреш. (1),

где:

Т упр. – общая продолжительность процесса управления, а значения tсбораi, tобр.i, tанализаi, и tреш. обозначены на рис. 21.

Следовательно, Т упр. представляет собой сумму всех элементов, определяющих работу с информацией, касающейся инновационных процессов в организации.

Опыт инновационного менеджмента свидетельствует о том, что каждый из основных этапов жизненного цикла инновационного процесса (создание инноваций, их внедрения и роста, а также замедленного роста – рис. 22), применительно к информационным потокам и временным характеристикам отличается спецификой поиска и использования до момента возврата инвестиций, вложенных в процессе инноваций (рис. 22).

Таким образом, общий подход к оценке Т упр. целесообразно сочетать со спецификой управленческих составляющих по сумме всех этапов жизненного цикла инновационного процесса (2):

Т упр. иннов. = Т упр. созд. + Т упр. внедр. + Т упр. роста + Т упр. зам. роста. (2),

где:

Т упр. иннов. – общее время управления инновационным процессом, а значения Т упр. по этапам – время управления инновационной деятельностью на каждом из этапов.

Подобный подход позволяет более обоснованно и четко управлять инновационной деятельностью в организации, обеспечивая количественную оценку по каждому из этапов инновационного процесса и жизненного цикла инновации в организации в целом.

В силу того, что инновационный процесс отличается длительностью по времени, целесообразно, чтобы на момент возврата инвестиций на инновации и соответственно времени начала очевидного спада объема продаж и/или предоставляемой услуги на основе ранее внедренных инноваций уже осуществлялся процесс создания очередных инноваций (рис. 22), в соответствии с объективным наличием инновационного шага.

Продолжительность каждого этапа на протяжении жизненного цикла организации и каждого этапа инновационного цикла в ходе жизнедеятельности организации зависят от ранее рассмотренных составляющих (факторов): от инновационной политики, степени соответствия жизненных циклов инноваций от соответствия с этапом в жизнедеятельности организации, от выявления и обоснования необходимости инноваций на начальных этапах (фундаментальных исследований в среде, прикладных исследований в ближайшем окружении), значимости инноваций для самосохранения, развития и синергического эффекта в жизнедеятельности организации, готовности сотрудников и осуществлению инновационных процессов и их активности в области инноваций, наличия всех или основных ресурсных составляющих (время, финансы и др.). Управляющие воздействия в определяющей степени зависит именно от внутренних факторов и степени готовности внешней среды (клиенты, партнеры) к восприятию соответствующей инновации в виде определенного технологического процесса и приемлемого для среды результата.

Таким образом, инновационный процесс в организации должен способствовать и соответствовать тенденциям и характеру развития внешней среды.

Естественно, что потоки информации, необходимые для управления функциональной деятельности и обеспечения инновационного процесса поступают в организацию как средство (единый поток), а уже в организации происходит процесс выделения информации, касающейся инновационного процесса (рис. 23).

Рис. 23. Характер изменения информационных потоков по мере внедрения инноваций

 

Обеспечение эффективного управления повседневной функциональной деятельности и инновационными процессами многократно усложняет управленческую деятельность в организации. Усложнение связано с различиями в векторной (основной) направленности функциональной деятельности и инновационных процессов.

Так, повседневная функциональная деятельность направлена на постоянную заботу об увеличении прибыльности в ближайшие сроки (недели, месяцы и до года), в то время как инновационные процессы отличаются долговременной, стратегической направленностью (ближайшие и последующие годы). Кроме того, в самих инновационных процессах достаточно сложно определить рейтинговую важность и необходимую последовательность внедрения инновационных элементов, повышенной степенью риска в определении уровней доходности и имиджности.

Доказано, что все перечисленные сложности, неопределенности и риски следует учитывать в сформированной в организации инновационной политике. Задачи инновационной политики требуют постоянного уточнения и оптимизации, что может быть успешно осуществляться за счет оперативных инновационных решений. Таким образом, если инновационная политика главным образом определяется высшим руководством, то в инновационных решениях значительно возрастает роль менеджеров нижнего, среднего звена и исполнителей инновационных задач, что также усложняет процессы управления инновационной деятельностью.

Наибольшие сложности внедрения инноваций появляются тогда, когда в процессе инновационной деятельности еще отсутствует четкая, однозначная система делегирования полномочий по иерархическим уровням организации для принятия решений по отдельным инновационным элементам. Отсутствие системы делегирования полномочий по центрам управления инновационной деятельностью и взаимосвязи с центрами управления функциональной деятельностью ведет к значительному увеличению сроков внедрения инноваций.

Централизация управления инновационной деятельностью позволяет сократить общее время внедрения инноваций, но, как правило, отделяет инновационные процессы от функциональной деятельности. Образование единых инновационно-функциональных систем делает понятными инновационные процессы, но увеличивает сроки внедрения инноваций. В организации следует выявить и опираться на такое сочетание центров управления повседневной деятельностью и управления инновационными процессами, которые способно обеспечить желаемые сроки внедрения.

Существуют объективные требования и условия для обеспечения своевременности управления инновационными процессами. Они касаются информационных потоков, необходимых для управления инновационными и разделения полномочий по иерархическим уровням управления.

Так, высшее руководство определяет направления, границы и интенсивность информационных потоков для организации от наиболее общих рыночных характеристик до конкретных значений по рынкам, тенденциям изменений товаров и услуг,
ресурсов, соотношениях в цене/качестве, рыночной стоимости и себестоимости и др. Высшее руководство и служба (система) маркетинга обеспечивают сбор, обработку и анализ такого рода информации, что позволяет выработать концептуальные решения на содержание и целесообразность инновационной политики. В тех случаях, когда информационные потоки делятся на параллельные по службам и направлениям функционирования и обрабатываются (анализируются) одновременно в интересах инноваций каждой из служб (системой, подсистемой), общее время анализа информации значительно сокращается (рис. 24).

Рис. 24. Система разделения и объединения, информации в интересах инновации

 

Потоки информации, необходимые для функциональной деятельности и обеспечения инновационных процессов значительно различаются. Так, информация для функционирования отличается относительно устойчивостью потока по количеству источников, характеристическим данным (рынки, товары, клиенты, партнеры, конкуренты) и чаще всего оценивается количественными значениями. Информация, необходимая для инновационных процессов имеет качественную направленность, увеличением числа источников информации, параметров и постоянным изменением спектра информации, что затрудняет формализацию, наличия постоянных Баз данных (БД) и традиций в методах обработки (методах).

Такого рода объективные характеристики дополняются и усложняются тем, что ежегодно объемы бизнес-информации увелициваются не менее, чем на 20%, а каждый офис-менеджер получает порядка 1000 стр. информации (А4), при условии, что необходимая составляет только примерно 38%, а человек способен проанализировать только 10%.

Поэтому необходимо обеспечивать выбор релевантной (необходимой для конкретной инновации), в определенные сроки (своевременно) и с четкими характеристиками (точность, достоверность, полнота и ценность).

Порядок и содержание обработки информации, распределения по направлениям и содержанию потоков зависят от области бизнеса, размера организации и специфики инновационных процессов, осуществляемых по направлениям и содержанию инноваций. Содержание существа информационных потоков различается в зависимости от источников побудивших инновационные процессы. В силу того, что инновации носят социально-экономическую направленность, то источниками информации могут служить изменения демографического характера, изменения в восприятии потребителей в отношении к товарам и услугам или новые знания, позволяющие предложить новые товары и услуги (рис.25).

Рис. 25. Возможные источники для инновационных процессов

 

В то же время, независимо от источников, получаемая информация должна быть структурирована в организации по определенным базам данных (БД), в которых в организации должна быть накоплена информация по (рис. 26): законодательству, рынкам, ресурсам, применяемым технологиям, конкуренции и тенденции их изменения.

1. Законодательство (по странам) 6. Тенденции изменения в системах (1¸5)
2. Рынки 3. Ресурсы 4. Техника и технологии
5. Конкуренция (по товарам и регионам)
       

Рис. 26. Основные БД (группы), информации которые необходимы в организации

 

Естественно, что базы данных в интересах функциональной (повседневной) деятельности в инновационных составляющих хранятся и используются в виде отдельных соответствующих массивов, необходимых конкретным группам менеджеров организации. Естественно, что информация для повседневной функциональной деятельности необходима для решения оперативных и ближайших задач (продолжительностью до года), относящихся к оценке состояния рынка применительно к потребностям клиентов, возможности и готовности партнеров, а также конкурентов и их коммерческой политики (ассортимент, цены, цена и качество товаров и услуг, реклама, поставщики, клиенты, результаты торговли и объекты наблюдения). Задачи менеджеров, главным образом, сводятся к работе с информацией по трем основным направлениям:

1. Выбор направлений наблюдения.

2. Отбор и использование лучших источников информации.

3. Обеспечение обработки информации эффективными процедурами (технологии и методики), в рамках определенного времени.

Применительно к информации для обеспечения инноваций, требуется выделять так же три группы информационных массивов:

1. Информация для обеспечения инновационных действий (процессов).

2. Информация для обеспечения зон влияния (по инновационным составляющим).

3. Информация, способная расширить зоны инновационных интересов (рис. 27).

Информация для инновационной деятельности
Непосредственных инновационных действий Обеспечения инновационных интересов Расширение зон инновационного влияния

 

Рис. 27. Основные группы информации для инновационной деятельности

 

Вся информация, поступающая и накапливаемая в организации, рубрицируется по следующим направлениям:

1. Решения административных (всех уровней) и финансовых органов по: кредитам, ценовым ограничениям и условиям, на покупаемые и продаваемые товары (продукты, лекарства, аренда, транспортные услуги и др.)

2. Сообщения фирм и различные публикации о них.

3. Состояние рынка товаров и услуг (новые системы и модернизация существующих, новые системы и сети продаж и услуг, системы закупок, транспортировки, хранения, переработки и продаж и др.)

4. Характеристики товаров и услуг, а также отзывы на них клиентов, конкурентов и др. (в данной рыночной нише и за ее пределами), количественного и качественного значения

5. Принятые и существующие системы стандартизации и классификации товаров и услуг (ISO-9000, страновые, отраслевые и др.) в каталогах, стандартах, банках данных, Internet системе и др.

6. Новые товары, услуги, сведения о них с выставок, презентаций, рекламе и отзывах (в т.ч. положительные и отрицательные) и степень их новаторства и имитации (повторяемости).

Исследованиями в области информациологии и опытом бизнес-деятельности доказано, что источники информации целесообразно рубрицировать в виде четырех групп: "Текст", "Фирма", "Консультант" и "Беседа" (рис. 28), соотнести их с базами данных и в этом случае, они могут обеспечить функциональную деятельность и инновационные процессы в организации в достаточных для эффективной деятельности объемах (рис. 28):

№ п/п Источники информации Условное название БД Возможн. процентн. вклад
  Общие публикации, специальные публикации, специальные базы данных "Текст" 30-40
  Клиенты, поставщики, банки, распределители ресурс, различные агентства "Фирма" 30-40
  Общественные службы, административные органы, консультационные системы "Консультант" 10-15
  Выставки, ярмарки, презентации, салоны, конференции, рекламы, публикации "Беседа" 5-6

 

Рис. 28. Роль информационных массивов и источников в инновационной деятельности

 

Естественно, что массивы "Текст" и "Фирма" имеют оперативную направленность, в то время как "Консультант" и "Беседа" отличаются более длительными (стратегическими) сроками. Базы данных, рассмотренные на рис. 26 и 28, целесообразно объединить в общую систему (рис. 29), обеспечивающую общеорганизационные информационные потребности.

Источники Разделы баз данных
Рынки Ресурсы Технолог. Техника Конкурен. Тенденции
«Текст»
Данные для функционирования   и инновационных процессов

         
«Фирма»            
«Консультант»            
«Беседа»            

 

Рис. 29. Общеорганизационная система необходимых БД (для обеспечения функционирования и инноваций)

 

Не случайно в большинстве организаций информационные потоки организуют, сопровождают и обеспечивают внутриорганизационные потребности, специально информационно-технологические системы (IT) под руководством IT директора, с четко определенными обязанностями, правами и ответственностью за обеспечение информацией функциональной и инновационной деятельностью организации.

IT служба должна своевременно (в зависимости от рыночных условий) выполнять следующие информационные задачи:

1. Систематическое и комплексное накопление, обработку и распределение в организации информации

2. Обеспечение сравнительного анализа поступающей информации в интересах оперативного управления и достижения стратегических целей.

3. Постоянный и особый контроль за характером функциональной деятельности компаний-конкурентов

4. Информационное обеспечение инновационной деятельности

5. Целевые информационные исследования в интересах инновационных процессов

6. Анализ информации по факторам и элементам риска

7. Целевое накопление информации по запросам руководства, маркетологов и др. программ и направлений.

8. Формирование системы БД, а затем и системы знаний (информационных массивов и методик их обработки и использования для конкретной деятельности.

Кроме простого накопления и систематизации, полученная и получаемая информация распространяется внутри организации для обеспечения функциональной деятельности и инновационных процессов в виде четырех основных типов документов:

1. Экстренное сообщение ("Молния") с информацией чрезвычайной важности. Чаще всего в формализованном виде: заголовок, общая характеристика содержания информации, дата, источник, оценка важности и основной адресат внутри организации, комментарии и возможная экспертная оценка

2. Сводка – подведение итогов функциональной и инновационной деятельности, обобщение результативности деятельности за определенный срок. Формализуется в виде: форма, заголовок, резюме, комментарии

3. Систематический обзор (ежемесячный, еженедельный, ежедневный) результатов деятельности по рубрикам, с оценкой результатов. Имеет характер внутренней почты.

4. Отчеты по выполненной работе по этапам инновационной и функциональной деятельности (раздельные) и/или итоговый результат по внедрению инноваций (завершение определенного цикла). Как правило – в установленной форме.

Таким образом, информация представляется менеджерам для обеспечения функциональной деятельности в виде определенных баз данных и массивов вне зависимости от запросов в установленные сроки. Для обеспечения инновационной деятельности в виде новой информации, по мере поступления и в виде ответов на вопросы (запросы) – по мере получения и обработки.

Различаются и источники получения информации: если функциональная деятельность обеспечивается от источников внутренней информации и внешней среды, то для инновационной деятельности определяющими являются внешние источники информации с перечнем и раскрытием содержания лучших достижений и результатов. Состав, содержание информации о внутренних факторах и внешней среды, источники ее "порождения" весьма подробно изучены и описаны в литературе, в том числе и с опорой на международные стандарты.[3]

В конечном итоге собираемая, обрабатываемая информация должна помочь найти ответы на ряд вопросов:

1. Кому и какая информация требуется?

2. Какие базы данных требуется наблюдать?

3. Кто должен поставить данную информацию?

4. Кому и как поставлять информацию для различных инновационных элементов и этапов?

5. Составные части общего информационного массива.

6. Методы анализа и оценки достоверности и ценности информации.

7. Места накопления, центры распределения и управления информации в интересах инноваций.

8. Методы ускорения формирования и использования созданных (создаваемых) управленческих решений

9. Обратная связь, в том числе корректировка потребностей инновационной информации и целей реализуемых инноваций.

Информационные потоки во имя управления инновационными процессами необходимо обрабатывать с учетом: времени, срочности, точности и значимости для вводимых инноваций

Для оценки качества (эффективности) информации для инновационных процессов используются критерии:

· Значимость, надежность источника и роль (важность) потребителя информации для инновационного процесса (главные потоки)

· Эффективность источника по фактору "свежести" в виде интервала между событием и поступлением (предоставлением потребителю в организации) – фактор "срочности".

· Характер конфиденциальности вводимой инновации и информации, касающейся инновационного процесса

Перечисленные критерии нуждаются в системной последовательности для оценки используемой для инноваций информации, применительно ко времени, с учетом потребности рынка в инновации и способности организации ввести инновацию "во время" (своевременно).

Своевременность определяется аналогичными инновационными внедрениями в функциональную деятельность конкурентами, в зависимости от уровня инновации пионерской или опережающей и готовности организации к новаторской инновации или определенной модернизации существующей функциональной деятельности.

Возвращаясь к анализу зависимости времени управления (формула 1) от различных составляющих, можно утверждать, что время сбора и обработки инновационной информации в значительной степени зависит от качества технических средств и используемых технологий, т.е., в значительной мере носят объективный характер, связанный с характеристиками системы, в то время как время анализа и принятия решений инновационной направленности, отличаются зависимостью от квалификации и целеустремленности участников инновационной деятельности.

Информация для принятия инновационных решений должна учитывать несколько обязательных условий:

— опираться на имеющиеся ресурсы (времени, людей, финансов, техники и технологии и др.).

— инновации планируются с целью осуществления масштабных изменений в функциональной деятельности.

— в ходе внедрения инноваций необходимо ограничить возможный ущерб.

Поэтому, начиная с анализа информации, следует четко выявить и осуществить прогноз ситуативных условий применительно к оценке ряда возможных количественных и качественных ограничений относительно информации по: своевременности, достаточности, четкости, точности и возможно иным ограничениям в зависимости от специфики инноваций. Наличие большого числа перечисленных условий, требует специальных методик для предварительного анализа инновационной информации и представления ее в таком виде лицом принимающим решения, чтобы максимально облегчить и ускорить их работу.

К числу такого рода методик, можно отнести представление ограничений и условий в виде "розы" условий, с указанием граничных условий (рис. 30).

Рис. 30. Основные составляющие требований к инновационной информации

 

По каждому из условий (требований и ограничений) целесообразно установить границы min и max значений, что значительно облегчает использование, накопление и анализ информационных потоков. Естественно, что значения по min и max не обязательны, а некоторые условия (например, своевременность и срочность) могут быть достаточно близкими по смысловому значению. Данный подход не является обязательным, но существенно облегчающим содержание работы с информацией.

При накоплении и использовании информации для принятия инновационных решений, особую роль играют не только фактор времени, но и ценность имеющейся или потребной (необходимой) информации, стоимость информации (затраты на ее получение) и др. условия.

Объем и качество используемой для принятия инновационных решений информации, необходимы для предусмотрения условий ограничения возможного ущерба, особенно при условии возможных масштабных изменений в результате введения инноваций.

Граничные значения в оценке информации по каждому направлению из перечисленных составляющих, позволяют в заданные сроки осуществлять обработку и использование методик инновационного прогнозирования, планирования и реализации инноваций.

Информация, необходимая для обеспечения инновационного процесса зависит от степени новизны "товара" и /или услуги, которые могут представлять собой собственно инновацию, а также имитацию или модификацию (рис. 31).

Рис. 31. Различные составляющие инновационной стратегии: инковация, имитация, модификация

 

Естественно, что наибольшая сложность процесса и необходимая для инновационного процесса информация связана с так называемой "дорыночной стадией" (табл. 5).


Таблица 5

Информация для обеспечения работ при создании товаров и услуг и выходе с ними на рынок

    Этапы внедрения инноваций Специфика исследовательских работ
Дорыночная стадия 1. Информация, характеризующая предпочтительные потребительские свойства инновации и концептуального направления Тенденции и закономерности развития предметной среды, потребностей и потребительских требований к свойствам инноваций
2. Выявление наиболее удачного воплощения инновационного замысла и характеристики похожих образцов Системно-ситуационный анализ вариантов и оценка приемлемости инновации
3. Подготовка и испытание инновационного продукта Оценка параметров "образца", выявление и определение его "товарных" характеристик
4. Создание и тестирование инноваций и подготовка инфраструктуры использования Опытное использование и оценка перспективности внедрения инновации
5. Выпуск опытно-производственного использования Реакция всех участников инновационного процесса вне и внутри организации
Функциональная деятельность 6. Массовый выпуск и использование инноваций Изучение реакции пользователей и отработка методов рекламы и массового использования
7. Финальная доработка инновации и начало использования в функциональной деятельности Оценка динамики использования и характера результатов от внедрения в функциональную деятельность
8. Стабильное использование внедренной инновации в функциональной деятельности Анализ сложившихся условий на рынке и внутри организации

 

Анализ процесса управления инновационной деятельностью и содержания информации, необходимой для управления, показывают, что большой объем и разнообразие информации и сложность существа управления требуют использования специальных методик, позволяющих ускорить инновационные процессы и повысить эффективность внедрения инноваций.

Все вышеперечисленное позволяет сформировать общую модель инновационного процесса, а также содержание, последовательность и характер выполняемых работ, по возможности максимально формализуя деятельность различных групп, участвующих в процессе разработки, внедрения и исполнения инноваций в практической деятельности, заботясь о сокращении времени и повышении качества каждой инновации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.