КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Работа над темой
I. Постановка темы и цели урока. Ход урока V. Итог урока.
Урок 79. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ Цель: познакомить с буквой Ь, показать ее роль в словах. – Вы любите сказки? Я вам предлагаю сегодня создать удивительную, добрую сказку. А её название вы определите сами. Было – угол, Стало – уголь. Было – мел, А стало – мель. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? Мягкий знак! – Верно, ребята! Сегодня о чём мы будем говорить? II. Показ учителем буквы печатной и письменной. Сравнение букв. Печатание буквы в тетрадях. – Почему буква одна – маленькая? Какой звук обозначает эта буква? Для чего служит мягкий знак? Мягкий знак, мягкий знак – Без него нельзя никак. Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо «шесть» получили шест, Вместо «есть» напишем ест, Станут пенками «пеньки», Уголками – «угольки», «Банька» в банку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. III. В гости пришли сказочные герои (герои могут быть любые): добрый Змей Горыныч, Карандаш, Буратино, Незнайка. – Сказочные персонажи приглашают нас в Царство мягкого знака. Но чтобы попасть туда, нужно произнести заклинание (дети прижимают Азбуку к груди). Грамматика, грамматика – Наука очень строгая! Пусть трудна, но без неё Плохое было бы житьё! Дети за учителем повторяют «заклинание». – Чтобы свободно продвигаться по этому Царству, нужно знать правила написания слов с мягким знаком, с которыми вы сегодня познакомитесь. А помогут нам в этом эти сказочные герои. Портреты героев висят на доске. 1. – Змей-Горыныч предлагает вам послушать сказку про мягкий знак. Г р а м м а т и ч е с к а я с к а з к а Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. – Что ты за буква? – возмущались они. Вот это буква: Ь. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало: Без головы, а в шляпе, Одна нога – и та без сапога. (Гвоздь.) Стали буквы составлять слово гвоздь. Встали на нужные места, и вышло гвозд. – Что-то у нас не получается! – забеспокоились они. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твёрдый. Буква И говорит: – Встану я и обозначу мягкость Д, – быстро пристроилась она в конце. – Что получилось? (Гвозди.) – Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть? – Давайте лучше я встану, – сказала Я. (Гвоздя.) – У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук [а], – сказали буквы. – Что же буквам делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.) – Иди к нам, мягкий знак, – позвали его буквы. Он с радостью согласился им помочь и быстро встал в конец слова. – Что получилось? (Гвоздь.) Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. Вот, оказывается, какой он незаменимый, мягкий знак. Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. 2. Карандаш предлагает вам отгадать загадки, а отгадки напечатать на доске и в тетрадях. Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест клубнику, мёд, А зимой сосёт он лапу? (Медведь.) Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим. (Коньки.) Число, которое больше шести, но меньше восьми? (Семь.) Висит за окошком Кулёк ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька.) Первый месяц года? (Январь.) – Где в этих словах пишется мягкий знак? Для чего он нужен? На доске: Мягкость согласных звуков на письме обозначается Буква Ь в середине слова обозначает мягкость согласного – Посчитайте количество букв и звуков в словах. Что заметили? – Незнайка принёс сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем. Запись на доске: УГОЛ МЕЛ ЕЛ БРАТ СТАЛ ШЕСТ 1) Буратино решил проучить его. Как только Незнайка отвернулся, он написал Ь, и все слова исчезли, появились новые. – Давайте их прочитаем. – Какую роль играет Ь в словах? 2) Некоторые задания Буратино не смог выполнить. Помогите ему, ребята! а) Чем оканчивается осень? (Ь.) б) Спрячьте Ь в середине слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь. (Деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки.) – Для чего нужен мягкий знак? На уроке можно использовать с. 89 Азбуки.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |