Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционная работа, направленная на развитие звукового анализа и синтеза у детей с ОНР




Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР необходимо отводить формированию фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)). Формирование фонематического восприятия благоприятно воздействует на развитие всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Дошкольникам с ОНР труднее овладеть навыком звукового анализа, так как у них недоразвито фонематическое восприятие. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Формирование фонематических процессов должна являться пропедевтическим процессом для овладения звуковым анализом.

Без некоторой сформированности основ фонематического восприятия немыслимо развитие его главного этапа – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов и слов.

Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы – голос человека, голос своего – голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.

Коррекционная работа по совершенствованию фонематического восприятия дошкольников будет эффективной при условии решения следующих задач:

• развитие слухового внимания и слуховой памяти (Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»: определить на слух направление звука источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.) (см. Приложение 6);

• формирования навыков узнавания шумовых или музыкальных звуков («Где позвонили?» Для этой игры необходимы колокольчик, дудочка или свисток. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь неслышно, звонит в различных местах. Ребенку необходимо указать рукой источник звука. Потом желательно поменяться ролями);

• дифференциация высоты, силы, тембра голоса на материале схожих звуков, слов, фраз, дифференциации слов, близких по своему звуковому составу («В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко)

• дифференциации фонем, слогов, слов (упражнения на различение и отхлопывание ритмического рисунка слова);

• развитие навыков элементарного звукового анализа. («Выдели звук» - первый ударный гласный звук в слове.);

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по технологии развития фонематического слуха у детей:

1. Развитие распознавания неречевых звуков.

2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

3. Формирование фонематического восприятия.

Для развития звукового анализа и синтеза у детей, для подготовки руки к письму и овладению чтению, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Н.А. Нищева я дополнительно использовала нетрадиционный метод коррекции, а именно применила су-джок терапию.

Применение су-джок массажеров, во-первых, развивает мелкую моторику, во-вторых, позволяет повысить интерес к занятию, что способствует более успешному развитию речи.

Очень полезно и эффективно осуществлять массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей с помощью су-джок шарика и эластичного кольца. Эти участки соответствуют головному мозгу.

Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Для развития фонематического слуха и восприятия я использовала игру «Телеграфисты». Ребенку необходимо простучать шариком заданный ритмический рисунок.

В своей работе по развитию звукового анализа и синтеза мы использовали такую последовательность работы, которая заключается в том, что вначале с детьми с ОНР планировали работу по формированию навыков звукового анализа со знакомства со звуком и буквой А (см. Приложение 7). Здесь же дети учатся определять позицию звука А в слове (начало и конец). На третьем и четвертом занятиях проводится знакомство со звуком и буквой У. Параллельно ведется работа по определению позиции звука А в слове (начало и конец). На пятом занятии дети обучаются анализу и синтезу сочетаний типа АУА, УАУ. Шестое занятие – знакомство со звуком и буквой И. На этом занятии дети учатся определять позицию звука И в словах (начало, конец), анализировать сочетания типа АУИ. Тема следующего занятия – «Звук и буква К». С этого момента дети начинают учиться определять позицию звука не только вначале и конце, но и в середине. Осуществляется анализ обратного слога (АК, ОК, УК, ИК). Девятое и десятое занятие посвящено знакомству со звуком и буквой Т. Дети продолжают учиться определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), анализировать обратный слог типа АТ. Следующее знакомство со звуком и буквой О. Дети развивают навыки звукового анализа, продолжая определять позицию звука в слове и анализировать обратные слоги ОК, ОП, ОТ. На пятнадцатом и шестнадцатом занятиях закрепляются полученные навыки. Логопед знакомит дошкольников с понятием «гласный звук». Тема семнадцатого занятия – «Звуки и буквы И, Ы». Дети продолжают определять позицию звуков И, Ы в словах (середина и конец). С восемнадцатого по двадцать восьмое занятие уделяется внимание звуку и букву С. На этих занятиях дошкольники знакомятся с понятием «слог», «согласный звук», определяют позицию звука С в словах (начало, середина, конец), осуществляют полный анализ слов, синтез слов типа СУП, САМ, СОМ. Следующие два занятия посвящается знакомству со звуком Сь. Затем логопед знакомит детей со схемой односложных слов типа СОК, СУП.

Дальнейшее обучение начинается со знакомства звуком и буквой З. Дети с ОНР учатся делить слова на слоги, знакомятся с понятием «звонкий согласный звук», схема слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Третье занятие – «Звуки З, ЗЬ». Дети строят схемы слов типа О-СЫ, У-СЫ и впервые выкладывают односложные слова из букв разрезной азбуки. Следующие два занятия посвящаются звукам и буквам С, З. Дети учатся подбирать слова с заданным количеством слогов. Знакомство со звуком Ц происходит на шестом и седьмом занятиях, где дети учатся подбирать слова с заданным количеством слогов и позицией звука. После чего отдельные занятия посвящены звукам С, Ц. Здесь дети выкладывают схемы слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН. Со звуком Б логопед знакомит детей на десятом и одиннадцатом занятии, Выкладываются схемы слов типа БУЛ-КА, МЫШ-КА. Последующие занятия отводятся для закрепления знаний звуков П, Б. Выкладываются слова типа КРЫ-ША, ГРО-ЗЫ. Знакомство со звуком В происходит в пятнадцатом и шестнадцатом занятиях, выкладываются слова типа ФАР-ТУК, БАШ-МАК. Последующие занятия отводятся для закрепления знаний звуков В, Ф, осуществляется выкладывание схем слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН. Затем дети на девятнадцатых и двадцатых занятиях проходят знакомство со звуком Д. Выкладывают схемы слов типа МОСТ, ШАРФ. Следующие 2 занятия отводятся для закрепления знаний звуков Д, Т. Дети подбирают слова к схемам (всех типов). Знакомство со звуком Г происходит в двадцать третьем и двадцать четвертом занятиях. Последующие занятия отводятся для закрепления знаний звуков Г, К. Звук Ш изучается на двадцать седьмом и двадцать восьмом занятиях. После этого проходят темы «Звуки С, Ш», «Звук Л», «Звуки Л, Р», «Звук Ж», «Звуки З, Ж», «Звуки С, Ш, З», «Звук Ч», «Звук Щ», «Звуки Ч, Щ», «Звуки Ч, Щ, ТЬ, СЬ». В конце пятидесятых-шестидесятых занятий проводятся письмо диктантов.

Детей необходимо учить определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец). Для этого используются схемы слова. Примером карточки-схемы является птичка, где головка птички –начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова.

Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина «согласный». Одновременно переходим к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза – это выделение последнего согласного звука в слове и анализ и синтез обратного слога. К началу обучения в подготовительной группе дети должны овладеть навыком анализа и синтеза односложных слов. Постепенно дети учатся выделять первый согласный звук из слова(мак), слогообразующий гласный в односложных словах(мак), анализировать прямой слог(са),выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Во втором году обучения дети учатся выкладывать из букв сначала слоги, а потом и слова с предварительным анализом, затем с последующим и наконец без анализа.

Дети в данной последовательности учатся выделять звуки из слов:

- выделение первого ударного и безударного гласного звука, нахождение общего звука в словах;

- выделение последнего согласного звука в словах;

- выделение первого согласного звука в словах со стечением согласных;

- выделение последнего гласного звука в словах (ударный и безударный гласный);

- определение местонахождения звука в слове (в начале, середине, конце);

- определение 2, 3, 4-го…звука в словах;

- определение количества звуков в словах;

- отстукивание ритмического рисунка слов (по слогам).

Также дети знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет. Для большей эффективности и повышения интереса к занятию, я использовала массажные шарики трех цветов: красный шарик обозначает гласные звуки, синий шарик – твердые согласные, зеленый шарик – мягкие согласные. Для данной задачи я использовала игру «Какой звук». Ребенку предлагается показать соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, услышав слог или слово с ним. Придумай слог чтобы первый звук был твердый, мягкий или гласный. Звонкость согласных обозначается колокольчиком. Дети начинают активно пользоваться терминами «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой». Постепенно появляется возможность дать полную характеристику звука.

Следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. Для выполнения данной задачи я применила игру под названием «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук». Ребенок стучит ладошкой по шарику, когда слышит заданный звук. Спрятать шарик в ладошке, если звука там нет.

Возрастающая степень слоговой трудности в словах:

- односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных (ус, ау);

- односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных (мак);

- двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного (осы);

- двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов (луна);

- двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый (замок);

- двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый (пушка);

- двусложные слова из закрытых слогов (ландыш);

- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);

- односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);

- двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге ( крыша);

- двусложные слова разной звуковой структуры (утка, звезда, свисток);

- трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием (канава).

При этом дети работают со схемами и с разрезной азбукой.

Знакомя детей с двусложными словами, вводится понятие «слог». Дети учатся делить слова на слоги (прохлопыванием в ладоши, а потом с опорой на слух – определение гласных в слове). Для обучения детей делить на слоги я применила игру «По слогам словечко называй и на шарик нажимай». Ребенок проговаривает слово по слогам и нажимает ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

На этом этапе обучения анализ и синтез становятся звуко-слоговыми. Для обозначения слов используются длинные полоски, а для обозначения слогов – короткие. Кроме того, используются такие приемы работы, как работа над ритмом и ударением, повторение слогов в определенной последовательности; выделение слов с заданным количеством слогов, графическое изображение, звуко-слоговые схемы слова.

В результате нашей работы дети научились проводить анализ слова по следующему плану:

1. Дети выговаривает слово и слушают его.

Данная ступень чрезвычайно необходима для совершенствования фонетических умений: данным способом представляется объект будущего анализа. Вместе с тем звучащее слово существует лишь во время его выговаривания, являясь невидимым. До того, как приступить к выделению звуков из слова, логопеду необходимо удостовериться в том, что ребёнок произносит слово безошибочно. В результате, первый этап звукового анализа будет являться методом развития у дошкольников устной речи.

2. Ребенку предлагается найти ударный слог и произнести слово по слогам: осуществляя вторую ступень плана, ребёнок проговаривает слово два раза: в первый раз полностью (со звательной интонацией, которая акцентирует ударный слог), а во второй по слогам.

3. Ребенку необходимо протянуть (выделить) первый звук в слове, назвать его и охарактеризовать.

Переключение к данному процессу означает начало практически звукового разбора.

4. Обозначается выделенный звук каким-нибудь символом (фишкой).

5. Ребенком выделяется (протягивается) второй звук в полном слове, называет его и охарактеризовывает.

6. Третий звук и т.д.

7. Ребенка просим "прочитать" слово полностью по фишкам и проверить себя: посчитать количество звуков, гласных, слогов в слове.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв карандашом в тетради.

Занятия проводятся как во фронтальной, так и в индивидуальной форме (см. Приложение 8).

В первом квартале (сентябрь, октябрь, ноябрь) я работала над развитием слухового внимания и фонематического восприятия, проводила занятие на тему «Звук и буква А», учила определять позиции звука [а] в начале, в конце слова, ознакомила с понятием гласный звук, применила су-джок терапию для обозначения гласного звука красным шариком. Следующие занятия были направлены на знакомство со звуками и буквами: У, И, М. Ознакомила с понятием согласный звук, применила су-джок терапию для обозначения твердого согласного звука синим шариком. В первом квартале знакомила со звуком и буквой Н, учила определять позицию звука Н в словах. Такую же работу проводила со звуками и буквами К, Т, П, О, И, Ы. На этом этапе дети осуществляли анализ простых сочетаний гласных и слогов.

Во втором квартале (декабрь, январь, февраль) я работала над знакомством детей со звуком и буквой С. На занятии по теме «Мягкий согласный звук СЬ» ознакомила с понятием мягкий согласный звук, для обозначения мягкого согласного звука применила зеленый шарик. На занятии «Звук и буква З» дети научились делить слова на слоги, для этого также применила су-джок терапию. Ознакомила с понятием «звонкий согласный звук». Были освещены такие темы как «звуки З и ЗЬ», «Звук и буква Ц», «Звук и буква Б», «Звуки и буквы В и Ф». Во втором квартале дети научились осуществлять полный анализ слов.

В третьем квартале (март, апрель, май) дети ознакомились со звуками и буквами Д, Г, Ш, Л, Р, Ж, И, Щ. На этом этапе дети осуществляли звуковой анализ всех типов слов.

Вывод. В то время, когда дошкольник начинает обучаться грамоте, его изначальное отношение к речи изменяется: вместо непринужденного восприятия значения слова становится анализ его звуко-слогового состава. Дети:

1. Понимают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,

2. Учатся выделению звуков из речи, из состава слова.

3. Осознают, что звуки находятся в слове в четком порядке.

4. Осваивают процесс слияния звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения, а также такими понятиями как "предложение", "слово", "слог", " звук", "буква".

Бесспорно, что у дошкольников с расстройствами речи овладение таким материалом вызывает большие сложности. Материал для упражнений по развитию звуко-слогового анализа выбирается таким образом, чтобы не было неверно произносимых звуков, а осваиваемый звук применялся желательно чаще.

В методике обучения рассчитана четкая согласованность между осваиваемыми звуками и теми или иными видами анализа. В четком порядке выполняются упражнения, готовящие дошкольников к обучению чтению и письму: сперва это выделение из слов конкретных звуков, затем анализ и синтез простых односложных слов. И только потом дети осваивают навык звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Умения осуществлять рече-звуковой анализ и синтез возрастают и улучшаются в процессе последующего изучения звуков и обучения грамоте.

Как показывает практическая работа логопедов в ДОУ, что данная методика работы дает свои положительные результаты. К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова.

Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогащается словарный запас.

Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.