КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самоотношение как психологический феномен
Основной деятельностью студента является учебно-профессиональная деятельность, отчего профессиональное самосознание студента - это осознание себя как студента учебно-профессиональной и будущей производственной деятельности. Самоотношение личности – это отношение личности к собственному «Я». Особенности поведения, взаимодействия с другими людьми определяются самоотношением личности. При этом очень важен аспект самопринятия: положительное или отрицательное отношение к себе. В научной литературе существует множество понятий – элементов, из которых и состоит характеристика самоотношения личности. Сюда относят самоуважение, самооценку, симпатию и др., как позитивные составляющие; самообвинение, самоунижение, самонедовольство и.т.д., как негативное отношение к себе. Самоотношение как объект психологического анализа рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых (Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова). Для описания данного феномена в зарубежной литературе используются понятия «глобальная самооценка», «самооценка», «самоуважение», «самопринятие», «самоуверенность», «самоценность», «эмоционально-ценностное отношение к себе», «отношение к себе». Р. Бернс в структуру Я-концепции включает «составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам», которую обозначает как «самооценка» или «принятие себя». В отечественной литературе устойчивы синонимы «эмоционально-ценностное отношение к себе» и «отношение личности к себе». Последнее впервые упоминается в русле отечественных философских, философско-психологических, а потом и психологических исследований. Отношение личности к себе включено в структуру самосознания и отождествляется с самооценкой (А. Г. Спиркин), с эмоциональным отношением (А. Н. Леонтьев), с эмоционально-ценностным отношением к себе (И. И. Чеснокова). В теории «отношений» (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев) самоотношение обозначается как мера осознания и качество эмоционально-ценностного отношения к себе. Исследуемое понятие выступает как родовая категория ко всем видам отношений: эмоциональным, моральным и этическим (В. Н. Мясищев). Сам термин «самоотношение» введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе в 1974 г. Исследуемый феномен рассматривается как предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой; «самоотношение конституирует самость». С. Р. Пантилеев показывает самоотношение как некоторую стабильную характеристику субъекта. В строении самоотношения выделяются самооценка и самопринятие (К. Роджерс); само понятие включаемо в структуру самооценки (Р. Бернс) или приравнивается к самооценке (С. Куперсмит). Столин В.В. определяет три аспекта положительного самоотношения: симпатия, уважение, близость. Изучение самоотношений многими исследователями проходит в форме самоотчетов, самоописаний. Пантилеев С.Р. считает, что самоотчет, самоописание рассчитаны на другого человека и их характер зависит от тактики самоподачи, самопрезентации. «Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем…». С.Р. Пантилеев понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта. Изучать самоотношения, по мнению многих исследователей, нужно с точки зрения «группового семантического пространства» самоотношения. В таком пространстве, по мнению Петренко В.Ф., личностные смыслы, отношения, эмоции сливаются, и мы можем говорить об особенностях самоотношений в специфической группе. Психолог Эткинд А.М. считает, что если исследователю «нужен инструмент проникновения в объективную реальность, личностные смыслы, систему отношений испытуемых, то вряд ли какие - либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты». Наиболее полными и значимыми являются методики изучения самоотношений личности, разработанные Столиным В.В. и Пантилеевым С.Р. В основу этих исследований положено изучение самоотчета и факторный анализ структуры самоотношений [26]. Это как бы «реконструкция пространства самоотношения» методами факторного анализа. Был использован универсальный список, перечень, который базировался на строгих процедурах построения статистически репрезентативного семантического словаря. В опроснике Столина – Пантилеева выделено восемь шкал: открытость – закрытость; самоуверенность; саморуководство; отраженное самоотношение; самоценность; самопринятие; внутренняя конфликтность; самообвинение. Понятие самоотношение является составной частью идентичности личности. По Э.Эриксону «идентичность - это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, воз- никающих перед ней на каждом этапе ее развития». Идентичность – это, прежде всего, показатель зрелой личности. Проблема самоотношения в связи с развитием идентичности особенно важна для подростков. При благоприятном протекании кризиса идентичности у человека в этот период наблюдается позитивное самоотношение, самопринятие себя. Он более благополучен в психологическом плане. При неблагоприятном течении кризиса формируется спутанная идентичность: молодой человек не понимает себя, ему свойственны мучительные сомнения относительно самого себя, своего места в группе, в обществе, неясностью жизненных перспектив. Самоотношение к себе характеризуется негативными установками. Результаты изучения самоотношения как обобщенного чувства субъекта в адрес собственного «Я», т.е. оценочного измерения идентичности, могут дать данные для описания степени сформированности идентичности у молодого человека. Интегральными компонентами профессионального самосознания студента являются такие сложные личностные образования, как «Я-образ», «Я - концепция». В образ-Я студента включаются знания о своих интересах, склонностях и возможностях (т. е. о своей профессиональной направленности). Я-образ студента включает следующие формы: Я-идеальное (идеальное представление о самом себе); Я-нормативное (представление о своём соответствии определенным требованиям); Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах). На основе Я-образа у студента складывается Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста. Студент должен иметь представление о требованиях к современному профессионалу, положительные образцы для подражания в профессиональной деятельности. На основе сопоставления образа-Профессии с образом-Я у студента формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности. Самоотношение является одним из компонентов самосознания, которое выполняет регулирующую функцию в жизнедеятельности. Стабильность и адекватность самоотношения представляет собой одну из важнейших характеристик развитой зрелой личности. При получении информации, представляющих угрозу самоотношению личности, сложившимся представлениям о собственным "Я", субъект прибегает к использованию психологических защит. Многочисленные современные исследования подтверждают тесную связь между отношением личности к себе и ее поведением. Высокий уровень самоуважения личности, позитивное устойчивое самоотношение и опыт саморегуляции рассматриваются как условия ее максимальной активности, продуктивности в любых видах деятельности, самовыражения и самораскрытия в общении. Соответственно, логично предположение о созависимости исследуемых феноменов: компонентов самоотношения и общего уровня саморегуляции студентов, обусловливающих их успешность в учебной и самообразовательной деятельности. Самоотношение как объект психологического анализа рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых (Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова). Для описания данного феномена в зарубежной литературе используются понятия «глобальная самооценка», «самооценка», «самоуважение», «самопринятие», «самоуверенность», «самоценность», «эмоционально-ценностное отношение к себе»«отношение к себе». Р. Бернс в структуру Я-концепции включает «составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам», которую обозначает как «самооценка» или «принятие себя». В отечественной литературе устойчивы синонимы «эмоционально-ценностное отношение к себе» и «отношение личности к себе». Последнее впервые упоминается в русле отечественных философских, философско-психологических, а потом и психологических исследований. Отношение личности к себе включено в структуру самосознания и отождествляется с самооценкой (А. Г. Спиркин), с эмоциональным отношением (А. Н. Леонтьев), с эмоционально-ценностным отношением к себе (И. И. Чеснокова). В теории «отношений» (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев) самоотношение обозначается как мера осознания и качество эмоционально-ценностного отношения к себе. Исследуемое понятие выступает как родовая категория ко всем видам отношений: эмоциональным, моральным и этическим (В. Н. Мясищев). Результаты исследования А.А. Ярышевой могут интерпретироваться следующим образом: низкие значения факторов у подростков, переживающих кризис идентичности говорят о неудовлетворенности собой, своими возможностями, сомнениями в способности вызывать уважение, отсутствии тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Высокие значения факторов самоотношения в группе подростков с предрешенной и достигнутой идентичностью наглядно демонстрируют отсутствие переживания кризиса, колебаний относительно выбора профессии, идеологии, анализа собственного «Я». Распределение значений факторов самоотношения у подростков с различными статусами идентичности
По результатам исследования Н.Н. Крыловой можно выделить три уровня, отличающиеся сформированностью основных элементов самоотношения. Итак, охарактеризуем каждый уровень. Высокие значения по компоненту «Закрытость» наблюдаются у 13,41 % студентов (x = 8,5 при Wn = 2). Эти значения свидетельствуют о конформности поведения и мотивации социального одобрения, о наличии проблем личного характера, о недостаточной развитости навыков рефлексии. В этой ситуации по шкале «Самоуверенность» у 40,24 % респондентов (x = 8,73 при Wn = 2) были выявлены высокий уровень самоуважения, ощущение силы собственного «Я» и компетентности, доминирование мотива успеха. По шкале «Саморуководство» определены высокие значения у 26,83 % опрошенных (x = 8,36 при Wn = 2), что говорит о переживании собственного «Я» как внутреннего стержня, наличие которого позволяет эффективно направить свою активность, прогнозировать свои действия и их последствия, оказывать сопротивление внешним влияниям и обстоятельствам. Студентов с высоким уровнем сформированности компонентов самоотношения характеризует: общительность, эмоциональная открытость во взаимоотношениях с окружающими, легкость в установлении контактов, восприятие себя как принятого окружающими (всего по шкале «Отраженное самоотношение» зафиксировано 10,98 % таких испытуемых (x =8,67 при Wn = 2)); высокая оценка своего духовного потенциала, собственной индивидуальности (отмечена у 37,80 % опрошенных (x = 9,03 при Wn = 2)); высокий уровень принятия всех сторон своего «Я» во всей полноте поведенческих проявлений (диагностирован у 32,93 % студентов, x = 5,39 при Wn = 3). Выраженная работоспособность, уверенность в себе, ориентация на успех фиксируются по шкале «Самоуверенность» у 54,88 % студентов (x = 6,03 при Wn = 3). Однако эта уверенность уменьшается при появлении каких-либо трудностей. У 65,85 % испытуемых регуляционные возможности «Я» проявляются в хорошо прогнозируемых условиях, но они резко снижаются в новых ситуациях. Об этом говорят средние значения (x = 5,52 при Wn= 3), полученные по шкале «Саморуководство». Средний уровень показателя (x = 5,38 при Wn = 3) по шкале «Отраженное самоотношение» диагностируется у значительной части юношей и девушек (79,27 %). Эти же средние значения (x = 5,38 при Wn = 3) по шкале «Самоценность» у 60,98 % студенче- ской молодежи указывают на избирательное восприятие человеком отношения к себе со стороны окружающих. В этой ситуации у 63,41 % испытуемых одни качества оцениваются адекватно, другие недооцениваются, что, как следствие, вызывает ощущение малой значимости (шкала «Самопринятие»: x = 5,60 при Wn = 3). Избирательность проявляется и в отношении изменения своих качеств. По шкале «Самопривязанность» это свойство выражено у 67,07 % респондентов (x = 5,76 при Wn = 3). Положительное отношение к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений выступают как характеристики среднего уровня сформированности компонента «внутренняя конфликтность» у 76,83 % опрошенных юношей и девушек (x = 5,32 при Wn = 3). Обвинение себя за те или иные поступки выражается в виде гнева или досады в ад- рес других. Эта склонность присутствует у 68,29 % студентов, о чем свидетельствуют средние значения (x = 5,23 при Wn = 3), зафиксированные по шкале «Самообвинение». Далее рассмотрим основные характеристики компонентов с низкими значениями. Анализ накопленного опыта по проблеме исследования позволил выделить комплекс психолого-педагогических условий, коррелирующих с конкретными векторами (ориентирами) и стадиями развития самоотношения в процессе профессиональной подготовки. Это векторы личностно-ориентированного общения, автономии и творческой самореализации. Реализация векторов на практике соответствует конкретным одноименным стадиям. Логично, что каждый вектор может находить отражение на каждой стадии, поэтому их выделение условно. Каждая стадия предполагает подбор и применение конкретных педагогических инструментов для достижения цели. Вектор личностно-ориентированного общения пронизывает системы отношений «педагог студент» и «студент–студент», реализуется на соответствующей стадии, предполагающей накопление знаний и опыта межличностных взаимоотношений в условиях группового учебного взаимодействия. [Н.А. Крылова]. Результаты исследования Е.Ю. Десятовой, Е.М. Сартаковой и О.Н. Шахматовой показали, что в экспериментальной группе повысился уровень мотивации сотрудничества у 5 чел. (62,5%), нормализовался уровень самоуважения у 2 чел. (25%), самопринятия – у 3 чел. (37,5%), саморуководства – у 3 чел. (37,5%), повысился уровень личной ответственности в области достижений у 7 чел. (87,5%), повысилась средняя успеваемость у 8 чел. (100%). В контрольной группе снизился уровень мотивации сотрудничества у 7 чел. (87,5%), уровень самопринятия – у 4 чел. (50%), саморуководства – у 2 чел. (25%), повысился уровень личной ответственности в области достижений у 2 чел. (25%), повысилась средняя успеваемость у 6 чел. (75%). Статистический анализ результатов исследования по критерию Т. Вилкоксона доказал, что у студентов контрольной группы преобладает рост мотивации получения одобрения и вознаграждения независимо от своего участия и снижение мотивации сотрудничества для достижения результата. Статистический анализ результатов эксперимента по критерию φ* – угловое преобразование Фишера – достоверно доказал, что в эксперименталь- ной группе больше доля лиц, у которых: нормализовался уровень самоуважения (р = 0,018); самопринятия (р = 0,018); саморуководства и самопоследовательности (р = 0,018); повысился уровень мотивации сотрудничества (р = 0,013), личной от- ветственности в области достижений (р = 0,002), средняя успеваемость (р = 0,018). На основании полученных результатов можно утверждать, что в ходе традиционного преподавания возможно снижение заинтересованности студентов в конечном результате обучения. Стимулом становится прямое вознаграждение и поощрение вне зависимости от полученных знаний.
ВЫВОДЫ 1. Профессиональная идентичность как понятие рассматривалась в трудах таких ученых, как Л.Б. Шнейдер, Дж. Марсиа. К.А. Абульханова, В.А. Бодров, Д.Н. Завалишина, В.А. Пономаренко, Ю.В. Поваренков. 2. Карьерные ориентации современных студентов изучались такими авторами, как Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Н.О. Пряжников; в американских исследованиях этот феномен изучался Э. Шейном. 3. Самоотношение как объект психологического анализа рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых (Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова).
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |