КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст статьи. Системный подход к анализу рынка антивирусного программного обеспечения России
Системный подход к анализу рынка антивирусного программного обеспечения России Работу выполнила студентка 309 группы экономического факультета МГУ
Объект исследования: рынок антивирусного программного обеспечения России. Продуктовые границы: антивирусное программное обеспечение. Географические границы: территория России. Временные границы: 2005-2011 год. Сведения об источнике: Автор статьи: Илья Шабанов, основатель информационно-аналитического центра Название статьи: "Антивирусный рынок в России: дави конкурентов и становись богаче". Место публикации: сайт независимого информационно-аналитического центра Anti-Malware.ru, посвященного информационной безопасности. Электронный адрес: Дата публикации: 25.09.2012 По многочисленным просьбам наших читателей я решил агрегировать данные с аналитических отчетов о состоянии антивирусного рынка в России за последние годы. Так как отечественный рынок мы наблюдаем с 2005 по текущий год, то данных у нас накопилось за 7 полных лет. В процессе анализа этих данных отчётливо просматривается перспектива, которая не вполне очевидна, если рассматривать изменения рынка пошагово, из года в год (Y2Y). Во-первых, можно увидеть большие движения рынка, тенденции, которые выходят далеко за рамки нескольких лет. Во-вторых, можно ощутить «дыхание рынка», т.е. те же большие движения, но которые по какой-то причине не реализовались на практике. Итак, посмотрим на данные общего объема антивирусного рынка в России за период с 2005 по 2011 год включительно. Среднегодовой рост рынка за этот период составил 42%. Пик роста пришелся на 2007 год, когда рост составил рекордные 94%. В период кризиса в 2009 году рост почти прекратился и составил меньше 9%, но затем продолжился с новой силой на 23-24% ежегодно.
Рисунок 1. Изменение объема антивирусного рынка в России 2005-2011 (млн. $) Как мы видим из рисунка 1, по техническому анализу пока еще рано говорить о насыщении рынка или существенном замедлении его роста. Если не будет очередного витка глобального экономического кризиса, то рынок в ближайшие несколько лет может спокойно продолжить расти на 15-25% ежегодно. Перейдем к самому интересному, посмотрим, как менялись доли рынка пяти ключевых игроков: «Лаборатории Касперского», Eset, Symantec, «Доктор Веб» и Trend Micro. Мы не будем подробно анализировать причины изменений долей каждого игрока. Интересующиеся могут обратиться к нашим ежегодным отчетам, например, последнему [фрагмент отчета представлен ниже]. Оценим лишь большие изменения как состоявшиеся факты, которые ускользают от взгляда аналитика при ежегодном изучении изменений рынка. В 2010-2011 годах на рынке значительных изменений не произошло. Во-первых, наблюдаются разнонаправленные изменения долей рынка. «Лаборатория Касперского» и Eset стабильно увеличивают долю, в то время как все остальные игроки долю рынка теряют. Во-вторых, распалась тройка лидеров. До 2009 года включительно тройка лидеров укрепляла свои позиции по отношению к остальным игрокам. В 2009 году «Лаборатория Касперского», Eset и Symantec контролировали 84% рынка. Теперь же, за счет высокого роста, только «Лаборатория Касперского» и Eset контролируют без малого 80%, причем их доли значительно больше, чем у всех остальных игроков вместе взятых. «Лаборатории Касперского» и Eset удалось увеличить свои доли рынка в 2010 году на 2,0% и 1,6%, а в 2011 году еще на 0,8% и 1,7% соответственно. При этом доля рынка «Лаборатории Касперского» в 2010 году впервые в истории преодолела барьер 50%, а в 2011 году достигла 52,7%. Компания традиционно сильна в ритейле, выпустила обновление персональной линейки продуктов, на базе новых технологий защиты, получивших название «гибридных». Также компания серьезно обновила корпоративную линейку продуктов, включая средства их администрирования. Традиционно на руку компании играл сильный бренд, российское происхождение и активный маркетинг. Важной точкой роста для компании стал корпоративный сегмент и госсектор, где довольно успешно удалось потеснить конкурентов.
Положение Eset также заметно укрепилось. В 2010 году доля компании выросла на 1,6%, а годом позже еще на 1,7%. В итоге доля Eset на антивирусном рынке России выросла до рекордных 27%. Столь положительная динамика, как и в случае «Лаборатории Касперского», базируется на развитой сети розничных продаж, росте отдачи от совместных проектов с ISP, а также достаточно неплохими продажами в корпоративном сегменте. Для корпорации Symantec 2010 и 2011 годы на антивирусном рынке России, скорее, можно признать неудачными. В 2010 году компания пустила свои дела на антивирусном рынке на самотек, закрыла направление розничных продаж, сосредоточилась на других сегментах рынка ИБ (например, резервном копировании и восстановление данных, DLP). Таким образом, были потеряны реальные шансы на укрепление рыночных позиций. Несмотря на то, что продуктовая линейка компании является, пожалуй, лучшей в мире, парадоксальным образом это не приносит успеха компании в России. Стабильным спросом в России пользуются лишь корпоративные антивирусные продукты этого производителя, но только одного этого недостаточно для удержания лидерских позиций на рынке. Компания «Доктор Веб», по нашей оценке, смогла улучшить свое положение на рынке за последние 2 года. Несмотря на то, что ее темпы роста, все же, были ниже, чем у лидеров - 16,4% и 17,2% соответственно, ей удалось почти вплотную приблизиться к занимающей третье место корпорации Symantec. Двигателями роста для этого производителя стал все тот же ритейл и активная работа в сегменте SaaS. Кроме того, этот российский производитель, несмотря на давление конкурентов, все еще, имеет неплохие позиции в госсекторе.
Для компании McAfee последние два года не принесли значимых успехов. Фактически компания была почти незаметна на рынке. Естественно, что в таком пассивном режиме рассчитывать на какую-либо положительную динамику не приходится. Panda Security пришлось исключить из отдельного рассмотрения. Компания глобально испытывает тяжелые времена, вследствие чего пришлось прибегнуть даже к массовым сокращениям сотрудников. Эти проблемы не могли не отразиться и на положении компании на российском рынке. На рисунках 2-3 представлены изменения долей рынка каждого из пяти производителей антивирусных программ – это и истории успеха, и истории поражений и потерянных возможностей.
Сразу же бросается в глаза одна вещь, что одна группа производителей - в составе «Лаборатории Касперского» и Eset - стабильно растет из года в год, в то время как остальные сдают позиции. Причем, в отличие от Eset, который за время наблюдения всегда увеличивал продажи и свою долю рынка, для «Лаборатории Касперского» стал переломным 2007 год. Именно тогда компания сумела сломать негативный для себя тренд в России и включиться в «ралли» роста. В противном случае ее рыночные позиции были бы существенно испорчены, и не факт, что ей удалось бы остаться в лидерах рынка. Для остальных игроков 2007 года оказался ключевой в негативном смысле. С этого момента Symantec и Trend Micro стали стабильно терять позиции, а «Доктор Веб» потерял потенциальные возможности для быстрого роста.
Если подводить некоторый промежуточный итог по данным за семь лет наблюдения, то нельзя не отметить главное. Российский антивирусный рынок созревает и превращается в ринг для битвы двух стокилограммовых тяжеловесов, «Лаборатории Касперского» и Eset, в окружении слабых, но надеющихся на чудо легковесных конкурентов. Блоки парадигмы "Структура - Поведение - Результат"
Поскольку с статье анализируется период с 2005 по 2011 года, в процессе анализа используется динамическая модель.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |