КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Негативные убеждения
Максимизация выбора Выбор
Если исчерпались идеи, просто придумай еще одну.
Суть стадии ВЫБОРА не в том, чтобы найти верный ответ, но в том, чтобы породить и рассмотреть как можно больше альтернативных стратегий. На этой стадии количество идей важнее, чем их качество и осуществимость, и стимулирующий мысль процесс продумывания вариантов столь же ценен, как получившийся в итоге список, – надо всячески стимулировать выделение «желудочного сока мозга». Потом уже из самого широкого набора вдохновенно перечисленных возможностей будет выбран конкретный образ действий. Если в процессе коллективного обсуждения проявится предвзятость, самоцензура, насмешка, если кто-то будет слишком озабочен препятствиями или неполнотой только что придуманного плана, возникает опасность упустить потенциально ценные предложения и сократить выбор.
Коуч приложит все силы к тому, чтобы выудить из подопечного или из команды, с которой он занимается, максимум альтернатив. Для этой цели нужно создать среду, в которой участники обсуждения смогут выражать свои идеи и мысли свободно и не испытывая страха осуждения со стороны коуча или кого-либо другого. Следует записывать все предложения, даже на первый взгляд самые дурацкие. Обычно записи ведет коуч, и в этих «глупостях» тоже может таиться зерно разумной идеи, которое прорастет при дальнейшем обсуждении.
Более всего генерирование креативных идей, как в бизнесе, так и в других областях, сдерживается подспудными убеждениями, которые присущи нам всем, хотя мы едва ли о них подозреваем. К их числу относятся утверждения: • это сделать невозможно; • это невозможно сделать таким образом; • они никогда на это не согласятся; • это слишком дорого обойдется; • у нас нет на это времени; • конкуренты наверняка давно до такого додумались.
Можно придумать много других аргументов такого рода. Как видите, все они негативны, все отвергают выдвинутые идеи. Хороший коуч научит подопечных задавать вопросы «А если бы?». Например: • а если бы вы располагали достаточным бюджетом; • а если бы у вас было больше людей; • а если бы вы знали ответ, то каким бы он оказался; • а если бы этого препятствия не существовало, то как бы вы поступили в этом случае?
Эти вопросы позволяют на время обойти цензуру рационального мышления, высвобождают творческую мысль, и, быть может, в результате препятствие окажется не таким уж непреодолимым. Может быть, кто-то из членов команды изобретет путь в обход этого конкретного препятствия, так что в результате совместных усилий нескольких человек невозможное станет возможным.
Упражнение с девятью точками
На наших курсах для коучей мы порой используем хорошо известное упражнение с девятью точками, чтобы наглядно проиллюстрировать присущую нам всем предвзятость и ограниченность мышления. Для тех, кто незнаком с этим упражнением, или делал его, но забыл ответ, я привожу его ниже.
Возможно, вы сообразили или припомнили, что в данном случае следует избавиться от предвзятого мнения, будто нужно оставаться в границах заданного кружками квадрата. Но погодите торжествовать. Сможете ли вы теперь выполнить то же задание, но с тремя линиями или даже с меньшим их числом? Какие предвзятые мнения мешают вам сейчас? Разумеется, никто не говорил, что линии нужно проводить строго через центр кружка, но, скорее всего, вы сами себя в этом убедили. А как насчет двух или даже одной прямой? Никто не говорил, что вы не вправе вырвать страницу, свернуть ее в трубочку, разорвать на три полоски, сложить гармошкой. Это упражнение избавляет нас от еще одного предрассудка: от заведомой уверенности, будто в этой задаче нам подвластно только положение прямых, которые мы проводим. Но кто сказал, что мы не в силах поменять положение кружков? Когда мы увидим все представляющиеся возможности, наш образ мыслей изменится и список альтернатив существенно расширится. Вырвавшись из плена подобных самоограничений, мы станем настолько свободны, что и другие проблемы будем решать по-новому. Главное – выявить ложные предпосылки, а решение после этого будет нетрудно найти. (Некоторые решения задачи о девяти кружках приведены в приложении.)
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |