Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ответственность бизнеса сегодня




Понятие КСО принято рассматривать сквозь призму трех, наиболее распространенных подходов.

Согласно первому, корпоративная социальная ответственность подразумевает простое выполнение требований законодательства: налогового, природоохранного, трудового и т.д. Ведь если компания не нарушает закон и выполняет все взятые на себя обязательства – то она все делает правильно и представляет собой социально ответственный бизнес. Компания – это юридическое лицо. У нее не может быть чувства вины за то, что она не компенсирует обществу издержки отрицательных экстерналий (идея высказанная впервые Милтоном Фридманом).

По второму подходу — чтобы причислить себя к социально ответственным, компании должны, во-первых, осуществлять свою деятельность в соответствии с законами и принципами устойчивого развития («sustainable development»).

А, во-вторых, должны обеспечивать развитие социального капитала. Эксперты Всемирного банка определяют устойчивое развитие как процесс управления активами, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только физический, но также природный и человеческий капитал. При этом социально ответственным компаниям необходимо обеспечивать не только экономический рост, но и развитие всех этих активов.

Согласно третьему – социальная ответственность лишь способ улучшения имиджа компании, специальный маркетинговый «ход»[4] призванный заинтересовать и привлечь потребителей, партнеров, инвесторов, государство. Ведь согласно многим исследованиям потребитель предпочтет именно продукцию социально ответственного бренда, чем такой же продукции в отношении которой он будет уверен в обратном.

По данным MORI (Международного института исследований рынка и общественного мнения), в 2009 году для 53% россиян покупавших продукты или услуги было важным, чтобы компания (производитель или поставщик услуг), являлась социально ответственной (для жителей США, к примеру, этот показатель составил 78%). А ажиотаж вокруг электромобилей (которые выпускают Toyota, Nissan, PSA Peugeot Citroen и другие автоконцерны) объясняется растущим интересом потребителей к экологически чистой продукции.

 

 

Таким образом, КСО это не только средство маркетинга, но и конкурентное преимущество, поскольку в данном контексте она отвечает за имидж и деловую репутацию компании, а также за управление нефинансовыми рисками.

 

 

Степень изученности и освещения проблематики КСО в России во многом не соответствует потребностям в знаниях о ней.

Хотя, по оценке газеты коммерсант, каждый год российский бизнес направляет на социальные проекты более 5 млрд. долл.

Первый социальный отчет в России был выпущен лишь в 2002 г. компанией British American Tobacco (что логично, поскольку лучшая защита – это нападение).

При этом в ходе дискуссий в российском обществе лишь в самом общем виде сложилось понимание понятия социальной ответственности бизнеса. Однако общественные организации уже начали настаивать на выпуске компаниями нефинансовых социальных отчетов, а руководители Российского союза промышленников и предпринимателей настойчиво рекомендуют всем предприятиям сделать ведение социальной отчетности постоянной обязанностью.

КСО - продукт развития экономических отношений между различными (государственными и частными) субъектами, которые появляются,

во-первых, в результате формирования постоянных и устойчивых связей и взаимозависимости между частными компаниями и корпорациями и другими субъектами экономики, такими как общество, НГО, государство, международные организации и др.

А во-вторых, в результате развития и «взросления» самого бизнеса, общества и государства. При этом очевидна прямая зависимость междууровнем развития гражданского общества и КСО, которая появляется в качестве реакции со стороны компаний на требования, предъявляемые к ним обществом и государством.

 

Однако КСО формируется не всеми субъектами экономики, именно бизнес и государство (которое учитывает и отстаивает интересы общества) играют определяющую роль, устанавливая «правила игры» между субъектами в виде писаных (социальный отчет) и неписаных норм (джентльменские соглашения между компаниями и обществом или государством, устные договоренности и обязательства). Благодаря чему КСО может выступать в качестве барометра экономического и гражданского развития субъектов.

 

Отсутствие КСО свидетельствует о низком уровне развития гражданского общества и государства.

Поскольку даже понимание со стороны бизнеса того факта, что повышение энергоэффективности производства делает компанию более конкурентоспособной, не является таким весомым стимулом, как повышение налогообложения со стороны государства или принятие законов, обязывающих компанию проводить более ответственную политику в отношении своих отрицательных экстерналий.

 

Социальная ответственность бизнеса не охватывает все отрасли экономики (изначально она характерна для тех отраслей, которые наносят больший вред окружающей среде или обществу) и страны (оно характерно для развитых государств, интегрированных в мировую торговлю и такие неформальные клубы и форумы как ВТО, ЕС, «большая восьмерка», ОЭСР и другие международные институты).

Для неразвитых стран, в свою очередь, а также стран с переходной экономикой характерно отсутствие или низкий уровень ответственности бизнеса перед обществом и государством. А сегодняшние тенденции в их развитии – т.е. интеграция в глобализированный мир развитых стран позволяют сделать вывод о том, что в течение ближайшего времени ситуация изменится.

К тому же с такими глобальными проблемами, как загрязнение окружающей среды невозможно бороться в одиночку. Для решения этих проблем, нужно не только наличие механизма координации усилий разных сторон (для создания которых существуют международные институты), но и их желание добровольно наложить на себя ограничения.

При этом сознательное стремление бизнеса и большинства субъектов экономики к созданию стабильной деловой среды (в том числе благодаря решению проблем общества), снижению операционных рисков, повышению производительности труда, расширению рынка - является основой для дальнейшего развития практики социальной ответственности бизнеса.

 

Однако вопрос о том, насколько корпоративная социальная ответственность бизнеса является механизмом диалогической коммуникации остается без однозначного ответа, поскольку по своей форме она предполагает такое взаимодействие двух и более заинтересованных сторон, которое подразумевает готовность прислушиваться к мнениям оппонентов и вносить корректировки в свои действия. Тем не менее, на практике и по сути мы видим следующее.

 

 

КСО появляется в качестве бизнес-практики в ответ на такие противоречивые предпосылки, как:

· появление концепции социального государства, развитие идей о социальной справедливости, социалистических идей, движения «новых левых» и д.р.;

· развитие гражданского общества и самого бизнеса;

· демократизация форм собственности и участие сотрудников компаний, рабочих, акционеров в управлении компанией;

· развитие наук о коммуникациях (PR, GR, лоббизм, имиджеология); и др.

 

А значит КСО даже при совпадении всех присущих ей характеристик диалогической коммуникации таковой априори не является. Безусловно, обществу будет проще достучаться до компаний, если они будут вести свою деятельность в рамках принципов Глобального договора, однако может оказаться так, что они будут стучаться не с теми вопросами, которые действительно важны в данный момент времени и для данного общества. Ведь больше всего внимания общество уделит самым «распиаренным» СМИ и компаниями проблемам, а не тем, которые критически важны для их выживания.
Список используемой литературы:

 

1. CSR and Competitiveness, European SMEs’ Good Practice (Consolidated European Report)

http://www.kmuforschung.ac.at/de/Projekte/CSR/European%20Report.pdf

 

2. Десять принципов Глобального договора

http://www.un.org/russian/partners/unglobalcompact/principles.htm

 

3. 2007 Corporate Social Responsibility Pilot Study of SHRM

http://www.hranb.org/pdf/CorpSocRespSuvey2007.pdf

 

4. Социальный отчет БАТ Россия ()

http://www.batrussia.ru/OneWeb/sites/BAT_5G2MJE.nsf/vwPagesWebLive/C99F03AF21C10AD680256DEC00467499?opendocument&SID=&DTC=

 

5. Ш. Бонини, Л. Мендонца, Дж. Оппенхайм. Когда социальные проблемы становятся стратегическими, Вестник Mckinsey, номер 15 (2006)

http://www.mckinsey.com/russianquarterly/topics/index.aspx?tid=24&nord=7&ns=0

 

6. Вакцина для добрых, Ведомости, 07/08/2007

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/08/07/130544

 

7. Р. Ямбаева. Социальный отсчет. Приложение к газете "Коммерсантъ" № 182(3266) от 28.09.2005 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=611007

 

8. Социальная ответственность в корпоративном управлении: эффективная капитализация, Журнал НСКУ «Корпоративное управление», выпуск № 3, 2007 http://www.nccg.ru/en/site.xp/051051050052124049053053053.html

 

9. А. Санаев. Русский пиар в бизнесе и политике, Ось-89, 2005 г. с. 183

 

К списку лит-ры курса:

Канке, В. А. Этика ответственности: теория морали будущего / В. А. Канке. М.: Логос, 2003. - 352 с.

Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. - 100 с.

 

Левицкий, С. А. Свобода и ответственность / С. А. Левицкий // Социологические исследования. 2003. — № 9. — С. 130-136.

Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. М.: Логос, 2004. - 232 с.

Лучко, М. Л. Этика бизнеса фактор успеха / М. Л. Лучко. - М.: Эксмо, 2006. - 320 с.

 

 


[1] Киотский протокол - международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) с целью сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу.

[2] Десять принципов Глобального договора ООН:
1. Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния.
2. Деловые круги не должны быть причастными к нарушению прав человека.
3. Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор.
4. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.
5. Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда.
6. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности.
7. Деловые круги должны поддерживать ответственный подход к экологическим вопросам.
8. Деловые круги должны предпринимать инициативы в поддержку усиления экологической ответственности.
9. Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.
10. Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

[3] Французский экономист Ж. Дюкло в связи с этим явлением ввел понятие “гипербуржуазии” – транснационального класса финансовых игроков и держателей глобальных активов, которые могут оказывать поражающее влияние на международные экономические отношения и на международные отношения.

[4] Международный фонд за устойчивое развитие, например, занимается проблемами окружающей среды и имеет в своем составе тридцать корпораций, которые в совокупности ежедневно наносят такой значительный вред атмосфере, что все человечество сможет ликвидировать его только за полвека тяжелой работы. И тем не менее президенты корпораций проводят громкие заседания, говорят о новых энергосберегающих технологиях и усиленно создают себе имидж борцов за чистоту биосферы Земли.[9]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.