Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные действия международного развития предприятия




Способ распространения Объект Тип отношений
Товар или услуга Технология или умение
Твердая продажа Непрямой экспорт Согласованный экспорт Прямой экспорт Передача патента Передача ноу-хау Контракты «под ключ» Контракты на поставку готовой продукции и т.д. Поставщик - клиент
Прямые инвестиции Производственный филиал Торговый филиал Производственный филиал Совместное предприятие Головная компания – филиал
Концессия на ограниченный срок Лизинг Продажа лицензии на производство Лицензия на торговую марку Франчайзинг Совместное предприятие Договор о производственной кооперации Партнер - партнер

 

- углубленная переработка сырья и материалов (эта возможность существует для организаций, работающих в области нефтепереработки, лесопереработки, подотраслях химической промышленности, металлургии и т.д.).

Следствием правильного выбора оказывается расширение экспортных возможностей и экспорта в целом, эффективность которого как для российских предприятий, так и для экономики в целом в нынешних условиях не вызывает сомнений. Народнохозяйственное значение умножается за счет мультипликационного эффекта, так как кроме непосредственно экспорта товаров при поставках за рубеж, расширяется косвенный экспорт, выраженный поставками товаров и услуг на внутреннем рынке.

Деятельность компании на внешнем рынке может осуществляться в разных формах. Разрабатывая стратегию интернационализации деятельности компания может выбрать одну из форм или их комбинацию, отдавая предпочтение наиболее эффективным с точки зрения максимизации прибыли.

Остановимся прежде всего на экспорте. Экспорт, определяемый как продажа национальных товаров и услуг за рубеж, остается главной задачей международной торговли и отправной точкой для каждого предприятия, желающего перешагнуть за рамки национального рынка.

Выбор формы экспорта осуществляется соответствующим менеджером. Логика и последовательность рассуждения российского менеджера, заинтересованного в интернационализации управляемого им бизнеса, обычно следующие. В зависимости от располагаемых возможностей экспорт может быть организован как косвенный, т.е. с выходом на зарубежный рынок путем отправки продукции и продажи ее с помощью специализированных посредников, или прямой - с помощью собственного подразделения, филиала и торговых представителей или агентов организации. Кроме того, фирма может пассивно экспортировать избыточную продукцию или же предпринимать активные действия для расширения экспорта на какой-то конкретный рынок. Товары могут модифицироваться или не модифицироваться для экспортного рынка, и сам экспорт при этом будет связан с изменениями в ассортименте изделий, структуре организации, ее инвестициях и задачах.

В зависимости от обстоятельств экспорт может стать вынужденным решением предприятия или добровольным выбором:

- Экспорт как условие выживания предприятия. В случае, если объем
национального рынка небольшой и не позволяет фирме достигнуть уровня
производства, обеспечивающего растущую рентабельность и прочную
конкурентную позицию, экспорт становится единственно возможным
решением.

- Экспорт как добровольный выбор.

Рис. 2. Основные способы проникновения на внешние рынки

 

Среди основных причин начала экспортной деятельности предприятия можно выделить:

  1. Желание увеличить потенциальный объем спроса.
  2. Стремление удлинить цикл жизни товара.
  3. Стремление отвоевать внутренний рынок, перенеся экономическую и коммерческую борьбу на территорию конкурентов.
  4. Желание уменьшить коммерческий риск путем диверсификации клиентуры и цепей распределения.
  5. Стремление улучшить свою конкурентную позицию и качество управления.
  6. Вынужденная операция ТНК в рамках внутрифирменного
    товародвижения. Именно эта причина становится определяющей в
    расширении внешнеторгового оборота в настоящее время.

Прямые промышленные инвестиции относятся уже не к экспорту товаров, а к экспорту капитала. Учреждение коммерческого, а позднее производственного филиала в другой стране может преследовать две цели.

В первом случае речь идет о замене экспорта, который стал недостаточным, нерентабельным или невозможным (введение новых законов, таможенных барьеров), с целью удовлетворения существующей потребности на рынке в третьей стране. А во втором - фирма стремится получить и использовать какие-то преимущества (экономического, социального, политического плана), которые можно получить в третьих странах. В этом случае часть производимой продукции экспортируется в другие страны и таким образом фирма становится транснациональной. Сама по себе международная интеграция предприятий влечет за собой расширение внешнеторговых операций даже лишь на основе внутрифирменного товародвижения, однако ее смысл в создании новых товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке.

Среди причин, побуждающих предприятия к прямым промышленным инвестициям выделяются следующие:

1. Влияние политики протекционизма. Протекционистские меры
(количественные ограничения, таможенные пошлины...), принимаемые
правительствами стран экспорта, толкают экспортные фирмы, лишаемые тем
самым своих рынков, прибегать к методам прямых инвестиций. Тем не
менее, как подчеркивает Л. Лабурдет[8], протекционистские меры могут
являться только дополнительным стимулом внедрения на иностранный
рынок, к которому еще необходимо добавить другие элементы, как,
например, ценовое преимущество, чтобы предприятие решило прибегнуть к
прямым иностранным инвестициям.

2. Возможность получения ценового преимущества.

3. Возможность приближения к рынкам.

В некоторых случаях специфика потребительских привычек и поведения требует присутствия фирмы на местном рынке с целью адаптации своих товаров и услуг к условиям рынка.

4. Олигополистическая структура рынка.

В отрасли с олигополистической конкуренцией структура рыночных долей предприятий-участников достаточно стабильна. В подобных условиях предприятие, которое стремится сохранить свои темпы роста, вынужденно проводить стратегию интернационализации на основе участия в бизнесе на территории конечного потребителя.

Контрактные системы передачи технологий[9] сформировались под влиянием ряда факторов, среди которых - усложнение технологий, стремление ряда стран к ускорению своего экономического развития, развитие экономическо-политических отношений в мире.

 

Литература

  1. Международный менеджмент. Учебник/Рук. Авт. колл. И общая редакция В.И. Королев. – ГОУ ВПО ВАВТ Минэкономразвития России. – М.: Вавт, 2005. – 96 с. – TEMPUS, 2005.
  2. Некласса А. «Перспективы глобального развития и место Африки в новом мире (социально-экономический аспект)», «МЭ и МО» №8, 1995.
  3. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения. 1993.
  4. Зубченко Л.А. Международное движение капитала в условиях глобализации мировой экономики. – М.: МИЭП, 2002.
  5. Шенаев В., Шмелев Н. Современная Европа. – М.: Экономика, 2000.
  6. Перспективы социально-экономического развития европейских стран (Прогноз на 2000-2015 гг.). – М.: ИМЭМО РАН, 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.