Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдения и оценки




Синонимия — использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

Синонимия

Полисемия — наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

Прагматическое значение полисемантичных слов чаще всего достаточно ле­ко понимается благодаря речевому контексту, в который они включены,

 

 

 

Сообщение может быть закодировано

  многими альтернативными, но функционально эквивалентными кодами,
  то есть с помощью разных слов и фраз.

 

Это связано с таким языковым явлением, как синонимии

Например, содержание высказывания «ты опоздал», можно передать с помощью выражений

  «ты пришел поздно»
  и «ты не пришел вовремя».

 

Выбор выражений, осуществляемый отправителем сообщения,

  воздействует на понимание получателя
  и вызывает соответствующую ответную реакцию.

 

Выбор синонимического выражения свидетельствует об отношении гоВорящего к человеку или событию.

 

Синонимы могут демонстрировать (1) нейтральное, (2) положительное, или отрицательное отношение говорящего к описываемому объекту: «бережливый, скупой, жадный, осмотрительный»

 

 

Одна из особенностей использования языка, порождающая проблемы в речевом общении, связана со смешением в высказывании

  фактов (реально наблюдаемых действий, событий)
  и оценок (выводов, заключений, к которым мы приходим).

 

Наблюдая, мы можем видеть, слышать, трогать.

Результаты наших наблюдений описательны.

Оценка же включает в себя некоторые выводы из того, что мы наблюдаем, наше отношение к действиям партнера.

Споры очень часто возникают из-за того, что их участники свои предположения или мнения представляют как факты.

В качестве примера приведем довольно типичный диалог:

А: Почему вы сердитесь на меня?

Б: Я не сержусь на вас. Но почему вы в последнее время хотите меня подколоть?

А: Я вовсе не хочу вас подколоть. Вы просто относитесь ко мне с предубеждением.

Б: Что вы называете «предубеждением»?Я вовсе не предубежден против вас и т. д.

 

Вместо приписывания собеседнику каких-то мыслей, чувств, настроений, имеющих значение для нас, необходимо выделить те его конкретные действия или слова, которые послужили основой для нашей интерпретации.

Не случайно в судебных процессах такое большое внимание уделяется отделению фактуальных суждений от умозаключений.

Пример:

Обвинитель: Расскажите нам своими словами, что вы видели ночью 5декабря?

Свидетель: Во-первых, я услышал крики и затем увидел девушку, выходившую из квартиры обвиняемого. Она плакала, ее платье было разорвано, на шеесиняк.

Обвинитель: Можно ли сказать, что это выглядело так, как если бы девушка и обвиняемый поссорились?

Защитник: Возражаю. Вопрос требует от свидетеля сделать заключение. Судья: Принимается.

В подобных ситуациях неверное заключение может иметь серьезные последствия.

В повседневном общении невозможно, да и не нужно, полностью отказываться от ненаблюдаемых заключений.

Однако слушая других, важно

  отличать фактуальные утверждения и выводы, основанные на мнении,
  видеть разницу между утверждениями, в которых оценки включаются в результаты наблюдений

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.