Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности (формы) обучения




Индивидуальная и коллективная формы обучения.

Обучение – это познание, а единство преподавания и учения, осуществляемой в процессе обучения, есть единый вид познавательной деятельности, так как обучение – разновидность человеческого познания.

В самом общем виде (в зависимости от количества участников) форму обучения различают:

- индивидуальную;

- коллективную.

Индивидуальная форма обучения – это такая форма деятельности, при которой предполагается самостоятельное выполнение задания обучающимся, предназначенное специально для него с учетом его подготовки,учебными возможностями и навыками. Индивидуальная форма предполагает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся.

Коллективная форма обучения – процесс, происходящий при наличии связей между самими обучающимися, характеризующийся взаимодействием в работе, сопровождающийся единством естественно-стихийных и искусственно-организованных явлений.

Термин "коллективный способ обучения" был введен Дьяченко В.К., который в своих исследованиях разделяет способы обучения в зависимости от форм организации процесса обучения:

1) парно-индивидуальный;

2) группо-парно-индивидуальный;

3) коллективно-группо-парно-индивидуальный.

Каждый последующий общественно-исторический способ обучения отличается от предыдущего новым компонентом – новой организационной формой, которая в новых исторических условиях приобретает значение системообразующего элемента.

Парная и групповая формы обучения

Кроме того, выделяют парную и групповую формы обучения.

Парная форма обучения – вид обучения, при котором происходит взаимодействие между двумя обучающимися.

Работа учащихся в парах сменного состава – это даже не метод. Это форма организации учебной работы. Сама по себе эта форма не может быть применена в обучении. Необходима разработка какой-то методики применительно к содержанию обучения.

Групповая форма обучения – такая форма организации деятельности, при которой определенная группа обучающихся прикладывают совместные усилия для решения поставленных задач.

Групповые формы обучения эффективны при проведении семинарских и научно-практических занятий, в процессе которых необходимо коллективное решение выдвинутого вопроса или проблемы. Используются такие формы и в иных случаях, например, при проверке домашнего задания.

Еременко В.И. выделяет три вида групповых активных и интерактивных методов обучения:

1) дискуссия;

2) игра;

3) тренинг.

Басова Н.В. придерживается мнения, согласно которому существуют следующие формы обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен, индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.

Экскурсия может служить одним из видов теоретического и практического познания (в зависимости от цели проведения).

В научной литературе освещается ряд признаков экскурсии:

1) наличие экскурсионной группы и квалифицированность экскурсовода;

2) протяженность экскурсии во времени и в пространстве;

3) целенаправленность её проведения.

В зависимости от классификации можно выделить экскурсии:

1. По месту проведения: городские, загородные, комплексные, музейные, производственные.

2. По продолжительности.

3. По содержанию: обзорные, рекламные, тематические, учебные. Обзорная экскурсия многотемная, с использованием исторического и современного материала. Строится на показе различных объектов - памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, и процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче её раскрытия. Тематические экскурсии подразделяются на:

- исторические (историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи);

- производственные (производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические, профессионально-ориентационные для учащихся);

- природоведческие или экологические;

- искусствоведческие (историко-театральные, историко-музыкальные, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности деятелей культуры, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов);

- литературные (литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные);

- архитектурно-градостроительные (с показом архитектурных построек данного города, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода, дающие представление о творчестве одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, с демонстрацией образцов современной архитектуры, экскурсии по новостройкам).

Учебная экскурсия рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории).

1. По составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д., с учётом особенностей восприятия.

2. По способу передвижения: пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

3. По форме проведения: экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом), экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений, экскурсия-спектакль на основе конкретных произведений художественной литературы.

Святославский А.В. отмечает, что экскурсионное дело в своем развитии пережило три эпохи:

1) дореволюционная;

2) советская;

3) постсоветская.

Наряду с экскурсией для студента большое значение имеет практика.

В соответствии с п. 24 статьи 2 "Основные понятия" Федерального Закона РФ № 273 от 29 декабря 2012 года "Об образовании" практика – видучебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования предусматривает учебную и производственную практики. Учебная практика может быть ознакомительной, первичной и т.д.

Производственная практика включает следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики, проводящиеся в организациях, на предприятиях и в учреждениях.

Очная, вечерняя и заочная формы обучения

Очная форма обучения – классическая, дневная форма обучения, при которой преподаватель и обучающийся контактируют непосредственно при проведении лекций, семинарских занятий, лабораторных работ, практической деятельности, тестирования и иных форм, для реализации которых выделяется значительный промежуток времени, что соответственно, означает минимальный объем часов на самостоятельное изучение предмета.

Вечерняя форма обучения – такая форма обучения, при которой обучающийся получает знания, имея контакт с преподавателем во время проведения занятий, как правило, в вечернее время суток, имея возможность благодаря такому графику осуществлять трудовую деятельность.

Заочная форма – форма обучения, предполагающая в большем объеме самостоятельное изучение предметов обучающимися, и сдачу ими экзаменов и зачетов в установленный промежуток времени, как правило, во время проведения сессий.

Существует ряд специфических особенностей заочного обучения, среди которых можно отметить характерные черты проведения лекционных занятий: в условиях жестко ограниченного времени лекционного курса все большее значение приобретает его методически правильная организация; экономия времени и упорядочение темпа лекции возможны за счет демонстрации слайдов.

В связи с этими фактами возрастает значение способности студентом конспектировать сообщаемую информацию, то есть воспроизводить лекцию в сжатой форме в письменном виде. В литературе отмечается несколько видов конспектирования:

- выборочное и сквозное;

- репродуктивное и творческое.

Выборочное конспектирование – ведение записи в ходе прослушивания лекции, когда фиксированию подлежат лишь отдельные конкретные фрагменты, отражающие основную суть изложенного. Сквозное конспектирование – прием записи, при котором передаваемая информацияфиксируется в полном объеме, без пропусков.

Репродуктивное конспектирование – сжатое фиксирование полученной информации без перестраивания авторского замысла, логической конструкции, способов изложения материала.

Творческое конспектирование – такая форма изложения полученной информации, которая осуществляется с применением воображения, мышления и познаний.

Существуют также и различные методы конспектирования:

- основные;

- вспомогательные.

Сами конспекты подразделяются на несколько видов:

- плановый;

- свободный;

- текстуальный;

- тематический.

Заочная форма обучения вызывает многочисленные споры о целесообразности и эффективности полученных студентами знаний и умении применять их на практике.

Экстернат – разновидность формы обучения, так называемый альтернативный метод обучения, который позволяет сэкономить время и усвоить постоянно возрастающий объем информации. В настоящее время возможно получение образования экстерном традиционным путем и с применением дистанционных образовательных технологий.

Как правило, студенты, проходящие учебу традиционным экстерном, обязаны выполнять текущую и итоговую аттестации в очном, общепринятом режиме. Хотя в настоящее время с использованием компьютерных систем возможно проведение текущей и рубежной аттестации в онлайн-режиме в виде решения тестовых заданий.

Дистанционная форма обучения.

В настоящее время в связи с развитием информационных технологий большое распространение получил такой метод обучения как дистанционный, который представляет собой бесконтактное взаимодействие преподавателя и обучаемого, основанное на использовании телекоммуникационных аппаратов.

Дистанционное обучение отличается от иных форм тем, что в этом процессе необходима совокупность технологий, позволяющих предоставить обучаемому необходимую информацию. Иными словами, для образования информационного потока необходимы:

1) источник информации;

2) приемник информации;

3) канал связи между ними.

Дистанционное образование предоставляет возможность реализации вариативных организационных форм обучения, т.е. предполагает возможность изменения организационных форм обучения для конкретного учащегося на произвольный период времени в условиях применения дистанционных образовательных технологий в зависимости от реальных факторов жизнедеятельности самого учащегося или учителей на основе регламентированных процедур, позволяющих сформировать индивидуальный план учащегося, изменить состав преподавателей для конкретного учащегося.

Среди организационно-дидактических принципов дистанционного обучения можно отметить следующие:

1) индивидуализация;

2) массовость предоставления образовательных услуг;

3) преемственность;

4) экзогенность и имманентность;

5) альтернативность;

6) интерактивность;

7) модульность;

8) персонификация;

9) самостоятельность обучения;

10) эффективность.

Дистанционное обучение характеризуется следующими чертами:

- гибкость;

- модульность;

- новая роль преподавателя;

- охват;

- параллельность;

- технологичность;

- экономичность.

Лапенок М.В. дополнительно отмечает характерные особенности обучения на базе дистанционных образовательных технологий:

- дальнодействие;

- рентабельность;

- асинхронность;

- мобильность;

- новая роль обучающегося;

- социальное равноправие;

- интернациональность.

Система дистанционного обучения может включать такие элементы, как интерактивные тренажеры, информационные слайды, тесты. При этом организация взаимодействия может быть установлена посредством ведения блога, аудиоконференции, видеоконференции, форума, чата, электронного почтового ящика и даже факса и обычной почтовой связи. Серкова Н.В. среди образовательных технологий, наиболее приспособленных для использования в дистанционном обучении, выделяет следующие:

- видео-лекции;

- мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;

- электронные мультимедийные гипертекстовые учебники;

- компьютерные обучающие и тестирующие системы;

- консультации и тестирование с использованием телекоммуникационных средств;

- видеоконференции.

При дистанционной форме обучения огромную роль играет электронная библиотека, обеспечивающая обучаемым доступ к информационной базе. Студенты могут получать информацию из электронных учебных пособий – компьютерных учебников, которые, по обоснованному утверждению Еременко В.И., имеют ряд преимуществ:

1) использование технических возможностей электронно-вычислительной техники за счет реализации игровых форм и методов обучения, имитации сложных физических процессов путем дистанционного управления процессом обучения;

2) глубокое освоение современной вычислительной техники;

3) автоматизация труда преподавателя при проектировании систем обучения, разработка учебных программ;

4) наилучшая организация учебного процесса;

5) индивидуализация обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности его изучения с учетом индивидуальных возможностей.

Предъявляются определенные требования к электронным учебным изданиям:

1) возможность организации доступа к информационным ресурсам Интернета;

2) доступность для обучающегося несколькими способами;

3) использование звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу;

4) наличие подсистемы контроля знаний, интегрированной в учебник;

5) развитая гипертекстовая структура в понятийной части курса.

Овчинников В.А. несколько в иной форме изложил такие требования:

А) доступность обучения;

Б) научность обучения;

В) обеспечение наглядности;

Г) проблемность обучения;

Д) прочность усвоения знаний;

Е) систематичность и последовательность.

Дистанционное обучение как непосредственное получение знаний конкретным обучающимся имеет несколько этапов относительно деятельности преподавателя:

1) проведение контактных установочных лекций;

2) направление с помощью современных технических устройств материала по определенным темам;

3) направление индивидуальных заданий обучающимся;

4) получение от обучающихся решений по заданиям;

5) проведение итоговой аттестации, экзамена или зачета.

Более обширное понимание процесса дистанционного образования, затрагивающего значительный круг участников, представлено несколькими этапами:

1) формирование контингента обучающихся;

2) проектирование содержания образования и построение основы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью;

3) проектирование образовательных профилей;

4) разработка системы гибкого управления процессом.

Образовательный профиль – это система организации образования, в соответствии с которой студент обучается по выбранному им направлению (специализации), имея намерение практического применения полученных умений и навыков.

Дистанционное обучение имеет определенные преимущества по сравнению с иными формами:

- довольно высокое качество обучения благодаря использованию достижений и телекоммуникационных технологий;

- индивидуальный подход к обучаемому, что оказывает на него положительное влияние и повышает его интеллектуальный потенциал;

- свободный график обучения в связи с возможностью заниматься в удобное для обучаемого время и в любом месте;

- тесное сотрудничество с преподавателем вне зависимости от места проживания обучаемого.

Развитие компьютерных технологий и средств связи привело к "информационному взрыву", в результате которого каждый индивидуум стал не в состоянии самостоятельно найти и переработать огромные объемы информации, необходимые ему для профессиональных или образовательных целей.

Современная система образования должна опираться на новейшие достижения в области информационных технологий. Кроме таких информационных средств со стажем, как телерадиовещание, телефон и других, в настоящее время получают все большее распространение компьютерные технологии и различные сервисы Интернета. Умение использовать средства поиска, просмотра и отбора необходимой информации во "всемирной паутине" (world wide web), которая является одним из самых динамично и быстро развивающихся сервисов Интернета, а также применение других его ресурсов в профессиональной и общеобразовательной сферах позволят существенно сократить время для целенаправленного отбора и осмысления все увеличивающегося потока информации.

Роль преподавателя при дистанционном обучении играет так называемый тьютор, на которого возлагается оказание административно-организационной и психолого-педагогической поддержки обучающимся.

Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

В настоящий момент разработаны профессиональные стандарты деятельности тьютора.

Говоря о специфике работы тьютора, нужно отметить, что это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку или взрослому зафиксировать собственные познавательные интересы, определить образовательные предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно их реализовать, помочь выстроить свою программу. Имея в виду тот факт, что тьютор – это особая педагогическая профессия, можно предположить, что готовить новых специалистов должна образовательная структура, основанная на других, отличных от традиционной системы обучения, принципах.

Надо отметить, что первая магистратура по подготовке тьюторов по программе "Тьюторство в сфере образования", была открыта профессором, доктором педагогических наук Ковалевой Т.М. в сентябре 2009 года в Московском педагогическом государственном университете. Обучение в магистратуре организовано с учетом следующих принципов:

- принцип индивидуализации,

- принцип использования ресурсов открытого образовательного пространства,

- принцип создания избыточной образовательной среды,

- предоставление возможности выбора (своей индивидуальной образовательной траектории, направления исследовательской деятельности, специализации и т.д.),

- тьюторское сопровождение магистранта на протяжении всего срока обучения,

- использование инновационных (в т.ч. интерактивных) образовательных технологий.

В связи со спецификой дистанционного обучения этот вид образования как никакой другой отличается значительной самостоятельностью в процессе его получения, которая характеризуется, по мнению Иоселиани А.Д., следующими признаками:

- наличие результатов деятельности;

- наличие специально организованной деятельности студентов;

- наличие технологии процесса обучения.

На основании изложенного, нельзя не согласиться с мнением современных исследователей о том, что дистанционное образование с помощью новейших информационных и коммуникационных технологий является одной из самых эффективных и перспективных форм удовлетворения образовательных способностей общества и наилучшего выполнения социальной функции образования.

Однако не стоит обходить вниманием и те факты, которые в свою очередь, свидетельствуют и о недостатках дистанционного образования, а также о его специфических проблемах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 5196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.