Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар и научно-практическое занятие




Современная юридическая наука выделяет несколько форм семинаров, в зависимости от конкретной методики их проведения.

Семинар(от латинского seminarium - рассадник, теплица) – один из основных видов занятий в высшем учебном заведении, цель которого – передача и получение знаний.

Еременко В.И. подразделил семинарские занятия на три вида:

1) семинар, проводимый для проработки отдельных тем;

2) спецсеминар исследовательского типа;

3) с целью углубленного изучения определенного курса.

В настоящее время в науке уделяется пристальное внимание различным типам семинаров: беседа, дебаты, дискуссия, диспут, интеллектуальная викторина, коллоквиум, круглый стол и др.

Беседа

Метод беседы – диалог равноправных участников разговора, направленного на выяснение причин появления каких-либо фактов или факторов в личной или общественной жизни. Беседа как форма семинара предполагает контакт преподавателя и обучаемого, в ходе которого тот и другой могут ставить вопросы по плану беседы в рамках поставленной цели, с рассмотрением соответствующих задач и проблем.

Беседа в самом общем виде может быть формализованной и неформализованной.

Формализованная беседа – беседа, строящаяся по заранее разработанному плану, программе, включающая ряд вопросов, их последовательность, возможные варианты ответов.

Неформализованная беседа – беседа, в которой нет четкой последовательности вопросов,а иногда нет и самих вопросов.

Формализованная или, если применять иное, введенное в научный оборот название, деловая беседа, представляющая собой форму коммуникативного взаимодействия с участием двух человек, в которой цель хотя бы одного является внешней по отношению к самому процессу, имеет следующие фазы:

- подготовительная;

- центральная;

- заключительная.

Юридическая наука широко применяет метод беседы и различает несколько её типов:

- ознакомительная беседа;

- диагностическая;

- экспериментальная;

- профилактическая.

Кроме того, в зависимости от цели беседы она может быть регламентированной, свободной и с взаимным обменом информацией.

Ознакомительная беседа – беседа, как правило, проводимая между собеседниками впервые, целью которой может являться "поверхностное" установление взаимоотношений на основе общих фраз.

Диагностическая беседа – беседа, целью которой ставится определение личностных и психологических особенностей собеседника, сбор о нем такой информации, которая позволяет определить его общее состояние, наличие у него профессиональных качеств.

Экспериментальная беседа – вид беседы, проводимый всегда с поставленной целью проверить выдвинутые гипотезы. Профилактическая (от греч. prophylaktikos – предохранительный) беседа – беседа, целью которой является предостеречь собеседника от чего-либо в будущем.

Регламентированная беседа – метод, при котором имеется в наличии план проведения беседы, строгая последовательность задаваемых вопросов, образец ведения беседы. Свободная беседа – вид, при котором беседа не имеет заранее продуманной схемы ведения, тематики и обсуждения конкретных вопросов, их последовательности и связанности между собой.

Беседа с взаимным обменом информацией – беседа, при которой участвующие взаимно задают вопросы и получают на них ответы. В литературе уделяется внимание таком виду беседы, как эвристическая, и совершенно справедливо указывается, что эвристическая беседа является одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности.

Диспут

Диспут (лат. disputo - рассуждаю, спорю) – это специально организованное представление, в процессекоторого происходит демонстративная борьба мнений по определенной научной или общественной важной теме. Обычно на общественное мнение выносятся наиболее важные, интересующие широкий круг лиц вопросы, требующие решения.

Диспут требует подготовительных мероприятий:

- выбор тематики обсуждения и составление вопросов, вызывающих споры;

- набор активных участников;

- оповещение участвующих лиц о проведении диспута;

- определение руководителя;

- составление плана и этапов проведения диспута.

Диспут относят к одному из методов формирования сознания.

Дискуссия

Дискуссия – это процесс обсуждения и разрешения определенных вопросов, являющийся разновидностью спора, в котором стороны стремятся придти к взаимному согласию. Различают аподиктическую, диалектическую, софистическую, эристическую дискуссии.Аподиктическая дискуссия – обсуждение вопросов, основанное на законах мышления и правилах вывода.

Диалектическая дискуссия – форма обсуждения вопросов, основанная на истинности знаний.

Истинность знаний – один из критериев научности знаний, наряду с интерсубъективностью и системностью. Под истинностью знания понимается соответствие его познаваемому предмету – всякое знание должно быть знанием предметным, т.к. не может быть знания "ни о чем".

Софистическая дискуссия – метод опровержения через выявление противоречий.

Эристическая дискуссия – метод обучения, аналогичный методу эвристической беседы, входящий в систему методов проблемного обучения.

Термин "дискуссия" образован от слова discussio, что в переводе с латинского языка означает "рассмотрение". Дискуссия используется и подвергается тщательному исследованию в педагогике, психологии, социологии, юриспруденции. В принципе, дискуссия может рассматриваться как метод познания.

Признаки дискуссии:

- работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников;

- соответствующая организация места и времени работы;

- процесс общения протекает как взаимодействие участников;

- взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также - использование невербальных выразительных средств;

- направленность на достижение учебных целей.

Коллоквиум

Коллоквиум – форма проверки в высшем учебном заведении уровня полученных студентом знаний, один из методов педагогического контроля, выполняющий диагностическую функцию.Коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) - одна из форм учебных занятий, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов.

Форма проведения коллоквиума бывает различной. Часто коллоквиум выглядит как репетиция экзамена – студент получает вопрос, самостоятельно готовит ответ, далее следует устная беседа с экзаменатором, задаются дополнительные вопросы. Также возможно проведение коллоквиума письменно. На коллоквиуме могут обсуждаться: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся.

На коллоквиуме преподаватель в составе группы проводит со студентами собеседование по отдельной наиболее сложной теме или разделу учебной дисциплины. Коллоквиум может быть также проведен по какой-то отдельной книге, монографии, имеющей важное значение для более глубокого овладения студентами знания предмета, или по темам учебной дисциплины, изученным студентами самостоятельно. Методика проведения коллоквиума такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература.

Для интересующихся организуются консультации. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все студенты. Если кто-либо не справится с коллоквиумом – такого студента преподаватель вправе не допустить к зачету, экзамену. Коллоквиумы, то есть собеседование преподавателей со студентами, имеют своей целью, главным образом, выяснение и углубление их знаний. В некоторых случаях их проводят по дополнительным темам, которые не предусмотрены программой, но вызывают интерес среди той или иной части студентов.

В других случаях речь идет о дополнительных занятиях по каким-то сложным темам курса, оставшимся не вполне усвоенными студентами. Наконец, чаще всего коллоквиумы проводятся с целью выяснения знаний студентов, которые по тем или иным причинам не выступали на нескольких последних семинарах.

В этом случае коллоквиум выглядит как своеобразный зачет по пройденным темам.

Круглый стол

Круглый стол – это форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке. Как одна из организационных активных форм обучения, позволяющих углублять познавательную деятельность обучающихся и укреплять их объективную позицию, "круглый стол" имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив.

Идея "круглых столов" заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, "горячих" вопросов придает "круглому столу" динамичность и эксцентричность.

Цель "круглого стола" - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей"круглого стола" является мобилизация и активизация обучающихся на решение конкретных актуальных проблем, поэтому "круглый стол" имеет специфические особенности:

1. Персонифицированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до концаточно быть сформулирована.

К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями другихучастников (дискутантов)).

2. Полифоничность занятияв форме "круглого стола" (в процессе "круглого стола" может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников.

Среди этого многоголосья ведущему необходимо "уцепиться" за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью "круглого стола").

При проведении "круглого стола" для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

1. Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два.

При аудитории в 20-30 человек необходимы один преподаватель и/или ассистент, который обеспечивает работу технических средств для аудио- и видеозаписи.)

2. Установить регламент выступлений (как правило, общий регламент "круглого стола" - 2 ч., выступления специалистов и участников - 10 мин., участие в дискуссии - 3-5 мин.).

3.Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы "круглый стол" был действительно круглым и коммуникации осуществлялись "лицом к лицу", что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении "круглого стола": подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I. Подготовительный этап включает:

- выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для студентов с точки зрения развития профессиональных компетенций;

- подбор модератора (модератор руководит "круглым столом", поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

- подбор дискутантов (дискутантами "круглого стола"являются преподаватели и студенты. Состав участников "круглого стола" может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур);

- подготовка сценария (проведение "круглого стола" по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе "круглого стола").

Сценарий предполагает:

- определение понятийного аппарата (тезауруса);

- краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

- перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

- разработку "домашних заготовок" ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;

- заключительную речь модератора;

- оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио-, видеотехникой), а такжемультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

- консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

- подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей "круглого стола"

II. Дискуссионный этап состоит из:

- выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме "круглого стола" и информирование об общих правилах коммуникации.

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

- избегай общих фраз;

- ориентируйся на цель (задачу);

- умей слушать;

- будь активен в беседе;

- будь краток;

- осуществляй конструктивную критику;

- не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников "круглого стола":

- проведения "информационной атаки": участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

- выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи.

С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулироватьдополнительные вопросы:

- Что в ситуации является главным?

- Что вы лично думаете об этом?

- Можете ли вы привести аналогичный пример из практики?

- Затронуты ли в ситуации другие аспекты, например: этические, психологические?

- Как бы вы это оценили?

- Каковы последствия принятых решений?

- Кого это затронет, на ком отразится?

- Не пропустили ли вы важную для правильного решения информацию?

- ответов на дискуссионные вопросы;

- подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии:

- формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

- подведение заключительных итогов ведущим;

- выработка рекомендаций или решений;

- установление общих результатов проводимого мероприятия.

С применением дистанционных технологий возможно проведение "виртуальных круглых столов".

Дебаты

Дебаты – это организованный спор, который проводится в четко отлаженном и структурированном порядке и играет большую роль для развития умственных и логических способностей участвующих сторон.

Исследованием дебатов как одной из эффективных форм приобретения знаний в современной науке занимаются ученые самых разных направлений – педагогики, философии, культурологии, юриспруденции. Так, широко известны работы Турик Л.А., Кирьяковой А.В., Бобковой Н.Д.

Дебаты – это форма ведения спора, имеющая отличия от обычной логической аргументации, проверяющей вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только фактом события или его отсутствием.

Логическая аргументация – совокупность доводов, подтверждающих или опровергающих идею, мысль, теорию, на основе дедуктивных или индуктивных доказательств.

Появление дебатов как разновидности спора связывают со временем, когда у людей появились первые разногласия.

Таким образом, точный период или дата происхождения дебатов наукой не установлена.

Известно, что дебаты уже были известны во времена Древнего Рима. Существует предположение, согласно которому дебаты представляли собой элемент демократии. В образовательном процессе дебаты призваны решать актуальные на сегодняшний день задачи, что связано с вступлением высшей школы в новый этап развития.

Дебаты можно рассматривать как один из вариантов деловой игры. Для многих людей в России слово "дебаты" стало неразрывно связано с интересной и познавательной игрой, которая получила особенно широкое распространение на постсоветском пространстве с 1994 года, когда Институтом "Открытое общество" была основана сетевая программа "Дебаты". Значение дебатов разносторонне и широко. Так, дебаты имеют:

- социализирующее значение;

- воспитывающее;

- развивающее;

- дидактическое. Среди участников игры отличают команду, судей, таймкипера, тренера.

Судья в дебатах наделен тремя основными функциями:

- поддержание справедливости;

- обучение;

- сохранение позитивной атмосферы игры.

Дебаты можно рассматривать разносторонне, как:

- систему формализованных дискуссий;

- образовательную стратегию;

- учебный курс, который представляется в двух направлениях:

1) интеллектуальная игра;

2) педагогическая технология.

Термин "педагогическая технология" в отечественной науке глубоко исследован и на основе анализа его предназначения и роли в деятельности преподавателяопределено несколько разновидностей технологий:

1) диалоговые тренинги;

2) игровые технологии;

3) интеграционные;

4) тренинговые педагогические технологии.

Технология "Дебаты"имеет огромное значение и призвана развивать:

- критическое мышление, представленное совокупностью суждений о предмете, проблеме или содержании, результаты которого подлежат корректному применению к возникшей ситуации;

- исследовательские навыки;

- коммуникативную культуру, в основе которой лежат нравственные ценности: вежливость, корректность, скромность, тактичность, точность;

- социальные и организационные навыки.

Светенко Т.В. подчеркивает преимущества личности, овладевшей приемами критического мышления:

- учет сильных и слабых сторон противоположных точек зрения;

- оценка предела своих знаний и собственной склонности к предубеждениям и предрассудкам;

- видение и работа с непопулярными идеямии убеждениями;

- преодоление неуверенности и нерешительности при публичном выступлении;

- понимание концепции и умение доказывать, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;

- понимание возможности оценки и знание ценности, на которых основываются суждения;

- использование всех доступных средств для решения проблемы, поиск лучшего средства;

- приветствие хороших вопросов как возможности развивать ход мысли;

- разделение идеи и их соединение;

- умение отличать наблюдения от заключений;

- умение отличать соответствующих фактов от несоответствующих;

- умение находить противоречия;

- оценка последствий действий, идеи и убеждений.

Кроме того, дебаты воздействуют на личность и иными способами, так с помощью проведения дебатов у участников:

- расширяется общекультурный кругозор;

- развиваются интеллектуальные способности;

- развиваются исследовательские и организационные навыки;

- совершенствуются творческие качества;

- развиваются коммуникативные умения;

- развиваютсяораторские способности;

- формируется гражданская позиция и навыки жизнедеятельности в демократическом обществе.

Светенко Т.В. подразделяет дебаты по двум основным категориям: командные и индивидуальные. Первые представлены в следующих формах:

- дебаты Карла Поппера;

- парламентские;

- Линкольна – Дугласа.

Дебаты Линкольна – Дугласа в своей основе имеют незыблемые общепризнанные ценности: безопасность, демократия, достижение, жизнь, правосудие, прогресс, равноправие, счастье. Данный вид дебатов отличается тем, что спикер заранее должен подготовить свои комментарии по выступлению.

Второй тип представлен двумя видами:

- импровизационная речь;

- авторское исполнение.

Дебаты по форме их проведения, по содержанию и цели делятся на формальные и неформальные. Формальные дебаты имеют регламент, формат; неформальные предстают в виде дискуссии или диспута.

В науке принято различать дебаты по типу:

1) классические - формат дебатов, где участвуют команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо "рецензентами", либо судьями;

2) "модифицированные". Модифицированные дебаты допускают изменения правил:

- сокращается регламент выступлений;

- увеличивается число игроков в командах;

- допускаются вопросы из аудитории;

- организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

- осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;

- создается "группа - экспертов", которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновение позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

- изменяется (появляется) роль ведущего игры. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.

Есть и более мелкое, подробное разделение – на подвиды:

- проблемные;

- экспресс-дебаты по мини-проблемам;

- как форма самостоятельной работы с текстами;

- в виде средства формализации дискуссии;

- повторительно-обобщающие занятия;

- пресс-конференция.

Экспресс-дебаты – это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может рассматриваться как элемент "обратной связи", закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности. Проводятся они "один на один" и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту.

Пресс-конференция – это мероприятие, проводимое с целью анонса или презентации, состоящее из следующих этапов:

- прибытие участвующих лиц;

- регистрация участников;

- выступление;

- вопросы и ответы;

- фуршет (кофе-брейк, банкет).

Дебаты могут быть различных форматов:

1) политические;

2) парламентские;

3) программа Карла-Поппера, предполагающая участие двух команд из трех человек (спикеры), которые обсуждают заданную тематику. Одна из команд утверждает тезис, другая- опровергает.

У участников команд имеется временной промежуток для консультации друг с другом.

Исследователями определены основные принципы проведения дебатов, на которых заложены базовые исходные:

- уважение;

- честность;

- отсутствие проигравших.

Сами по себе дебаты как мероприятие имеют составные части, элементы:

- тема;

- утверждающая сторона;

- отрицающая сторона;

- аргументы;

- поддержка и доказательства;

- перекрестные допросы, способствующие обнаружение слабых сторон доказательства и выявлению ошибок;

- решение судей.

Конференция

Конференция – это мероприятие, организованное с целью обмена информацией, опытом, знаний на определенную заявленную тематику, участие в которой, как правило, принимают представители тех научных направлений, для которых поставленные вопросы имеют актуальное значение. Основная работа по подготовке конференции возлагается на организаторов: подготовка конференц-зала, оборудования для синхронного перевода, проекционного оборудования.

Еще одна цель проведения конференции – поддержание научного сообщества как действующего института.

Можно выделить два основных этапа конференции:

- подготовка как скрытый от посторонних, организационный этап;

- проведение или основной этап.

В подготовительном этапе задействованы инициаторы, организаторы конференции. Данный этап состоит из следующих элементов:

1) формулировка основных для выступлений тем;

2) рассылка текстов пленарных докладов для предварительного согласования докладчиками ориентации своих выступлений;

3) сортировка докладов по секциям в зависимости от тематики;

4) публикация тезисов докладов;

5) организация беседы руководителей с конкретными участниками с целью их выступлений для "подогрева" интереса участников к обсуждаемой тематике;

6) формирование круглых столов для более подробного обсуждения отдельных вопросов.

Непосредственное проведение конференции состоит из следующих этапов:

1) регистрация участников конференции и раздача программы выступлений;

2) открытие конференции и вводная часть (выступление, напутственное слово, приветствие конкретных лиц);

3) заслушивание докладов в ходе деятельности секций или круглых столов;

4) обсуждение докладов;

5) кофе-брейк, фуршет в середине конференции (банкет по окончании);

6) экскурсия для иногородних гостей;

7) публикация сборника.

В зависимости от территории, которая задействована в проведении конференции, различают:

1) локальные конференции;

2) региональные;

3) государственные (национальные);

4) государственные конференции с международным участием;

5) международные.

По характеру проведения конференции бывают:

1) научно-теоретические;

2) научно-практические;

3) научно-технологические.

В зависимости от формы участия конференции отличают:

1) очные;

2) заочные;

3) интернет-конференции.

Ролевые, ситуационные, деловые имитационные и интеллектуальные игры

Ролевые и интеллектуальные игры – игры учебного назначения, сущность которых заключается в том, что каждый задействованный в процессе игры принимает на себя определенную роль и моделирует свое поведение в зависимости от выбранной самим участником стратегии. Роль такой игры трудно переоценить: именно в неожиданно сложившейся ситуации, при определенных обстоятельствах, участник овладевает опытом быстро принимать решения, логически действовать, используя имеющиеся у него знания и навыки. Такой метод приобретения знаний исследуется значительным количеством ученых и в научной литературе получил широкое распространение. Так, этот феномен был исследован в работах Репринцевой Е.А., Манделя Б.Р., Гайдунко Ю.А. и других ученых самых различных направлений.

Игровой метод применяется в трех сферах:

- учебной;

- исследовательской;

- оперативно-практической.

Ролевая игра как специфический метод обучения обладает своеобразными признаками:

- наличие взаимодействия и установленных взаимоотношений между участниками игры;

- роль, которую получает каждый участник игры;

- возможность принятия наиболее подходящего в создавшихся обстоятельствах решения при наличии нескольких вариантов;

- своеобразие и особенности каждой роли в игре, которые обуславливают цели участника;

- отработка навыков общения и совместного принятия решений участниками игры;

- возможность применения оценки индивидуально к каждому участнику и определение уровня полученных знаний и их оценка в общем к коллективу. В литературе справедливо отмечается, что хорошо организованная игра ценна тем, что снимает с человека ряд барьеров – таких, как боязнь ошибиться, не знать вообще, выглядеть смешным, некомпетентным и т.д.

Кроме ролевой игры в обучении юриспруденции применяются деловая имитационная и ситуационная игры: все перечисленные относятся к игровым имитационным методам активного обучения.

Деловая игра проводится следующим образом: учебная группа разбивается на ряд подгрупп и проводится рассмотрение конкретного законопроекта или судебного дела.

В ходе деловой игры обучаемые получают возможность не только вникнуть в конституционно-правовую материю, но и "пропустить через себя" процедуру рассмотрения конкретных дел, тем самым усваивая не только суть законопроекта (дела), но и порядок, специфику их рассмотрения.

Преподаватель определяет цели и задачи занятия, студенты сами готовят общий сценарий игры и ролевая структура, разрабатывают критерии оценки участников, готовят письменные выступления и обмениваются деловыми бумагами, преподаватель помогает учебно-дидактическими материалами. Обучаемые заранее знакомятся с фабулой дела, проводят совместные встречи и тренировки (репетиции), что обеспечивает их готовность к предметному взаимодействию на семинаре. Современная наука знает ряд психолого-педагогических принципов подготовки и проведения деловой игры:

1) имитационное моделирование условий и динамики процессов;

2) игровое моделирование содержания и форм деятельности;

3) совместная деятельность;

4) диалогическое общение;

5) двуплановость;

6) проблемность.

Общение при этом следует понимать как речевое взаимодействие, в процессе которого и посредством которого происходят:

1) обмен информацией;

2) управление деятельностью;

3) установление или формирование определенных отношений

Велика социальная и психологическая значимость деловой игры в учебном процессе. Применение деловой игры способствует:

- активизации деятельности студентов;

- развитию познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления. В процессе такой игры студент "разбивает" свою познавательную активность на своеобразные этапы решения познавательных задач; так образовывается и используется познавательная схема – особенности извлечения и обработки информации индивидом.

- поддержке интереса к изучаемой дисциплине;

- развитию творческого воображения, образного мышления;

- снятию утомления.

Кроме того, игра делает процесс обучения занимательным.

Деловая игра как процесс может проходить в несколько этапов:

1) формирование модели объекта;

2) распределение ролей;

3) взаимодействие участников;

4) выработка и реализация в процессе игры цепочки решений;

5) коллективная выработка решений

Кроме игровых, существуют и неигровые методы, к которым можно причислить анализ и обсуждение конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, разбор инцидентов, рассмотрение или создание юридических документов.

Интеллектуальная викторина представляет собой проводимое по заранее объявленным правилам состязание команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных преподавателем, который может корректировать ход мероприятия без ущерба целям учебного процесса.

Технология «портфолио»

Портфолио – это часть самостоятельной работы студентов, которое может быть рассмотрено в качестве одного из существенных элементов модернизации учебного процесса.

Использование такой технологии в процессе обучения в ВУЗе имеет общие и специфические составляющие, а преимущества образовательной технологии состоят в следующем:

1. Органическое интегрирование преподавания, учения и оценивания;

2. Объединение количественной и качественной оценок способностей студента;

3. Поощрение самооценки и взаимооценки студентов;

4. Сотрудничество преподавателя и студента;

5. Форма непрерывной оценки. Непрерывная оценка - процесс установления соответствия характеристик студента требованиям.

Портфолио используется в двух позициях:

1) портфолио-технология;

2) портфолио-продукт.

Портфолио отличаются и могут быть:

- деловыми;

- профессиональными;

- служебными.

В науке существует и иной подход к классификации портфолио:

1) по направленности сбора информации:

а)комплексные;

б) научные;

в) профессиональные;

г) учебные.

2) по оформлению;

3) по представлению;

4) по целям.

Ученые-исследователи сформировали несколько критериев качества портфолио:

1) Развитость мышления (интуитивного, наглядно-действенного, наглядно-образного);

2) Сформированность умения решать задачи;

3) Сформированность прикладных умений;

4) Развитость коммуникативных умений.

Труд юриста весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Постоянно растут требования к личности юриста.

Все большее значение при этом приобретают психологические факторы: наличие у будущих юристов соответствующих личностных качеств и задатков, которые в ходе обучения юридическим специальностям должны быть приведены в систему навыков, умений, обеспечивающих их успех в практической работе. Поэтому не случайно содержание государственных образовательных стандартов вузов направлено на становление и развитие у будущих юристов не только профессиональных навыков, но и умений деловой коммуникации. Модель развития умений деловой коммуникации у будущих юристов, разработанная на основе принципов поликультурности, профессиональной направленности, партисипативности, совместной деятельности преподавателя и студента, вероятно, должна отражать взаимосвязь структурных блоков: целевого, организационного, содержательного, уровнево-результативного. Разработка целей совместной деятельности педагога и студентов предполагает педагогически организованное взаимодействие субъектов этой деятельности, направленное на формирование личностных позиций участников образовательного процесса.

Способ целеобразования определяет ролевое соотношение участников совместной деятельности, позволяя рассматривать содержание цели в качестве характеристики образовательной практики и программы действий.

Условиями образования целей совместной деятельности, определяющими их смысловое содержание, выступают:

- ситуация диалогизма, побуждающая всех участников к порождению и формулировке своих целей в совместной деятельности;

- предоставление возможности каждому участнику совместной деятельности влиять на изменение ее содержания в процессе реализации своих целей;

- рефлексия процесса целеобразования, пронизывающая и организующая пространство совместной деятельности и оформляющая ее границы.

5) Сформированность умений самоконтроля и самооценки, т.е. осуществления рефлексии собственной деятельности.

Выделяют разновидности портфолио по специфике цели использования:

1) Карьерного продвижения – достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в западных странах технология планирования профессиональной карьеры. Портфолио карьерного продвижения представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические - учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.

Портфолио карьерного продвижения в минимизированном варианте должно включать следующие пункты:

-профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

-список пройденных учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей;

-список вне учебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младшекурсников и т.д.);

-описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

-рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.

У портфолио карьерного продвижения двойное предназначение – с одной стороны, оценка учебных успехов и научных достижений, а с другой –оценка готовности к профессиональной карьере.

2) Портфолио личностного развития.

3) Портфолио достижений – один из способов индивидуальной оценки знаний студента, является заключительным этапом и содержит работы, демонстрирующие его прогресс в обучении, и отражает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами.

4) Портфолио-коллектор, представляющее собой материалы или информацию, частично используемую в работе по изучаемой теме и частично переходящую в портфолио по следующим темам.

5) Презентационный портфолио.

6) Портфолио проекта.

Путем изучения "портфолио" были выделены этапы деятельности в его образовательной технологии:

1) мотивация и целеполагание по созданию портфолио;

2) разработка структуры материалов;

3) планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов;

4) сбор и оформление материалов;

5) пробы в презентации портфолио;

6) презентация в рамках цели создания и использования;

7) оценка результатов деятельности.

Портфолио может быть оформлено:

- для собственных целей – портфолио-собственность,

- для преподавателя – портфолио-отчет.

Кроме того, было выявлено двойное предназначение "портфолио студента":

- оценка учебных успехов и научных достижений;

- оценка готовности к профессиональной карьере.

В результате исследования учеными установлен ряд принципов, на которых основана технология "портфолио студента":

- самооценка результатов, являющаяся обязательным разделом (блоком) портфолио;

- систематичность и регулярность самомониторинга;

- структуризация и логичность материалов;

- аккуратность и эстетичность оформления;

- целостность, тематическая завершенность материалов;

- наглядность и обоснованность презентации.

При всех положительных моментах имеются в настоящее время и проблемы, сопутствующие разработке и реализации технологии, среди которых можно отметить следующие:

1) слабая разработанность методической базы;

2) моральная и профессиональная неподготовленность преподавателя;

3) недостаточное развитие мотивации достижений у студентов.

Технология «мастер-класс»

В ходе изучения рассматриваемой технологии учеными были выявлены следующие особенности:

1) возможность обмена мнениями;

2) использование приемов, раскрывающих творческий потенциал мастера и участников;

3) коллективный выбор форм, методов, технологий работы, сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

4) новый подход к философии обучения;

5) постановка проблемной задачи и её решение через проигрывание различных ситуаций;

6) хорошие условия для активной деятельности участников;

7) возможность составления собственного мнения по предлагаемому методическому материалу;

8) акцентирование внимания на процессе познания;

9) многочисленные преимущества работы в малых группах.

Учебная проблемная задача – это познавательная задача, содержащая противоречие для обучающегося, заданное при конкретных условиях учебного процесса.

Существует три метода решения проблемной задачи:

1) аналитический;

2) системный анализ;

3) эвристический.

На основе изученной технологии можно определить основные критерии качества её подготовки и проведения:

1) совокупность методов и условий мотивации по созданию продукта;

2) наличие инновационной идеи, её актуальность в теории и практике;

3) научная составляющая методов обучения;

4) оригинальность выдвинутой идеи;

5) высокий уровень воздействия на аудиторию;

6) неординарность мышления.

Основными приемами проведения мастер-класса принято считать:

а) афиширование (выставление на публичное обозрение);

б) индукция;

в) рефлексия;

г) разрыв;

д) самоконструкция;

е) социализация;

ж) творческое конструирование знания;

з) социоконструкция (этап создания творческого продукта).

Вышеописанные педагогические технологии можно разделить на несколько групп:

- технология воспитания;

- обучения;

- развития;

- управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение лекции, назовите её функции, охарактеризуйте их.

2. Назовите виды лекции, различающиеся по форме дидактических задач

3. Разделите лекции на типы с учетом форм и методов изложения.

4. Что такое беседа? Какие типы беседы вы знаете?

5. Какие виды дискуссии вы можете назвать?

6. В чем состоит основное предназначение "круглого стола"?

7. Какие форматы дебатов вы можете назвать?

8. Какие конференции в зависимости от характера проведения вам известны? Охарактеризуйте каждый тип, назовите его отличительные черты.

9. Назовите отличия, существующие между ролевыми и интеллектуальными играми.

10. Каковы преимущества образовательной технологии "портфолио"?

 

Глава 7. Раздел III. Методы определения уровня полученных знаний и особенности преподавания отдельных юридических дисциплин

Данный этап характеризуется тем, что на указанной стадии все более активную роль играют сами студенты, их действия, а преподаватель в основном наделяется организаторской и контрольной функциями. Так, контроль результатов обучения осуществляется в различных формах:

1) традиционные методы контроля знаний:

а) зачет;

б) экзамен

2) тестирование;

3) итоговое собеседование по результатам деловой игры;

4) разработка и защита работ в форме рефератов и реальных проектов.

Современная наука знает и другие методы контроля полученных студентами знаний.

Целесообразно вкратце рассмотреть некоторые из них.

Проведение тестирования

Тестирование – это процедура, направленная на определение уровня полученных знаний обучающимся, состоящая в проведении тестов – совокупности вопросов с приложением нескольких вариантов ответов, которые испытуемый должен решить в конкретный, строго ограниченный промежуток времени. Тесты имеют состав, структуру и целостность и могут быть традиционными и нетрадиционными. Существует и иная классификация тестов:

- тестовые задания в письменной форме;

- электронные тестовые задания.

Традиционные тестовые задания – иное название обычных, широко известных науке тестов.

Что касается первого вида, то таковой известен науке и практике довольно давно и успешно используется в образовании. В связи с широким применением научно-технических достижений в образовательную систему были введены электронные тестовые задания, преимущества которых следующие:

1) объективность;

2) исключение субъективизма оценки знаний;

3) сокращение времени прохождения теста;

4) сокращение трудозатрат преподавателя;

5) сокращение временных затрат на проверку результатов;

6) охват материала по всем разделам курса;

7) повышение мотивации студентов к более активной работе;

8) повышение качества образовательного процесса;

9) высокая производительность тестов;

10) экономичность и мобильность;

11) простота и прозрачность использования;

12) большая вариативность.

Состав теста – совокупность определенных вопросов или заданий, относящихся к конкретной теме, разделу, параграфу, части.

Структура теста – устойчивая упорядоченность составных элементов теста, т.е. логическая сущность его внутреннего содержания.

Целостность – структурно-функциональное единство элементов теста, механизм поддержания соответствия этих элементов сфере конкретного предмета.

Методике и проблематике такого вида определения полученных знаний как тестирование посвящено множество научных трудов современных исследователей и значительное количество разного уровня докладов, выступлений и конференций.

Тестирование для России – довольно новый метод оценки полученных обучаемым знаний, умений и навыков; хотя сама тестология зародилась еще во второй половине ХIХ в.

В 1866 г. французский врач, психолог и педагог, основоположник специальной педагогики Эдуард Сеген ввел тестирование как один из методов определения уровня развития интеллекта умственно отсталых детей.

Впоследствии метод тестирования был применен английским биологом Френсисом Гальтоном, который сформулировал три принципа:

1) использование ряда одинаковых испытаний для определенного количества испытуемых;

2) сбор и обработка полученных результатов;

3) установление шкалы оценок.

Тестирование как метод определения полученных знаний и как форма занятий для обучаемых только тогда может считаться правильным, объективным и справедливым, если разработаны и действуют:

- единые унифицированные требования к составлению тестовых заданий;

- стандартные требования к тесту как инструментальному средству педагогической диагностики;

- единые требования к технологии проведения тестирования;

- общие научно-обоснованные подходы к интерпретации результатов тестирования.

На сегодняшний день существует несколько требований к проводимым тестам:

- валидность;

- определенность (общепонятность);

- простота;

- однозначность;

- надежность.

Валидностью именуется одна из важнейших характеристик методик и тестов, один из основных критериев их качества.

Определенность – такая характерная черта теста, при которой отсутствует всякое сомнение.

Простота – элемент теста, характеризующийся отсутствием сложности, доступностью в понимании и восприятии.

Однозначность – такая характеристика теста, при которой присутствуют точные формулировки, строгая определенность терминов, понятий, суждений.

Надежность – критерий качества теста, его свойство, позволяющее выполнять заданные функции, и отличающееся точностью, верностью и несомненностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.395 сек.