Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности преподавания специальных юридических дисциплин




Преподавание криминалистики

Криминалистика (от латинского criminalis - преступный, относящийся к преступлению) – самостоятельная научная отрасль знаний о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, сбора, исследования, оценки и использования доказательств.

Криминалистика тесно связана с криминологией, логикой, уголовным и уголовно-процессуальным правом, философией.

Данная дисциплина имеет немаловажное значение в системе юридических наук, а познание её основ позволяет будущему специалисту владеть информацией о тактических приемах производства процессуальных действий; форме организации и методике расследования отдельных видов преступлений; структуре заключения эксперта; порядке оформления результатов исследований и экспертиз и др.

При проведении семинаров и практических занятий студент может:

- получить информацию об использовании информационно-поисковых систем криминалистической регистрации;

- овладеть методиками предварительного изучения объектов, имеющих значение для административных, гражданских и уголовных дел, с целью получения информации;

- научиться использовать технико-криминалистические методы и средства собирания объектов, имеющих значение по административным, гражданским и уголовным делам;

- научиться назначению судебных экспертиз, давать оценку и применять результаты исследований.

Лекционные занятия в обязательном порядке включают демонстрацию слайдов с информацией и изображениями современных устройств, применяемых экспертами-криминалистами. Такой подход особенно удобен, учитывая, что не каждое высшее учебное заведение владеет современными криминалистическими аппаратами и преподавателями-специалистами в данной области.К тому же не каждый ВУЗ имеет свою криминалистическую лабораторию, оснащенную современными технологиями. Семинарские занятия желательно проводить по отдельности для студентов каждой группы. На практических занятиях особенно полезно проведение лабораторных работ.

На первых семинарских занятиях, как правило, посвященных теоретическим познаниям, возможно проведение коллоквиума по таким темам как: "Этапы развития отечественной криминалистики", "Задачи криминалистики". Что касается более "практических" тем ("Идентификационные признаки", "Виды и стадии криминалистической идентификации", "Классификация технико-криминалистических средств"), то здесь оптимально проведение дискуссий, диспутов, круглых столов.

При изучении тематических разделов "Баллистика", "Дактилоскопия" и "Трасология" можно проводить лабораторные работы, а в ходе семинаров по "Фотопортретной экспертизе" при наличии компьютеров для каждого студента давать задания по составлению портрета: так студенты хорошо усваивают правила описания признаков внешности, заставляют активно работать мышление. При недостаточном количестве компьютеров на каждого студента возможно создать парные группы, один из которых займется составлением портрета, а другой по врученной ему фотографии (изображению) попытается описать внешние признаки личности, при этом не предъявляя изображение "эксперту". Так оба задействованных студента, вынужденные работать в паре, оба будут стремиться к одной цели: отображение наиболее правильного портрета описываемого лица; такой способ дает возможность активного обучения всех студентов – и тех, кто занимается описанием, и тех, кто прилагает усилия к составлению портрета.

Преподавание криминологии

Криминология (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение") – это самостоятельная, междисциплинарная, социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, её предупреждение, причины и условия, личность преступника.

В криминологии используются следующие общенаучные методы познания:

- восхождение от абстрактного к конкретному;

- гипотеза;

- динамический и статистический методы;

- исторический метод;

- системно-структурный анализ;

- сравнение.

Кроме того, подлежат применению конкретно-социологические методы:

- изучение документов;

- опросы в форме анкетирования (индивидуального и группового) и интервью;

- наблюдение;

- эксперимент.

Используются следующие специальные научные методы:

- анализ молекул ДНК;

- анализ крови, физиологических жидкостей и выделений;

- биохимический и химический анализ;

- качественный и количественный анализ;

- методы масс-спектрометрии, хроматографии, ядерного-магнитного резонанса и др.

Практические занятия проводятся в целях закрепления теоретических положений, рассмотренных в лекционном курсе и изученных студентами в ходе самостоятельной работы. На практических занятиях студенты должны научиться работать с нормативной документацией и выявить практические навыки использования правовых актов и технических норм, регламентирующих деятельность органов государственного управления, исполнительной власти. Среди особых методов преподавания можно выделить модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей).

В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Основными методами работы преподавателя-модератора являются методы, которые побуждают студента к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

Преподаватель-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами. К каждому практическому занятию целесообразно выдавать список литературы и нормативных документов, а также вопросы для самоконтроля.

Преподавание судебной медицины

Судебная медицина - наука, использующая медицинские и биологические знания, применяющаяся в юриспруденции с целью правосудия.

Это самостоятельная медицинская наука, имеющая свои методы исследования.

Студент в процессе обучения на юридическом факультете должен знать о том, что существует большое количество проводимых в России в связи с расследованием административных, гражданских и уголовных дел судебно-медицинских экспертиз, и в науке предлагается расширить их перечень.

В настоящее время можно говорить о следующих используемых видах судебно-медицинских экспертиз:

- живых лиц;

- трупов;

- гистологическая;

- биологическая;

- трасологическая;

- антропологическая;

- баллистическая;

- химическая;

- биохимическая;

- медицинской деятельности.

Лекции по судебной медицине могут сопровождаться демонстрацией слайдов, так как данный курс более специфичен по сравнению с иными юридическими дисциплинами, содержит большой объем информации,а знания в этой области необходимы для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

По изучению данного курса студенты приобретают довольно широкие навыки и умения: правильное применение полученных знаний о возможностях судебной медицины позволяют будущему специалисту свободно ориентироваться в этой сфере и разбираться в многочисленных профессиональных тонкостях.

На практических занятиях представляется вполне целесообразным ознакомить студентов с образцами следующих документов:

- протокол осмотра места происшествия;

- протокол осмотра трупа;

- постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы;

- постановление о назначении повторной (дополнительной) судебно-медицинской экспертизы;

- направление на судебно-медицинское исследование трупа и др.

Методика преподавания судебной психиатрии

Судебная психиатрия – медицинская наука, которая находится на стыке медицины и юриспруденции и служит правосудию, устанавливая психическое состояние подэкспертных с целью определения их возможности нести ответственность за свои действия (или бездействия), а также их способность правильно воспринимать происходящие события и совершать гражданские акты. Судебная психиатрия как предмет в высшем учебном заведении изучается в основном на лекционных и семинарских (практических) занятиях, в ходе которых студент и приобретает необходимые ему в последующем знания, навыки и умения.

Что касается приобретенных компетенций, то среди них можно отметить следующие: студент должен знать правила назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы; правовое и медицинское значение установления невменяемости у лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Относительно правил назначения и проведения экспертизы – студент должен знать основания назначения экспертизы в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Оптимальный и наиболее эффективный вариант для проведения семинарских занятий – разъяснение студенту правил составления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы в рамках расследования уголовного дела, содержащей информацию об обстоятельствах совершенного преступления и основания (причины) направления лица на проведение такого мероприятия.

Важным является разъяснение преподавателем о постановке вопросов эксперту (экспертам).

Например, в постановлении можно поставить перед экспертом следующие вопросы:

- страдал ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в момент совершения преступления каким-либо душевным заболеванием и если да, то каким именно?

- лишало ли это душевное заболевание способности (указываются фамилия, имя, отчество лица) отдавать отчет своим действиям и руководить ими?

- страдает ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) каким-либо душевным заболеванием в настоящее время и если да, то каким именно?

- нуждается ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в применении мер медицинского характера и каких именно?

Необходимо объяснить студенту, что от правильности постановки вопросов эксперту в большинстве случаев зависит исход уголовного дела, поскольку в случае признания лица (подозреваемого, обвиняемого) невменяемым преступление не признается таковым, а лицо, совершившее его, не будет признано преступником.

Студенту надлежит разъяснить моменты, касающиеся использования нормативной базы, в которую кроме Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст. 79), входят также иные документы различных государственных органов:

- Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 года № 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера";

- Кассационное определение Московского городского суда от 30 мая 2012 года по делу № 22-6814;

- Кассационное определение Суда Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2012 года по делу № 22К-69/2012;

- Определение Московского областного суда от 28 февраля 2012 года по делу № 33-5190/2012;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 года № 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений".

Преподавание судебной экспертизы

Судебная экспертиза как наука и преподаваемая в высшей школе учебная дисциплина связана с иными дисциплинами – криминалистикой, логикой, математикой, психологией, судебной медициной, этикой.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, проводимое на основе использования современных научных и технических достижений, в целях получения заключения сведущего лица по вопросам, связанным с установлением обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

Судебная экспертиза как наука стоит на пороге юриспруденции, а также значительного количества иных дисциплин самых различных направлений.

Студенты, изучающие судебную экспертизу, должны иметь представление о значении и содержании конкретных видов экспертиз, логику и психологию выводов, заключений и мышления эксперта, методику и стадии экспертных исследований, предмет, объекты, задачи и цели экспертиз, причины экспертных ошибок, их последствия и методы предупреждения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные методы изучения конституционного права.

2. Перечислите основные характеристики вводной лекции по административному праву.

3. Что представляет собой контрольно-обучающий семинар по уголовному праву?

4. В чем заключаются особенности преподавания экологического права?

5. Существуют ли различия в методике преподавания международного публичного и международного частного права?

6. В чем заключаются особенности методики преподавания специальных юридических дисциплин?

7. Какие общенаучные методы познания используются в криминологии?

Список литературы

Основная литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 416 с.

2. Беляева И.М., Галюкова М.И. Методика преподавания уголовного права: учебное пособие. Челябинск, 2011. – 92 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2003.

4. Уман А.И., Федорова М.А. Проблемы развития дидактических систем. Монография. Орел, 2012. – 193 с.

Дополнительная литература

1. Дистанционный образовательный процесс: сущность, структура, особенности организации: учебное пособие / Е.Л. Сырцова, О.В. Токмаков; Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2009.

2. Еременко В.И. Активные и интерактивные методы обучения юриспруденции: монография. Барнаул, 2012. – 192 с.

3. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Смирных Е.В. Технология "дебаты" в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2011.- 119 с.

4. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов с применением технологий электронного обучения. Монография. Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 158 с.

5. Лекция как активный метод обучения. Методические рекомендации // Подгот. В.П. Чихачевым. Киев: О-во "Знание" УССР, 1990.

6. Образовательная функция лекции / В.Е. Панасовский. М.: Знание, 1982.

7. Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б., Князев А.И. Инновационное преподавание юридических дисциплин в вузе: активные и интерактивные формы проведения занятий: учебное пособие. Сыктывкар, 2012. – 92 с.

8. Полемика - диспут - дискуссия / С.А. Минеева. М.: Знание, 1990.

9. Техники ведения беседы / Аня фон Канитц; пер. с нем. О. Е. Ефимцевой. Москва: ОМЕГА-Л: Smart book, 2008.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.