Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды подсознания




Без участия сознания

Разумеется, в жизни мы совершаем много действий и без помощи сознания, например, поедание супа ложкой. Выполняем простую операцию (двигаем рукой, подносим ложку ко рту, зачерпываем суп и снова подносим ложку) – машинально. Но действие будет доведено до автоматизма, лишь когда пройдет много времени. Сознанию нужно приложить усилия, чтобы этому научиться. Понаблюдай за маленьким ребенком, который еще только учится есть с ложки, – и поймешь, о чем я говорю. Можно ли психотехниками научить ребенка есть ложкой, без участия в этом сознания? Ответ, пожалуй, очевиден. Так зачем все эти психотехники? И зачем нам нужно наше бессознательное, подсознательное и вся эта психология? Мы хотим знать, кто, как и чем программирует наши мозги!..

Подсознание у нас, конечно, одно, но мы с тобой произведем некоторый структурный анализ функций подсознания, чтобы стало понятно, кто, как и когда на него влияет.
Социальное подсознание – совокупность социальных норм, взглядов, установок и форм поведения. Эта функция определяет, что хорошо, а что плохо. Программируется социальное подсознание родителями, друзьями, педагогами, кумирами… – людьми, значимыми для нас. В дальнейшем функционирует самостоятельно, удерживая тебя в рамках усвоенных норм и правил.

Актуальное подсознание – это навыки, знания и умения, которые постоянно должны быть под рукой. Например, ты знаешь два иностранных языка: одним пользуешься постоянно, а другим – редко. В актуальном подсознании будет тот язык, которым ты часто пользуешься. А второй уйдет в общее подсознание. Общее подсознание – свалка всего, что ты накопил за свою жизнь и то, что неактуально для текущей сознательной деятельности. Другими словами, это наш архив, табличка history в базе данных. Скрытое и подпороговое обращение к этой части подсознания невозможно. Телесное (сенсорное) подсознательное – это наша потребность пить, есть, спать, чувствовать себя в безопасности. Задача телесного подсознания: заботиться о целостности организма; грубо говоря, не дать тебе умереть. Причем, телесное подсознание делит мир на черное и белое, ему все равно, насколько вреден гамбургер, если пища приносит удовольствие, – это хорошо. Подсознание в этой своей функции будет стремиться к приятному и избегать неприятного. И все рекламные ролики, направленные на использование мотива боли и страха (мол, съешь много и будешь толстым, а потому питайся правильно), не будут работать. Потребитель такую рекламу запомнит, но побуждающего действия у него она не вызовет. Так что, даже если мы решим воздействовать на подсознание, то успеха не будет, потому что, как ты уже понял, без участия сознания ничего не добиться. И что же, реклама вообще не работает? Воздействия невозможно в принципе?

Разумеется, работает, и часто – как раз используя механизм автоматизма, о котором я уже упоминала. Просто надо понимать и разделять влияние рекламы на наше внимание, и влияние рекламы как некий механизм, способный заставить нас купить тот или иной продукт только на основании мифического влияния на подсознание.

Бессознательное = подсознание?

Дедушка Фрейд, известный любому школьнику как гуру и родоначальник психоанализа, разделял нашу психику не только на сознание и подсознание, но еще и на бессознательное, и язык образов. Последний часто применяется в рекламе и использует образы нашего бессознательного. Это уже куда интереснее с той точки зрения, что понимание механизмов бессознательного дает хотя бы приблизительное понимание, в каком русле нужно воздействовать и как вообще поставить бессознательное на службу наших интересов.

Выбор вслепую Ты, наверняка, не раз видел и, может, даже участвовал в многочисленных акциях в крупных супермаркетах. Эти так называемые дегустации иногда не просто реклама, а целое маркетинговое исследование. На одной из таких акций исследователи провели эксперимент. Они давали пробовать один продукт, оформленный в упаковку сходного конкурирующего продукта, и таким образом выясняли, что же является определяющим фактором при покупке. Результаты были поразительными. Оказалось, что люди, выбирая товар, неосознанно переносят свои впечатления и ощущения от упаковки на сам продукт. Вот что с нами делает наше бессознательное. Большинство просто не различает упаковку и товар. И вот такую особенность нашей психики грамотные маркетологи используют в своей рекламе. Реклама влияет на наше первое впечатление. Если производитель увеличил количество свежих ягод в йогурте, поднял немного цену и написал на упаковке «Новинка! Вдвое больше свежих ягод!» – это будет честно. Но если он продает то же самое по более высокой цене, но в новой упаковке, которая имеет больший успех у покупателя, то это смахивает на мошенничество. Хотя по сути, одно и то же. В первом варианте мы осознаем, чем продукт стал лучше, а во втором – не осознаем этого. И кто тут мошенничает? Производитель, улучшающий вид упаковки и поднимающий цену, или наше бессознательное, которое не умеет отделять одно от другого?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.