Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятая — дает характеристику творческих форм массово-инфор­мационной деятельности: МИ — информационная политика — типы творчества — творческие формы - методологическая культура




Третья — описывает субъективную сторону функционирова­ния журналистики: МИ — свобода журналистики — исторические типы журналистики — журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналист­ском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) — качества журналистов как профессионалов.

Вторая — дает представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике: МИ — социальная позиция в журналистике — СМИ как социальный инсти­тут — социальные типы журналистики.

Первая группа категорий раскрывает социальную роль журна­листики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ — функция — аудитория — функционирование — результа­тивность.

Готовя информацию, необ­ходимо избегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлекательного подхода, который неизбежно при­водит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры».

Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным синонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средства массовой информации». Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче ин­формации составляет специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях.

При этом «информация» — это и самое простое, массовидное, общепонятное явление в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой инфор­мации). И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности, так как высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством комментирования, но и зависит также от высокого качества работы с аудиторией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «достигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение.

 

Когда говорят об информаци­онной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию.

 

Определение «массо­вая» несет в себе глубокий смысл и требует серьезного анализа. Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. ко всем, или к большинству, или к большей части (народа, социаль­ного слоя или группы, жителей региона, работников отрасли, лю­бителей определенных занятий и т.д.), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной инфор­мации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью, ориентированностью на формирование сознательной и активной личности данного об­щества.

Другими словами, массовая информация обращена к мас­совому сознанию (как широкой общественности, а в пределе — «всем», так и к малой группе или даже отдельной личности в ее общественно-гражданском качестве).

Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявля­ющейся в информационной политике канала массовой информа­ции. Именно ради реализации своей массово-информационной политики учредитель создает канал журналистики; журналист со­бирает, компонует и посредством текстов распространяет массо­вую информацию, обращая ее к массовой аудитории и социальным институтам.

 

«Массовая информация» (центральная категория) является ос­новной отправной точкой для развертывания совокупности дру­гих общих понятий. Исходя из центральной категории, все другие группируются вокруг нее через ряд цепочек, каждая из которых раскрывает определенную группу взаимосвя­занных закономерностей массово-информационной деятельности. Таких цепочек можно выделить пять.

Четвертая группа категорий обращена к используемым в жур­налистике средствам «доставки» массовой информации: МИ — сред­ства коммуникации — каналы и типы изданий и программ — система и взаимодействие — распространение.

Система категорий, освоенная журналистами, позволяет не только понять сущность журналистики, но и получить общенауч­ные ориентиры практической деятельности для сознательного и эффективного решения творческих задач.

 

· Задачи курса

В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Основ тео­рии журналистики» заключается в том, чтобы, прежде всего, ввес­ти в сферу научного знания о журналистике как будущей области практической деятельности каждого работника средств массовой информации. Это задача многосоставная и очень трудная.

Эта трудность объясняется тем, что, во-первых, начинающий, как правило, имеет поверхностные представления о той области, закономерности которой ему предстоит постигнуть, а потому у него нет достаточной базы для освоения сложных проблем жур­налистской деятельности. Между тем без обращения к теоретиче­ски сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обой­тись нельзя. Ведь очень скоро студент-журналист войдет в жизнь редакций, а без владения (хотя бы «вводного») теоретическими основами практическая деятельность крайне затруднена и обречена на различные «шатания». Притом упрощенное, облегченное изло­жение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практи­ческом смысле. Поэтому вводить студентов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, разумеется, учитывая уровень их подготовленности . Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности са­мого предмета без упрощения, но максимально доступно.

Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся пред­стоит ввести во всю систему категориального знания о журналис­тике и таким образом заложить фундамент всего здания универ­ситетской подготовки журналистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.